Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Детально
2 Июля 2004, 16:20

Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури отметит в этом году 85-летний юбилей

4 декабря этого года Башкирский государственный академический театр драмы имени народного поэта Мажита Гафури будет отмечать 85-летие со дня основания. Главный театр республики был учрежден 4 декабря 1919 года в городе Стрелитамаке, ранней столице Башкирской автономной советской социалистической республики. Художественным руковод...

4 декабря этого года Башкирский государственный академический театр драмы имени народного поэта Мажита Гафури будет отмечать 85-летие со дня основания. Главный театр республики был учрежден 4 декабря 1919 года в городе Стрелитамаке, ранней столице Башкирской автономной советской социалистической республики. Художественным руководителем и директором стал известный в театральном мире России начала XX века актер и режиссер, основатель первых сценических объединений в Башкортостане Валиулла Муртазин-Иманский.
Возглавляемый им коллектив складывался в течение длительного времени из различных творческих групп и ассоциаций. Кровное родство башкирского и татарского народов, единство веры, классической культуры, литературного языка объединяет ранний башкирский театр с татарским. Сильное формообразующее влияние оказал на башкирское сценическое искусство в период его становления русский театр - классическая русская драма, новаторство МХАТа, театральный модернизм в России, политический театр эпохи Октябрьской революции и гражданской войны.
Первый спектакль БГАТД - драматическая хроника "Богатырь Салават" ("Салауат батыр"), поставленная Муртазиным-Иманским в декабре 1919 г., адекватно отражал художественно-эстетические посылки театра в сценических формах "народного представителя ", ссылавшегося, в свою очередь, на каноны национального обряда, общественного и священного.
На аналогичные поэтические формирования опирался весь коренной репертуар БГТД. Это драматическая поэма на коранические мотивы "Азазель", драмы "Ашкадар" и "Алпамыша" по легендам и героическим сказаниям башкир, трагедии "Мактым-хылу" и "Карагул", "Зульхабира", "Янгура" на темы социальной истории народа и др.
В традицию башкирского национального искусства прочно входят некоторые произведения русской и татарской драматургии, как, в частности, знаменитая мелодрама Мирхайдара Файзи "Галиябану".
С расширением в 1922 г. территориальных границ БАССР (Большая Башкирия) и перемещением столицы республики в Уфу стерлитамакская труппа сливается с татаро-башкирской труппой Уфимского государственного Показательного театра.
Объединенный коллектив формирует два состава стационарный и передвижной - Башкирский государственный Передвижной театр (БПТ) для работы в республике, а также - башкирских районах и регионах страны. В Башкирском государственном техникуме искусств открывается театральное отделение (1926), учебный процесс которого вписывается в план художественной работы главного театра. В самом БГТД создается студия для изучения основ "системы" Станиславского: теория и практика великого реформатора мировой сцены становится фундаментальной основой искусства башкирского театра. Способы организации и построения сценического действия по образу и подобию народного обряда сомкнулись с универсальной методологией театрального реализма.
Художественно-эстетические преобразования в БГТД на новом этапе возглавляет актер, режиссер и театральный педагог Макарим Магадеев. В театре складывается плеяда актеров и режиссеров, которые аттестуются высокими званиями. Вместе с пионерами национальной сцены, как Хазиахмет Бухарский (Галимов), Диля Габдульманова-Даутова, Исхак Зайни, Амин Зубаиров, Галимъян Карамышев, Марфуга Муртазина-Иманская, Гималетдин Мингажев, Танхылу Рашитова, Фахерниса Самитова, Гиниятулла Ушанов, Елизавета Шляхтина-Сыртланова, Бедер Юсупова и в театре служат Зайтуна Бикбулатова, Талига Бикташева, Валиахмет Галимов, Тимербулат Имашев, Хусаин Кудашев, Арслан Мубаряков, Асия Рафикова, Ахмет Садыков, Аклима Садыкова, Сахи Сайтов, Рим Сыртланов, Газим Тукаев, Рафгат Файзи, Габдулла Шамуков, Рагида Янбулатова и другие актеры.
Эти деятели театра вместе с композиторами, художниками придали национальной сцене ее классический облик. В 1935 г. Башкирскому государственному театру драмы было присвоено звание академического.
Становление классического образа творчества БАТД идет под знаком социалистического реализма. Своебразие момента заключалось в том, что коммунистическая идейность могла принимать в произведениях башкирского театра прямой программный характер и она же могла раствориться в смежных созидательных категориях искусства, как народность, национальная характерность, интернациоанализм.
Репертуар БАТД 1920-1930-х гг. устанавливал необходимое равновесие между жизненными темами, осваиваемыми театром, и их художнической интерпретацией в спектакле. Динамизм идейно-эстетических основ искусства БАТД, глубокий реализм социально-психологического изложения художественной темы, диалектика художественно-поэтических средств в творчестве артиста позволяли театру работать в пограничных областях искусства, где сходились главные направления мировой сцены: реализм, модернизм, мифология.
И сводная афиша академической труппы Башкортостана представляла астрономически большое число классических и современных произведений, вводящих зрителя во все аспекты человеческого бытия, ориентированного, главным образом, идеями гуманизма, общественного и нравственного добра, справедливого мироустройства. Классическая библиотека театра называла имена Фирдоуси, Калидасы, Сервантеса, Лопе де Вега, Шекспира, Шиллера, Гейне, Пушкина, Гоголя, Островского, Толстого, Чехова, Горького и многих др. Содержательные идейно-эстетические формирования, животрепещущие художественно-поэтические явления кристаллизовались в репертуаре, ярко представленном спектаклями "Салават и Пугачев", "Салават", "Салават Юлаев", "Башкирская свадьба", "Исход" и "Портфель", "Алатау" и "Завод", "Сакмара", "Дружба и любовь", "Зимагоры", "Товарищ Сибай", "Черноликие", "Запоздавший приказ, или Валидовщина", "Тансулпан", "Человек с ружьем" ведущих драматургов республики.
Жизненно важные перемены пришли в БАТД в 1955-1985 гг. возрождения сильных гуманистических традиций академической труппы Башкортостана и демонстрации ее способности быть на гребне нравственного и эстетического развития человечества.
Точно с трагедийных спектаклей "Макбет" по пьесе Шекспира, "Магомет" Вольтера, "В ночь лунного затмения" Карима, "Нашествие" Леонова начинается отсчет нового времени в художественной биографии труппы.
В театр за это время пришли актеры, ставшие подлинными новаторами в национальном искусстве: 3инира Атнабаева, Роза Каримова, Гюлли Мубарякова, Гузель и Хакимъян Сагитовы, Муллаян Суяргулов, Ильшат Юмагулов, Хамидулла Яруллин - выпускники Российской академии театрального искусства. Раскрепощению художественной мысли в искусстве, утверждению свежей сценической речи много способствовали воспитанники уфимской театральной школы Ахтям Абушахманов, Тансулпан Бабичева, Загир Валитов, Илсияр Газетдинова, Суфия Курбангалеева, Рафиль Набиуллин, Ильдар Саитов, Хурмат Утяшев, Олег Ханов, Рамзия Хисамова, Танзиля Хисамова, Хамид Шамсутдинов, Эльвира Юнусова и др.
Ключевое место в образе творчества БАТД занимают сценограф Тан Еникеев, композитор Рим Хасанов. И уже сегодня, в труппе талантливые, свободные в своих эстетических взглядах, поэтических влечениях, популярные актеры: Светлана Хакимова, Гаяз Алтыншин, Алмаз Амиров, Алсу Галина, Азамат Гафаров, Сара Буранбаева, Азат Зиганшин, Гузель Маликова, Хаким Муртазин, Гульнара Фархиева, Сагидулла Байзигитов, Гульнара Амирова.
В творческом процессе, все прочнее связи искусства и жизни, отныне принципиально важна роль национального писателя в БАТД. Здесь состоялась театральная биография народного поэта Башкортостана Мустая Карима, удостоенного Ленинской премии за трагедию "Не бросай огонь, Прометей!", Государственной премии РСФСР им К.С.Станиславского за трагедию "В ночь лунного затмения", произведения с благородной философской проблематикой.
Спектакли "Лунные вечера Айсылу", "Дуга с колокольчиками", "Тринадцатый председатель", "Красный паша", "Матери ждут сыновей", "Нэркес", "Утраченные грезы", "И судьба - не судьба!" вернули театру классическое совершенство поэтической формы.
Вместе с тем традиционный реализм в художественном творчестве БАТД не закрывает доступа для параллельных поэтических течений и иных колористических эффектов в мировом искусстве. В эстетику БАТД вписались идейно-художественные искания и обретения мирового театра от Брехта до Брука, от Сартра до Ионеско, от Роже Гароди до Гротовского и Анатолия Васильева.
Отныне образ мышления башкирской сцены открыто и тесно примыкает ко множеству идей, коренящихся и в реализме, и в модернизме, и в мифологии.
В 1997-2000 годах театром возглавлял актер и режиссер Азат Надыргулов, ученик известного режиссера и театрального педагога А. Васильева, агента театральной глобалистики и общечеловеческой культуры в русском театре.
Эстетика башкирской сцены сегодня, как жизнь человека в вере, открыта для разных сторон. Театр по-прежнему играет всего Мустая Карима, и национальные знамения старым порядком манят его как знак провидения. Вместе с тем, заповедное место на его афише занимает первое перо современной башкирской театральной литературы Флорид Буляков (Государственная премия РФ 1996 года за трагифарс "Отчаянная, или Бибинур, ах,Бибинур!..."), творчество которого обращено ко всей системе поэтических ценностей мирового театра. А такие спектакли БАТД последних лет, как "Последнее Море Чингисхана", "Сорок свечей надежд твоих", "Одолжи мне жеребца!", "Дочь степей", "Нэркес", "Мою жену зовут Морис" равным образом черпают из сокровищниц общечеловеческой культуры. Театр совершенно волен в своем выборе. И этим привлекателен для современного зрителя. Публика может найти в репертуаре театра то, что может по-настоящему заинтересовать ее, увлечь.
К этому можно добавить, что коллектив театра - любимец не только уфимской публики. Его знают в самых отдаленных уголках Башкортостана и далеко за его пределами. А 5 июля башкирские академики будут отстаивать честь республики на международном фестивале в Стамбуле, где выступят со спектаклем "Нэркес".
Автор: Алия Давлетшина
Читайте нас: