Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.00 ↓

EUR 66.08 ↑

27 июня Вторник

Уфа   °

Какой договор лучше всего заключить при использовании личного автомобиля для нужд организации?

Учредитель и генеральный директор организации (в одном лице) планируют использовать свой личный автомобиль для нужд организации. При этом на автомобиле будет ездить другой сотрудник.

При каких условиях можно будет затраты, связанные с содержанием автомобиля, максимально включать в расходы организации для целей налогообложения?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Затраты, связанные с содержанием автомобиля, в рассматриваемой ситуации можно будет включить в расходы предприятия для целей налогообложения при заключении следующих договоров:

1) договора аренды транспортного средства без экипажа;

2) договора безвозмездного использования автомобиля (ссуды).

При этом наиболее целесообразным видом договорных отношений между предприятием и учредителем (владельцем) автомобиля мы считаем аренду автомобиля без экипажа. Подробности приведены ниже.

Обоснование позиции:

Поскольку за рулем автомобиля будет находиться сотрудник предприятия, не являющийся владельцем автомобиля, мы не рассматриваем такие варианты отношений между предприятием и учредителем, как выплата компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля или аренда автомобиля с экипажем, как неприменимые в рассматриваемой ситуации.

Аренда автомобиля без экипажа

В соответствии со ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. В силу ст. 645 ГК РФ арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, включающие и приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) (ст. 646 ГК РФ). Соответственно, расходы, связанные с исполнением этой обязанности арендатора, могут распределяться между арендатором и арендодателем любым образом по соглашению сторон. Если соответствующего условия договор не содержит, эти расходы возлагаются на арендатора (абзац 2 п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Арендатор вправе учесть такие расходы в целях налогообложения прибыли, подтвердив их соответствующими документами (письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780).

Факт арендных правоотношений можно подтвердить такими документами, как договор аренды (в силу положений ст. 643 ГК РФ договор должен быть заключен в письменной форме), акты приема-передачи имущества от арендодателя арендатору и обратно, соответствующие платежно-расчетные документы.

Предусмотренная договором аренды транспортного средства арендная плата относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг, согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/806). В общем случае датой отражения арендной платы является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, если данное условие отсутствует, полагаем, расходы можно учесть в последний день отчётного периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Расходы на ГСМ могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом необходимо учитывать назначение используемого транспорта — такой вывод сделан в письме УФНС России по г. Москве от 13.04.2007 N 20-12/035154. По мнению специалистов налогового ведомства, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, в том числе затраты на приобретение ГСМ, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть списание расходов на ГСМ должно быть не только экономически обосновано, но и документально подтверждено. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649.

При управлении транспортным средством арендатор должен иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документы, перечисленные в п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения". Смотрите также п.п. 82, 83 Приказа МВД РФ от 02.03.2009 N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения". В числе таких документов указаны путевой лист и товаросопроводительные документы.

Основным документом для учета использования топлива являются путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность всех затрат, связанных с использованием автотранспорта (смотрите письма Минфина России от 13.04.2007 N 14-05-07/6, от 29.12.2006 N 03-05-02-04/192, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@, от 22.02.2007 N 20-12/016776 и от 20.09.2005 N 20-12/66690).

В настоящее время организация вправе продолжать использовать унифицированные формы первичных учетных документов или утвердить самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов. Применяемые формы первичных учетных документов подлежат утверждению в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций").

Так, форма путевых листов для автотранспортных предприятий утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Кроме того, приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты и Порядок заполнения путевых листов (далее — Приказ N 152). Поэтому при самостоятельной разработке организацией путевого листа, содержащего необходимые реквизиты первичного учетного документа в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, можно воспользоваться Приказом N 152 (смотрите письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308).

Ранее представители финансового и налогового органов считали, что в целях соблюдения требования об экономической обоснованности расходы на ГСМ необходимо было списывать согласно утвержденным нормам расхода топлива (письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281). Базовые нормы расхода ГСМ установлены Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее — Рекомендации), введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

В своих же последних разъяснениях финансовое ведомство признает, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ, и указывает на то, что налогоплательщик вправе (но не обязан) руководствоваться Рекомендациями при определении экономической обоснованности понесенных расходов (смотрите письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).

Возможность признания в расходах для целей налогообложения затрат на ГСМ по арендованному автомобилю подтверждается и в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2014 N Ф04-9923/14 по делу N А46-15928/2013.

Кроме арендной платы по договору аренды транспортного средства (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ) и расходов на ГСМ, которые на основании путевых листов могут быть учтены как затраты на содержание служебного транспорта в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ), предприятие-арендатор в целях налогообложения прибыли может учесть следующие расходы (письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-06/1/844, от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763, от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649, от 29.11.2006 N 03-03-04/1/806, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076207@):

— расходы на ремонт (п. 2 ст. 260 НК РФ (если арендуется амортизируемое имущество), пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (если арендуется имущество, не являющееся амортизируемым, например, в случае аренды транспортного средства у физического лица), письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51, от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470);

— затраты на приобретение запасных частей (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ);

— расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности (пп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ, п. 1 ст. 263 НК РФ, ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств");

— расходы на добровольное страхование транспорта (пп. 1 п. 1 ст. 263, п. 3 ст. 263 НК РФ);

— расходы на добровольное страхование гражданской ответственности при условии, что такое страхование:

а) является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями (пп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ);

б) является условием ведения деятельности организации (пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ).

На основании пп. 4 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 НК РФ доходы, полученные физическим лицом от сдачи имущества в аренду (арендная плата за использование автомобиля), являются объектом обложения НДФЛ. В случае, если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, организация, от которой налогоплательщик получил доход, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налогообложение физического лица, являющегося резидентом РФ, производится по ставке в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Выплаты физическому лицу, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не являются объектом обложения страховыми взносами (часть 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Безвозмездное использование автомобиля

В соответствии со ст. 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного представления.

Соответственно, обязанности по уплате арендной платы при заключении такого договора не возникает. В то же время у организации, получившей имущество по договору безвозмездного пользования, безвозмездно полученные имущественные права будут признаваться внереализационными доходами в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ (письма Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/37, от 17.10.2005 N 03-03-04/4/63). Из п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 следует, что положения п. 8 ст. 250 НК РФ подлежат применению и при безвозмездном получении права пользования вещью, которое является имущественным правом.

При оценке доходов от безвозмездного пользования имущественными правами следует исходить из их рыночной цены на аналогичные имущественные права, т.е. из среднерыночной величины арендной платы за автомобиль такой же марки в соответствующем регионе. Из многочисленных разъяснений специалистов финансового ведомства следует, что налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества (смотрите, например, письма Минфина России от 07.03.2014 N 03-03-06/1/9966, от 01.10.2012 N 03-03-06/4/100, от 30.08.2012 N 03-03-06/1/444, от 18.05.2012 N 03-03-06/4/38, от 12.05.2012 N 03-03-06/1/243).

В письме Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/37 также указано, что в том случае, если имущество, полученное по договорам безвозмездного пользования, используется с целью извлечения дохода, расходы, связанные с использованием такого имущества (в частности, расходы по приобретению ГСМ), могут быть учтены в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ (расходы должны быть экономически оправданными и документально подтвержденными). Порядок списания, экономического обоснования и документального подтверждения расходов на ГСМ будет аналогичным, как и при оформлении договора аренды автомобиля (рассмотрен в предыдущем разделе).

К расходам по содержанию автомобиля, которые обязан нести ссудополучатель-предприятие, не относится транспортный налог, так как обязанность по его уплате в соответствии с законом несет налогоплательщик, на имя которого зарегистрировано транспортное средство (пп. 1 п. 1 ст. 23, ст. 357 НК РФ, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2011 N Ф08-2936/11). Впрочем, это верно и при аренде автомобиля.

Таким образом, расходы на приобретение ГСМ и другие расходы по содержанию автомобиля могут быть учтены в целях налогового учета. При этом (в силу отсутствия арендной платы, то есть дохода учредителя) объект обложения НДФЛ и страховыми взносами во внебюджетные фонды отсутствует.

Сравнение вариантов

Аренда автомобиля без экипажа позволит признать для целей налогообложения расходы на содержание автомобиля. Недостатком являются необходимость начисления арендной платы, перечисление ее собственнику автомобиля и удержание с нее НДФЛ 13%.

Безвозмездное использование автомобиля предприятием также позволит признать для целей налогообложения расходы на содержание автомобиля. При этом арендная плата и ее налогообложение отсутствуют. Однако при этом предприятие должно будет увеличить налогооблагаемую прибыль на среднерыночную величину арендной платы и начислить с нее налог на прибыль по ставке 20%.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РКА Буланцов Михаил

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть