Дорожная тема традиционно входит в число наиболее важных для жителей Башкирии. Она касается не только автомобилистов, но и пассажиров общественного транспорта, то есть фактически всего населения региона.
«Мы видим, что самый главный запрос жителей, это видно и по их обращениям - прежде всего дороги, дороги и дороги. Это направление надо отрабатывать очень основательно», – заявил Глава республики Радий Хабиров.
По этой теме на телеканале БСТ состоялся брифинг, который провел главред «Башинформа» Руслан Шарафутдинов. В ходе беседы представители администрации Уфы, а также министерства транспорта и дорожного хозяйства республики ответили на множество вопросов, касающихся наиболее важных реализуемых и перспективных дорожных проектов Башкирии.
«Южные ворота»
Многих жителей Уфы интересует вопрос завершения масштабного дорожного проекта «Южные ворота». В него входит сразу несколько объектов, в том числе реконструкция улицы Пугачева и моста через реку Белую 1956 года постройки. По словам начальника управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы Константина Паппе, реконструкция улицы Пугачева завершится до 1 сентября 2025 года.
Увеличению сроков работ способствовал ряд объективных факторов. Так, при строительстве дорожного полотна за его пределы переносятся все инженерные сети. Объем такого переноса на улице Пугачева составил 10 километров сетей на каждый километр реконструируемой дороги.
Но основную сложность представляет выкуп земельных участков у населения и бизнеса. Под строительство «Южных ворот» было изъято 147 земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости, которыми владеют 411 собственников. При этом только 59% из них заключили соглашения с мэрией в добровольном порядке, а с остальными пришлось решать вопрос через суд, что сильно повлияло на сроки и стоимость проекта.
К 1 сентября 2025 года должна завершиться и реконструкция арочного моста через реку Белую. В ходе работ его изношенные железобетонные конструкции заменяются на металлические, что обеспечит долгий срок эксплуатации. После ввода в строй этот двухполосный мост будет работать только на выезд из города, как и новый мост-вставка, а шестиполосный мост 1992 года постройки будет только въездным.
Масштабный обход
Завершение проекта «Южные ворота» не означает решения всех проблем на этом самом оживленном выезде из Уфы. Так, у Монумента Дружбы пересекается множество разнонаправленных транспортных потоков со стороны улиц Сочинской, Посадской, Менделеева и Пугачева. В результате в часы пик здесь происходят регулярные заторы движения.
Как заявил Константин Паппе, в перспективе здесь будет построена транспортная развязка. Ее проект уже разработан и готовится к прохождению госэкспертизы. Сроки начала строительства пока не определены и будут зависеть от наличия финансирования.
Кардинальным решением, которое снимет напряжение на самой загруженной автомагистрали Башкирии от Монумента Дружбы в сторону аэропорта, где в сутки проходит по 160 тысяч автомобилей, станет Южный обход Уфы. Эта магистраль, включающая в себя новый мост через Белую, пройдет от Кузнецовского затона до развязки у ТЦ «Метро» и далее до трассы М-5.
Строительство Южного обхода Уфы предполагается вести в два этапа. На первом планируется строительство продолжения дороги по улице Бородинской в Кузнецовском затоне и вантового моста через Белую, что обеспечит прямой выезд на трассу Уфа – Аэропорт. Это будет шестиполосная магистраль общей протяженностью 5,9 километра с 620-метровым мостом. На втором этапе предусмотрено строительство 5,3-километровой дороги в обход жилого комплекса «Цветы Башкирии» с выходом на трассу М-5 «Урал».
Для оптимизации транспортных потоков будет построен путепровод через трассу М-5 и реконструирован путепровод в ЖК «Цветы Башкирии» на пересечении с автодорогой Р-240 с устройством трехуровневой развязки.
Как уточнила и. о. министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Любовь Минакова, стоимость Южного обхода в ценах 2024 года составляет 43 миллиарда рублей. С учетом столь высокой сметы, реализация проекта может начаться при условии получения федеральных средств.
«Дорога жизни»
Реализация проекта «Южные ворота» и перспективное строительство Южного обхода Уфы создают проблему перераспределения транспортных потоков, зашедших в город по новым магистралям. С этой целью будет реализован проект соединения проспекта Салавата Юлаева и улицы Степана Кувыкина, который уфимские власти назвали «Дорога Жизни».
«Город предвидел, что улицы Степана Кувыкина и Софьи Перовской станут перегруженными после открытия движения по входящей в проект «Южные ворота» улице Генерала Рыленко, - сказал Константин Паппе. - Для их разгрузки ведутся работы по объектам нового транспортного коридора, который в администрации города назвали «Дорога жизни». Он включает в себя реконструкцию улицы Рабкоров и строительство ул. Высотной в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Строительство Рабкоров и Высотной будет завершено в конце 2025 года».
В транспортный коридор «Дорога жизни» также входит строительство продолжения улицы Айской до ул. Менделеева, что позволит вывести автомобильный трафик на проспект Салавата Юлаева. Проект продолжения Айской уже разработан, на него получено положительное заключение госэкспертизы.
Пешеходный этап
В марте 2024 в Уфе был введен в работу Восточный выезд. В следующем году будет реализован второй этап проекта, который сделает пешеходным мост через реку Уфа. Как рассказал и.о. руководителя ГКУ Транспортная дирекция РБ Кирилл Бруньковский, пешеходы смогут подниматься на мост со стороны города по лестничным маршам, переходить через него и спускаться вниз. На мостовой переход можно будет не только подняться пешком, но и проехать на велосипеде или самокате. Эта возможность будет очень востребована владельцами многочисленных садов на левом берегу реки Уфы, которым до сих пор приходилось пользоваться паромной переправой.
Жителей города также интересует вопрос работы развязки Федоровка - Шакша на Восточном выезде. По словам Кирилла Бруньковского, на развязке есть съезды, которые позволяют проехать часть Восточного выезда бесплатно. Поэтому эти съезды будут закрыты, пока на транспортном объекте существует оплата проезда. Согласно концессионному соглашению, платный проезд будет действовать до 2042 года.
Очередь на ремонт
В этом году в Уфе завершились основные работы по ремонту Шакшинского моста, в следующем будет завершена реконструкция моста через Белую в створе улицы Воровского. На повестке дня стоит реконструкция Затонского моста 1971 года постройки.
С 30 сентября 2024 года из-за сильного износа конструкции по нему был запрещен проезд грузовиков грузоподъёмностью более 10 тонн. Для них на новом мосту 2016 года постройки выделена крайняя левая полоса на встречном направлении.
Как уточнил Константин Паппе, на сегодняшний день разработан проект реконструкции старого Затонского моста, который уже получил положительное заключение госэкспертизы. Проектной документацией предусматривается полная замена пролетных строений с сохранением схемы сооружения. Кроме того, будет выполнено усиление и изменение конструкции части существующих опор.
И. о. министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Любовь Минакова сообщила, что стоимость реконструкции Затонского моста оценивается в 9 миллиардов рублей. С учетом высокой стоимости работ предпринимаются меры по вхождению проекта ремонта моста в федеральные программы дорожной инфраструктуры.
Федеральные направления
Уфимцев и всех жителей Башкирии очень волнует состояние проходящих в республике федеральных дорог, общая протяженность которых составляет около 800 километров.
Первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства РБ Виктор Жульков сообщил, что в 2025 году начнется расширение с двух до четырех полос 23-километрового обхода Стерлитамака на трассе Уфа – Оренбург.
Данный проект утвержден, идет разработка рабочей документации. В первом квартале будущего года пройдут торги на выбор подрядчика, который приступит к работе в мае.
Согласно плану работ, сначала будут построены две новые полосы обхода Стерлитамака, на которые переведут движение транспорта, а затем реконструированы две существующие. Таким образом, водители не будут испытывать никаких неудобств.
Среди других направлений следует отметить проект реконструкции федеральной трассы М-7 от села Подымалово до Уфы. Выделение финансирования на эту работу ожидается к 2027-2028 году.
Что касается действующих проектов, то здесь можно назвать реконструкцию трассы М-5 в Буздякском и Туймазинском районах, а также строительство трассы М-12 от Дюртюлей в сторону Пермского края в районе Татышлов.
Приведение к нормам
Помимо федеральных, в Башкирии будут ремонтировать и другие автомагистрали. В 2025 году планируется отремонтировать 19,6 км трассы Сибай-Акъяр. Эта дорога переходит в дорогу Акъяр-Новочеркасск в сторону Оренбуржья. При этом республика имеет право ремонтировать трассу только до границы соседней области. Но дорога по ту сторону границы разбитой не останется: Оренбуржье также планирует ремонт со своей стороны.
В 2025 году будут проводиться работы по ремонту дорог, поврежденных грузовиками при строительстве трассы М-12. Данные дороги включены в республиканскую программу «фонящих» дорог. Естественно, муниципалитеты не потянут такие работы. Здесь им будет помогать республика, федеральный бюджет и госкомпания «Автодор». Кстати, в 2025 году на программу «фонящих» дорог предусмотрено выделить 4,5 млрд рублей.
В минтрансе республики также ответили на вопрос об окончании нацпроекта «Безопасные качественные дороги». С 2025 года ремонт автомагистралей будет идти в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни», рассчитанного до 2030 года. В предстоящую пятилетку доля автомобильных дорог опорной сети Башкирии, соответствующих нормативу, доведут до 85 %. Часть этих работ будет профинансирована на федеральные средства.