81.5
-2.8
«Изображения в пещерах Башкирии и Франции имеют очень близкое стилистическое сходство. Расстояния достаточно большие, но общая культура, общие идеи явно прослеживаются. Это идеи универсальности, близости культур, - подчеркнула Натали Фурман. - Во Франции ваша пещера известна по фотографиям. Я сразу отметила сходство, которое имеется с пещерами франко-кантабрийской зоны. Но после того, как я увидела всё это воочию, я еще больше поражена! Сама по себе пещера Шульган-Таш очень впечатляет, она огромная, красивая, и по сравнению с фотографиями, которые я видела, изображения оказались еще более живыми и впечатляющими. Мы долго разглядывали живот верблюда, там есть интересные детали».
«Я взволнован визитом в пещеру. Я получил очень сильное визуальное впечатление от изображений, и меня впечатлило состояние сохранности пещеры. Есть детали, которые позволяют четко перекинуть мостик к западным пещерам. Стилистическая обработка мамонта, лошади имеют характерные для палеолитического периода детали. Фигуры оказывают мощное впечатление на зрителей. Идея близости культур, когда переносили какие-то движимые объекты искусства, понятна, но сходство наскальной живописи действительно поражает».
«Есть предположение, что дорожка, ведущая к верблюду, образовалась не естественным путем, а ее обустроили сами люди. Пока это только наблюдение, его нужно тщательно изучить, чтобы подтвердить. Пещера Шульган-Таш - это настоящий памятник, потому что размеры пещеры позволяют быть одновременно десяткам людей по сравнению с меньшими размерами других пещер, где могли находиться только два-три человека».
«За четыре года полностью была изменена динамика пещеры. Работала над этим вся наша команда. Сейчас мы видим результаты работы по охране пещеры. Дальше нужно наблюдать и обсуждать, продолжать очищать или нет, - соощил Эудалд. - Каждый раз, когда я вновь оказываюсь в пещере, я приятно удивлен результатами. Сегодня я еще раз получил удовлетворение от проделанной работы».