Новости Башкортостана и Уфы
Общество
6 Апреля 2016, 09:49

Анатолий Смородинцев — выдающийся вирусолог и бактериолог (К 115-летию со дня рождения ученого)

УФА, 6 апр 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Жители Аскинского района Башкортостана могут заслуженно гордиться своим знаменитым земляком Анатолием Смородинцевым - выдающимся ученым, вирусологом и бактериологом, организатором и первым директором Всесоюзного НИИ гриппа, который посвятил себя борьбе с массовыми болезнями.
Анатолий Александрович Смородинцев родился 6 (19 - по новому стилю) апреля 1901 года в селе Аскино Бирского уезда Уфимской губернии в семье земского врача. Глава семьи привил детям любовь к медицине, и все четверо детей Смородинцевых стали врачами.
После окончания начальной школы и реального училища Анатолий поступил на медицинский факультет Томского государственного университета. После успешного завершения обучения в 1923 году он был оставлен ассистентом Томского бактериологического института.
В 1924 году Анатолий Смородинцев был призван в ряды РККА. Служил военным врачом на Туркестанском фронте, участвовал в боях с басмачами.
После демобилизации в 1926 году жил и работал в Ленинграде. Проходил стажировку в Институте экспериментальной медицины и одновременно работал заведующим бактериологической лабораторией Центрального института акушерства и гинекологии в Ленинграде. В 1933-1937 годах являлся заведующим отделом бактериологии Института эпидемиологии и бактериологии им. Л. Пастера.
С 1938 года работал заведующим отделом вирусов Всесоюзного института экспериментальной медицины в Москве. В годы войны находился в эвакуации с институтом в Томске. В 1941-1942 годы являлся главным эпидемиологом Томского городского отдела здравоохранения.
В 1946-1967 годах Анатолий Смородинцев работал заведующим отделом вирусологии Института экспериментальной медицины в Ленинграде. Успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Стал профессором. В 1966 году его избрали действительным членом Академии медицинских наук СССР. Многие годы он вел активную научно-педагогическую деятельность.
В 1967 году Анатолий Александрович стал организатором и первым директором Всесоюзного научно-исследовательского института гриппа Минздрава СССР (ныне НИИ гриппа при Минздраве России). С 1972 года - заведующий отделом специфической профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний ВНИИ гриппа. С 1975 года Анатолий Александрович трудился заведующим отделом вирусологии Института экспериментальной медицины Академии медицинских наук СССР.
Анатолий Смородинцев вошел в историю отечественной медицины как выдающийся вирусолог, создатель первых вирусологических лабораторий в стране, один из основателей школы отечественных вирусологов. Он внес неоценимый вклад в решение актуальных проблем медицинской вирусологии, микробиологии и эпидемиологии. Под его руководством был разработан целый ряд противовирусных вакцин - от паротита, кори, краснухи, клещевого энцефалита и других инфекций. Событием огромной важности явилось изучение и обоснование, совместно с академиком АМН Михаилом Чумаковым, безвредности и высокой эффективности живой полиомиелитной вакцины, применение которой способствовало ликвидации полиомиелита по всему миру.
Впервые в мире Анатолием Смородинцевым была создана живая аттенуированная вакцина против гриппа. Его научная работа об этом была опубликована в 1937 году в журнале «Lancet». Под руководством ученого разработаны и обоснованы новые научные направления, связанные с системой комплексной профилактики гриппа, созданием живых ассоциированных вакцин, использованием индукторов интерферона для неспецифической профилактики гриппа и ОРЗ, изучением роли коллективного иммунитета при гриппе.
Анатолий Смородинцев является автором более 400 научных работ и монографий. Ряд его трудов посвящен механизмам противовирусного иммунитета и вакцинопрофилактике вирусных инфекций, подробному описанию геморрагического нефрозонефрита, двухволнового менингоэнцефалита. Ученый получил широкое международное признание и избирался почетным членом медицинских обществ многих стран.
Анатолий Александрович Смородинцев являлся лауреатом Сталинской (1941) и Ленинской (1963) премий. Награждался орденами Ленина, Дружбы народов и «Знак Почета», медалями и многими другими наградами. В апреле 1986 года указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в развитии медицинской науки, народного здравоохранения, подготовке научных кадров и в связи с 85-летием ученый был награжден вторым орденом Ленина.
Скончался Анатолий Смородинцев 6 августа 1986 года в Ленинграде и похоронен на Богословском кладбище.