УФА, 15 ноя 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Сегодня видному ученому, почетному профессору Башкирского государственного университета, доктору исторических наук, профессору Риму Янгузину исполнилось бы 75 лет.
Рим Зайнигабитдинович Янгузин родился 15 ноября 1941 года в деревне Айыусы Стерлитамакского района Башкирской АССР. Его отец Зайнигабитдин всю жизнь проработал трактористом в колхозе, прошел всю войну, был много раз ранен, вернулся домой с боевыми наградами. Мать Хадия-апа работала дояркой, в войну была бригадиром, председателем колхоза.
С золотой медалью Рим Янгузин окончил Ишимбайскую школу-интернат, в 1964 году - исторический факультет Башкирского государственного университета. Став студентом, Рим Янгузин всего себя без остатка посвятил кропотливому изучению начал и истоков коренного населения Урала, то есть этногенеза башкирского народа, пройденного им долгого пути развития, как социально-экономического, так и общественно-политического, становления бытового и хозяйственного уклада жизни самых ранних первопоселенцев и древних обитателей края, их потомков вплоть до наших дней. В 1965 году Рим Янгузин служил в рядах Советской Армии. Его дальнейшая судьба была неразрывно связана с исторической наукой и системой высшего образования. Он успешно завершил аспирантуру Московского государственного университета, в 1969 году защитил кандидатскую диссертацию.
В Башкирском государственном университете Рим Зайнигабитдинович проработал почти 40 лет. В 1990 году защитил докторскую диссертацию, получил звание профессора. С 1991 года до последнего дня жизни возглавлял кафедру истории Республики Башкортостан и этнологии исторического факультета БашГУ
Как видный ученый-этнограф Рим Янгузин получил широкое признание научного мира и общественности. Им опубликовано около 500 работ, в том числе 11 монографий по хозяйственной и социальной жизни башкир, этнологии и демографии, истории Башкортостана.
Немало сил он вложил в создание Музея этнографии БГУ с богатым и ценным материальным фондом, которым руководил до самой смерти. Большое внимание профессор уделял делу подготовки и воспитания историков высокой квалификации. Под его руководством защищено более десяти кандидатских диссертаций, готовился к защите ряд докторских работ.
Творческое наследие ученого можно рассматривать по трем отчетливо выделяемым направлениям. Значительная часть его трудов посвящена этнической истории башкир. Так, в монографиях «Из истории башкирских племен» (Уфа, 1995), «Этнография башкир» (Уфа, 2002), «Происхождение башкирского народа» (Уфа, БашГУ, 2003), «Этнический состав населения Башкортостана» (Уфа, 2007) и других исследуются чрезвычайно сложные процессы образования первых на Южном Урале башкирских родов и племен, консолидации их в самостоятельную нацию, ставшую неотъемлемой частью народонаселения в составе Российской империи, СССР и ныне Российской Федерации.
В свете новейших достижений науки и на основе работ ведущих ученых не только нашей республики, но и всей России, а также ряда восточных и европейских стран, в том числе эпохи средневековья, ученый предпринял небезуспешную попытку воспроизведения истории изучения этнографии башкирского народа с отдаленных времен и до наших дней.
В своих трудах Рим Янгузин активно опирался на ценные источники, такие как отдельные объекты природы, предметы материальной культуры, генеалогические летописи-родословия-шежере башкирских семей и родов, памятники устной поэзии и словесности, то есть этногенетические предания и легенды башкир. Так, на основе богато представленных разнородных материалов, профессор воссоздал целостную картину этнической истории башкир с охватом ранних этапов этногенеза, эволюции, становления и формирования их в народность и нацию.
Другой цикл работ Рима Янгузина (Традиционный хозяйственный уклад башкир XIX столетия. Уфа, 1979; Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989; Земледелие и земельные отношения башкир в первой половине XVIII в. Уфа, 1998 и др.) связан с не менее важной проблемой изучения истории хозяйства и земледелия башкирского народа на разных этапах экономического развития.
Наши предки были одним из первых этнических сообществ, которые еще в самом начале второй половины XVI века, ознаменовавшейся добровольным присоединением башкир к Московской Руси, испытали мощное воздействие более совершенной земледельческой культуры и социально-политической организации общественного и государственного устройства России. Это послужило большим стимулом для стремительного роста консолидации народа и развития земельных отношений в крае. В названных монографиях показывается, как при сложившихся условиях и обстоятельствах происходят ставшие в дальнейшем неизбежными дробление общины и разложение общинной формы земледелия и землепользования, обернувшиеся всеобщей феодализацией земельных угодий народа, ущемлением его прав и гражданского состояния, глобальным обезземеливанием и небывалым разорением башкир-вотчинников. Подобные неурядицы в экономической сфере бытия не могли не сказаться и на социальной структуре башкирского общества и привели к разорению основной массы народонаселения и резкому расслоению его на классы, группы, страты и другие составные элементы, о чем мы можем получить конкретное и ясное представление из третьего круга работ ведущего этнографа республики, каким был Рим Янгузин (Социальная структура башкирского общества XVIII-XIX вв. Уфа, 1987; Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII-XIX вв. Уфа, 1998 и другие).
Должное внимание уделено в книгах Рима Янгузина классовому расслоению башкирского общества, обострению антагонистических противоречий между его социальными подразделениями по степени владения орудиями труда и средствами производства, размерам получаемого дохода и способу его распределения, всё более углубляющими разделяющую их пропасть, что породило не только внутри национального региона, но и в масштабах всей страны, взрывоопасную ситуацию, чреватую социальными бурями, потрясениями и катаклизмами.
Рим Янгузин принимал активное участие в общественной жизни республики. Он содействовал проведению переписей населения, выезжал в районы и города с лекциями по проблемам этнологии башкир, постоянно публиковался в газетах и журналах. Рим Зайнигабитдинович пользовался любовью и уважением своих коллег, сотрудников, аспирантов и студентов. Избирался членом правления республиканского общества «Знание».
Его научная и педагогическая деятельность получила высокую оценку. Он был удостоен почетных званий «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Рим Янгузин скончался 11 ноября 2007 года на 66-м году жизни, похоронен в Уфе.
Этнографическому музею Башкирского госуниверситета решением Ученого совета от 30 января 2008 года присвоено имя его основателя - профессора Рима Янгузина. В ноябре 2011 года на доме №48 по улице Мустая Карима в Уфе, где ученый жил в последние годы, установлена мемориальная доска.