Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 60.14 ↑

EUR 67.14 ↓

23 июня Пятница

Уфа   °

Касим Девлеткильдеев - первый художник из башкир (К 130-летию со дня рождения выдающегося мастера живописи)

КУЛЬТУРА

УФА, 11 апр 2017. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня отмечается юбилей Касима Девлеткильдеева — башкирского графика и живописца, одного из основоположников изобразительного искусства Башкирии.

Касим Салиаскарович Девлеткильдеев родился 11 апреля 1887 года в деревне Кугуль (Марьино) Новоселовской волости Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Благоварского района Башкортостана. Первый профессиональный художник-башкир, он через весь свой жизненный и творческий путь пронес свет ясной, богато одаренной благородной души, отданной родному народу и краю. «Он был чистым, как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», — вспоминала о нем заслуженный художник России Тамара Нечаева.

Касим Девлеткильдеев жил, как творил, в его судьбе не было ни одной фальшивой ноты. Рождённый в обедневшей дворянской семье, он был другом Габдуллы Тукая и Мажита Гафури, посвятивших ему стихи. Без средств поехал в Петербург, окончил Художественно-промышленное училище. В Академию художеств прошёл по конкурсу, но вынужден был вернуться в Уфу — по слабости здоровья. Преподавал, его очень любили ученики. Был одинок, тяжело, трудно жил. Являлся интеллигентом до мозга костей. Любил цветы и писал их в последние годы.

Вот что писал сам Касим Салиаскарович в своей автобиографии, датированной 23 февраля 1941 года: «Родился в 1887 году в Уфимской губернии (сельцо Кугуль) в бедной дворянской семье. Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего 7 лет). Отец по национальности был татарин, мать — башкирка…Из воспоминаний раннего детства у меня немного сохранилась память о дяде (брате отца), он единственный в доме проявлял некоторую заботу о моем художественном воспитании, возбуждая во мне любовь к природе и интерес к искусству. Так как уже с ранних лет у меня проявилось некоторое призвание к рисованию, дядя шутя называл меня будущим Рафаэлем, старался знакомить с именами великих художников, беседовал и показывал какие-то репродукции с картин. ...Отец мой тоже занимался немного рисованием и чертил, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся его мелких работ тушью и акварелью. Несмотря на отсутствие поощрения со стороны остальных окружающих, в детстве я рисовал много без всякой системы, все, что попадалось: с модных журналов, женские головки в профиль, балерин, наездниц, акробатов, клоунов, цветы и т.п. (почему-то цирк производил на меня всегда чарующее и сказочное впечатление)…».

Задолго до революции семья Девлеткильдеевых жила в одной квартире на улице Чернышевской с известным революционером, членом Казанского комитета РСДРП Хусаином Ямашевым, который после разгрома организации нелегально проживал в Уфе. Уже много лет спустя стало известно, что в этом доме имелась подпольная типография, а Касим Девлеткильдеев со своими сестрами занимались распространением прокламаций.

Первое образование Касим Салиаскарович получил в Уфимской гимназии. Затем выдержал экзамен в Казанской учительской школе на звание народного учителя, занимался частными уроками. В эти годы Касим Салиаскарович сочувствовал большевикам, оказывал им поддержку. Об этом он вскользь пишет в автобиографии: «В этот период революционной волны 1905 года перед моими глазами прошла целая галерея образов революционных деятелей эпохи: Хусаина Ямашева, Ибрагима Ахтямова, Арцыбушева, Саммер, Сайфи, Беспалова».

В то время мусульманину стать художником было невозможно, поскольку Коран запрещал создавать образы людей и животных. Только после революции 1905 года Касим Девлеткильдеев смог поступить в Петербургское центральное художественно-промышленное училище, которое окончил в 1914 году по классу стенной живописи. Работал в Серпуховском коммерческом училище, затем преподавал в фабричной школе в Петербурге.

С 1917 года и до последних дней жизни Касим Девлеткильдеев жил в Уфе. В этом же году вступил в Уфимский художественный кружок. Преподавал в изостудии при клубе железнодорожников.

Двадцатые годы прошлого столетия — время активной творческой и общественной деятельности Касима Девлеткильдеева. Он работал преподавателем на первых уфимских мусульманских педагогических курсах, принимал активное участие в деятельности только что созданного в Уфе художественного музея, будучи его научным сотрудником. Велика его заслуга в создании раздела башкирского народного прикладного искусства. Вместе с сестрой Котлозаман художник бережно смотрел за яблоневым садом при музее. Его ученица, Галия Имашева, позже вспоминала: «Осенью они вдвоем с сестрой собирали урожай, а за вырученные деньги приобретали экспонаты прикладного искусства для музея».

В 1921 году, как сотрудник Наркомата народного образования по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, Девлеткильдеев выезжал вместе с художником Александром Эрастовичем Тюлькиным в экспедицию по Средней Азии. С созданием в 1926 году Уфимского техникума искусств преподавал там живопись и рисунок.

В 1928 году Касим Девлеткильдеев совершил экспедицию в Тамьян-Катайский кантон (ныне — Белорецкий район). Поездка была чрезвычайно плодотворной в творческом плане. Во время этой экспедиции художник выполнил свои лучшие работы, ставшие классикой башкирского изобразительного искусства.

Первая в этом ряду — «Девочка-башкирка в голубом», волнующая неподдельной искренностью, одухотворенностью, тонким мастерством акварельной живописи. Работе, созданной всего за один сеанс, была суждена большая жизнь. В 1941 году она экспонировалась в Третьяковской галерее на выставке достижений советского искусства, затем, находясь в коллекции художественного музея им. М.В. Нестерова, прошла ряд престижных выставок башкирского искусства. Шедеврами стали и акварельные рисунки «Крыльцо башкирской избы», «Башкир-охотник», «Девушка-башкирка в оранжевом» и другие.

В двадцатые-тридцатые годы художник много работал в жанре натюрморта и пейзажа. Во время экспедиции, совершенной в 1933 году в Баймакский район, он создал серию акварельных листов, которую подарил музею им. М.В. Нестерова. В 1937 году Касим Девлеткильдеев написал ряд картин в технике масляной живописи: «Портрет Мажита Гафури», «Портрет артиста Мингажева», «Пушкин среди башкир». В годы Великой Отечественной войны в уфимском госпитале делал зарисовки с бойцов Башкирской кавалерийской дивизии — «Г.А. Муратов», «Старший лейтенант Ф. Галиев», «Боец Н. Шамсиаров». Эти достоверные карандашные и акварельные работы трогают уважительным, теплым отношением автора к своим героям.

В разные годы художник был участником всероссийских и зарубежных выставок. К сожалению, нелегкие годы войны подорвали его здоровье. Касим Салиаскарович умер 19 января 1947 года и похоронен на Мусульманском кладбище Уфы. На его могиле установлен памятник работы скульптора Мухаметшина. Только в 1967 году, спустя 20 лет после его смерти, в Уфе состоялась его первая персональная выставка.

Именем Девлеткильдеева названа Республиканская художественная гимназия в Уфе.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть