В Уфе завершился фестиваль «Театральная весна». Одним из последних фестивальных спектаклей стал «Царь Эдип» по Софоклу, поставленный уфимско-петербургским режиссером Искандером Сакаевым в Башакадемтеатре. Главную роль исполнил Хурматулла Утяшев. Постановку античного произведения сразу после показа обсудили критики. Как нередко бывает в театральной практике, мнение профессионалов не совпало c выбором публики: «Царь Эдип» является наименее посещаемым спектаклем репертуара Башдрамы. Как правило, спектакли, не собирающие кассу, снимают с «проката». Критики как один выступили с просьбой дать «Царю Эдипу» шанс.
— Античных авторов ставят крайне редко, поэтому я с большим нетерпением ждала этот спектакль. Он получился очень стильным: режиссер нашел решение в жесткой пластической манере, черно-белой гамме, спектакль умозрителен, но интенсивность переживаний героев окупает это. Не могу понять, как в городе-миллионнике, полном гуманитарных вузов, не находится зрителя для этого спектакля, — заявила член жюри, преподаватель Уфимской академии искусств Галина Вербицкая, предложив проработать этот вопрос сотрудникам пиар-службы.
— Это очень важный спектакль на фестивале, — оценила работу Башдрамы московский критик Ирина Алпатова. — Очень важно, что такая вещь поставлена в главном театре республики. Я видела другие работы Искандера Сакаева и понимаю, как и где он впитал понимание того, как сегодня надо «делать» античную драматургию. Работа в Александринском театре в фокинской лаборатории (Валерий Фокин — худрук РГАТД имени А.С.Пушкина) с таким мастером, как Теодорос Терзопулос, наблюдение за методом Сузуки Тадаши, дали ему навыки того, как следует подавать этот материал современному зрителю: через снижение трагедии, иронию, выстраивание диалога. Искандер оказался хорошим учеником, впитавшим это понимание, но не копирующим учителей. Можно бесконечно рассуждать о спектакле, здесь ценны все составляющие: звуковая палитра, сценография, предельно распахнутое пространство сцены. Я не вижу натяжки у актеров, когда они не понимают и не принимают того, что им приходится делать. Такое можно наблюдать даже в спектаклях Някрошюса, когда он работает с российскими актерами. Стоит поработать со зрителем, чтобы в репертуаре Башдрамы оставался спектакль, встраивающий его в мировое театральное пространство.
— Да, это не такой спектакль, на который зритель побежит, ломая ноги, — признала председатель коллегии критиков Наталья Старосельская. — Здесь люди не испытывают переживаний, не показывают своих состояний. В жесткой форме спектакля заложена некая монотонность, которая в какой-то момент начинает утомлять: высокий градус, заданный в начале, постепенно снижается, затем стоит на месте, затем начинает опять расти. Возможно, что-то случилось с ритмом именно на этом спектакле, такое бывает. Хотя сам спектакль очень небольшой и собранный. В любом случае нельзя дать спектаклю уйти из репертуара.
— Речь о снятии с афиши не идет, «Царь Эдип» — совершенно новый спектакль, это премьера нынешнего сезона, — пояснила заведующая литературной частью БАТД Рамиля Ягудина. — Думаю, наши администраторы постараются помочь делу.
— Посещаемость спектакля действительно можно поднять за счет пропаганды, — считает один из театральных администраторов Уфы. — Но здесь нужна огромная отдача сотрудников театра, занимающихся распространением билетов. Ведь есть спектакли-хиты, на которые никого не нужно уговаривать, билеты раскупаются моментально сразу в кассе театра. Как правило, это комедии и мелодрамы: люди хотят развлечься и отдохнуть. И есть такие, которые не поймет большая часть аудитории. «Царь Эдип» — как раз такой элитный фестивальный спектакль. По всему городу «туго» идет классика, даже в хороших постановках. Зрителя надо убеждать, объяснять ему ценность данного произведения. Для этого нужно самому несколько раз посмотреть спектакль, прочувствовать, полюбить его.