Все новости
Политика
20 Октября 2006, 18:49

В Уфе вышла книга "Год без Мустая"

В Уфе, в канун двух памятных дат - годовщины со дня смерти народного поэта Башкортостана Мустая Карима (21 сентября) и дня его рождения, который отмечается сегодня, вышла книга "Год без Мустая". Это литературно-художественное издание составили дети Мустафы Сафича - Ильгиз и Альфия Каримовы.Книга отпечатана в изда...

В Уфе, в канун двух памятных дат - годовщины со дня смерти народного поэта Башкортостана Мустая Карима (21 сентября) и дня его рождения, который отмечается сегодня, вышла книга "Год без Мустая". Это литературно-художественное издание составили дети Мустафы Сафича - Ильгиз и Альфия Каримовы.
Книга отпечатана в издательстве "Мир печати" тиражом 1000 экземпляров. Допечатная подготовка осуществлена на базе издательства "Инеш". Формат издания - журнальный. В сборнике 216 страниц. Использованы фотографии известных уфимских фотожурналистов, а также архивные снимки, хранившиеся в семье Мустая Карима. Вот, пожалуй, все краткие сведения, касающиеся самого издания. Это сухая статистика.
Но стоит только открыть книгу и перелистать ее страницы, как тут же попадаешь в атмосферу дружной семьи Каримовых, слышишь голоса его друзей и близких. Кроме воспоминаний родственников поэта, в сборник вошли статьи, написанные людьми, которые хорошо знали Мустая Карима, подолгу общались с ним. Каждый автор постарался припомнить самый интересный, самый важный эпизод, высвечивающий характер Мустафы Сафича, его отношение к людям. Все отмечают, что это был удивительно добрый, мудрый, щедрый человек, с широкой душой и открытым сердцем. Как тяжело говорить в прошедшем времени о нашем прославленном современнике, дружбой с которым гордились многие. Но, увы, он ушел погожим сентябрьским днем и оставил нам свое замечательное наследие...
Буквально из каждой статьи, помещенной в книге, можно привести яркую цитату, и не одну. Некоторые из публикаций уже увидели свет в республиканских и городских изданиях, например, статьи писателя Камиля Зиганшина "Дорога к солнцу", журналистов Ирины Николенко "Веселый грустный человек" и Оксаны Кузьминой "По Бекетовской к Мустаю". Но большинство можно найти только в этом сборнике. В воспоминаниях друзей и близких Мустафа Сафич предстает разным: и веселым, и печальным, и усталым.
Гюльнар Мыздрикова вспоминает свои беседы с Мустаем Каримом во время подготовки интервью (а ей не раз выпадало счастье общаться с этим выдающимся писателем). В один из дней 1999 года он был не в лучшем настроении: "Не хочется говорить о сегодняшнем дне. Оно ничейное: не мое, не твое и даже не новых русских. Если бы я был гением, я не ощущал бы времени. Гении приходят навечно. Мы, обычные, не можем не чувствовать времени, нас давит оно, хотя порою можем ненадолго вырваться из него. Кайсын Кулиев показал, что он великий поэт, столько времени был в изгнании - привез два тома сочинений. Я не знаю, хватило бы у меня сил писать в таких условиях".
В книге "Год без Мустая" даны и дневниковые записи поэта, которые ранее не публиковались. Их подготовил сын, Ильгиз Каримов, прекрасный литератор и переводчик. И вот что подумалось: "Мустай Карим - очень счастливый человек. Он оставил после себя таких замечательных, благодарных детей. Не каждому дано такое счастье".
Спасибо составителям за этот сборник-реквием, спасибо от всех читателей! Единственное, с чем трудно согласиться, - так это с размещением фотографий, сделанных на похоронах Мустая Карима, в самом начале книги. Хочется помнить Поэта живым! С чуть заметной улыбкой и затаенной грустью в глазах. С мудрым взглядом человека, который был гением, хотя применительно к себе он это слово не употреблял.
Наверное, у каждого из пишущей братии в нашей республике был "свой Мустай Карим". Как и "свой Пушкин" у любителей русской поэзии. И автору этих строк довелось быть в гостях у Мустая Карима, разговаривать с ним по телефону, слышать его выступления на писательских и журналистских съездах, на встречах с читателями. Каждое сказанное им слово теперь вспоминаешь иначе - как завещание, как призыв "жить на солнечной стороне улицы". Автор: Любовь Колоколова
Теги:память
Читайте нас: