Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Экономика
14 Февраля 2009, 11:53

Герой Советского Союза генерал Тагир Кусимов - гордость башкирского народа

14 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Тагира Таиповича Кусимова. Уроженец деревни Кусимово Абзелиловского района с сентября 1928 года связал свою жизнь с Красной Армии, где, прослужив свыше сорока лет, прошел путь от курсанта до генерал-майора. Окончив в 1932 году объединенную татаро-башкирскую школу им. Татарского ЦИКа в Казани, а в 1937 году - курсы усовершенствования командного состава, перед началом Великой Отечественной войны он служил в Закавказском военном округе.
На фронт Великой Отечественной попал в апреле 1942 года в качестве командира 58-го гвардейского кавалерийского полка, прославленной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. За время войны часть подполковника Кусимова освободила 19 населенных пунктов, форсировала реки Десна, Снов, Сосница, Днепр. Гвардии подполковник Тагир Кусимов особо отличился при форсировании Днепра 27 сентября 1943 года. Преследуя противника, 26 сентября полк первым вышел к Днепру, не дав немцам укрепиться на правом берегу реки. На плотах, сделанных из дверей, 27 сентября под артиллерийским и минометным огнем противника полк переправился через реку в районе западнее Дымарка и Неданчичи. Здесь, отбив контратаки противника, создал плацдарм до 2,5 км, что обеспечило переправу других частей дивизии. При незначительных потерях личного, конского состава и техники полк Кусимова уничтожил за одни сутки 77 солдат, двух офицеров противника, захватил 15 автоматов, 4 ручных пулемета, более 50 винтовок, 3 станковых пулемета. За успешное форсирование Днепра Тагир Кусимов награжден орденом Суворова III степени, а 15 января 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.
Об одном из эпизодов славного пути 112-й Башкавдивизии написал в своем очерке, опубликованном в "Красной Башкирии", Константин Симонов. Есть в нем и строки о деятельности Тагира Кусимова:
"Всю ночь в селе шла рукопашная... Когда начало светать, не только оставшиеся в живых тридцать бойцов Нафикова увидели, что немцев за тысячу, но и тысяча немцев увидела, что в селе только тридцать кавалеристов. И немцы стали высыпать отовсюду: с чердаков, из подвалов, с задних дворов. Стояла сплошная трескотня автоматов. Нафиков решил пробраться к своим во что бы то ни стало. Окружив цепью своих раненых бойцов, Нафиков приказал им отступать через последний свободный проулок, а сам с горстью автоматчиков стал прикрывать отход. Все меньше людей оставалось вокруг него. Какой-то немецкий автоматчик выстрелил сзади, в спину. Автоматчика убили, но раненому Нафикову становилось все тяжелее идти... Он истекал кровью. Наконец рядом осталось всего два автоматчика - Абсалямов и Юдашбаев. Бойцы взяли его на руки и понесли. В конце деревни, выскочив из-за дома, немцы открыли по ним огонь из автоматов. Все трое упали на землю, и майор, не выпускавший автомата, скрипнув зубами, упер его в раненую руку и лежа дал несколько очередей. Немцы упали. Абсалямов и Юдашбаев снова приподняли и понесли майора. Через минуту новая пуля доконала его. Он неподвижно повис на руках бойцов, и они понесли его бездыханное тело по ржи, через крутые степные овраги. И они донесли бы его до своих, если бы на их пути у стежки не лежал тяжело раненный лейтенант Назыров... Они не смогли нести двоих и положили тело майора в овраге, а потом, пригибаясь под пулями, понесли раненого лейтенанта... В дивизионном госпитале в эту ночь санитарка - депутат Верховного Совета Ахметова - отдала четыреста граммов своей крови обессилевшему лейтенанту Назырову... Так кончился этот бой, похожий на старую богатырскую сказку, бой семидесяти против тысячи.
Нафиков погиб. Но его сосед и друг - командир соседнего полка майор Тагир Кусимов - на следующую же ночь дрался с немцами за себя и за своего друга у переправы через узкую степную реку. И хотя река только называлась рекою, и через ее русло в эти раскаленные жаром степные дни могла вброд перейти курица, - немцы не сумели перейти через нее. Им даже не дали разведать брода ни днем, ни ночью. Они думали, что река глубока, и пробовали переправиться на лодках... Майор Кусимов был слабее их на всем участке, но решил оказаться сильнее их в одном месте и победить. Он собрал вокруг себя всех коноводов, связистов, обозников, наблюдателей с артиллерийского наблюдательного пункта и сам бросился навстречу немцам на тот берег. Если бы немцам за день до этого сказали, что они не смогут перейти эту жалкую речку и устелют ее берег своими телами, они бы рассмеялись. Но случилось именно так - немцы не перешли этой речки и устлали ее берег своими телами, и они уже не смеялись - мертвые не смеются..."
Интересно, что знаменитого впоследствии командира привела в армию в общем-то случайность. Писатель Рамазан Уметбаев в книге "Генерал Кусимов" оставил записи воспоминаний самого Кусимова о том, как он стал курсантом Татаро-башкирской военной школы в Казани.
"Здесь, по существу, началась моя сознательная жизнь, мой путь в Советскую Армию, которой я отдал сорок шесть лет. А попал я в военную школу довольно-таки интересно. Скоро после возвращения в родную деревню из Средней Азии, вызвали меня в военный центр в военкомат. Шел набор кандидатов в Казанскую школу, в первое, надо сказать, военное учебное заведение для подготовки национальных командных кадров. Узнав о цели вызова, я сразу же загорелся. Но оказалось, не подхожу возрастом, мал на один год. Да и документов никаких толком нет - откуда они у бродяги! Военком, познакомившись со мной ближе, на свой риск принял решение. Оформили мне документ - я стал Кусимовым - по имени деревни в Абзелиловском районе, откуда родом, и стал на год "старше", благо, ростом вышел. Комиссию проходили в Белорецке: из восемнадцати парней прошли всего двое - я и небольшого роста башкирский паренек из Учалинского района Тагиров. Сдали мы вступительные экзамены, маемся, ждем, когда списки вывесят. А когда их вывесили, мы были ошарашены: в списках нас не было...
Уже готовились уезжать, и вдруг нас, не прошедших по конкурсу, а таких набралось человек тридцать - сорок, собрали всех в клубе. Солидный человек с двумя ромбами в петлицах обратился к нам. Это был комиссар школы Нигмат Еникеев, доведший до нас разрешение наркома Ворошилова, по просьбе командования военной школы оставить "несчастливцев" на подготовительные курсы. Мы на этих курсах занимались в основном общеобразовательной подготовкой, а уже через год стали полноправными курсантами. Так началась моя служба".
Звездным часом Тагира Кусимова можно назвать участие в Параде Победы 24 июня 1945 года 1945 года:
"Не могу вспоминать без волнения эти яркие, прекрасные часы моей жизни. И сейчас иногда кажется, что слышу звуки марша, который исполнял сводный оркестр из 1400 военных музыкантов. Мелодия марша заполняла каждый уголок Красной площади и рождала в душе ни с чем не сравнимую радость. Пошел дождь - теплый, весенний, и мне показалось это символичным: он будто стремился смыть с нас всю усталость, накопленную за годы фронтовой жизни.
Я находился в строю сводного батальона Военной академии имени М.В.Фрунзе. Глядел на сокурсников - участников Парада. Прекрасные, открытые, но суровые лица людей, победивших в тяжелейшей войне. Вспомнились почему-то пройденные фронтовые дороги, все пережитое на войне. Память выхватывала наиболее яркие эпизоды...
... После поражения на Курской дуге враг бежал, спеша укрыться на правом берегу Днепра - за этой одной преградой фашисты заранее подготовили себе долговременную глубокую эшелонированную оборонительную линию. Нам предстояло, неотступно преследуя врага, помешать ему отвести войска за Днепр и там развернуться. По сведениям армейской разведки, линия обороны противника проходила глубже за рекой, а на берегу стояло пока лишь боевое охранение. Действовать надо было немедленно. Мы определили наиболее подходящее для переправы войск дивизии место. Пока шла подготовка мест к форсированию Днепра, я внимательно изучал передний край противника. Каждый кустик, каждый бугорок на противоположном берегу мог стать для нас либо укрытием, либо смертельной ловушкой. Я обязан был знать все мелочи ландшафта местности, которые не указаны ни на одной карте - от них ведь тоже в какой-то степени зависела судьба нашего наступления. Вверенный мне 58-й кавалерийский полк 16-й гвардейской кавалерийской дивизии за неполные сутки сумел подготовиться к переправе. Были сооружены плоты, назначены группы штурма. В ночь на 27 сентября 1943 года началась переправа. Фашисты, однако, вскоре обнаружили первый десант. Небо осветилось ракетами, река закипела от разрывов снарядов. И в этом грохоте я вдруг уловил знакомую мелодию башкирской песни "Сибай". Певец как бы рассказывал товарищам, что здесь, на берегу седого Днепра, мы воюем за родные башкирские просторы, за свою семью, за будущее детей и внуков. А чувство Родины и сознание ответственности за ее судьбу делают бойца непобедимым.
Вспомнились и глубокие рейды в тылы врага. Кавалерия, обладавшая высокой мобильностью, в таких боевых операциях незаменима. Мы теряли товарищей, друзей - мужественных солдат и прекрасных людей, скорбь о которых не покидает нас и по сей день. Они на Параде шли вместе с нами. Это они брали в плен вражеские штандарты под Сталинградом, на Курской дуге, в сотнях других боевых операций, и в день Парада эти штандарты предстояло бросить к подножию Мавзолея под россыпь барабанного боя. Неожиданное это зрелище потрясло нас. С гостевых трибун на этот ритуал смотрели сотни иностранных дипломатов, журналистов. Мне подумалось: смотрите, запоминайте, ибо так закончится любая попытка поработить советский народ, навязать ему чью-то волю. Наш парад не только торжество по случаю Победы, но и напоминание будущим поджигателям войны..."
После войны Тагир Кусимов служил в Туркестанском военном округе, одновременно продолжая учебу. В 1947 году с отличием окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе, а в 1951 году - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е.Ворошилова. В 1963 году в чине генерал-майора вернулся на родину военным комиссаром Башкирской АССР. За период с 1947 по 1971 годы он избирался депутатом Верховных Советов РСФСР, Туркменской ССР, Башкирской АССР.
Через семь лет после его смерти (10 мая 1986 года) в родной деревне Тагира Кусимова на основе общественного музея, основанного местным краеведом и земляком героя Гумером Гильмановым, был создан государственный музей Героя Советского Союза Т.Т.Кусимова. Экспозиция музея состоит из трех залов. Экспонаты рассказывают о жизни и деятельности Кусимова. Здесь экспонируются личные вещи и оружие, награды Кусимова, справочный и иллюстративный материал, печатные издания о герое. Здесь же, на диораме, выполненной местным художником Pишатом Атаулиным, представлена история деревни, в которой родился Тагир Таипович. Фонд музея насчитывает около 600 экспонатов.
В Уфе на доме, где жил Т.Кусимов, установлена мемориальная доска; 8 мая 1991 года на могиле Героя на Мусульманском кладбище состоялось торжественное открытие памятника.
Читайте нас: