Все новости
Культура
12 Мая 2016, 09:07

Гильван Амиров — творец кинолетописи Башкирии (К 100-летию со дня рождения видного деятеля кино)

представлено Союзом кинематографистов РБ
представлено Союзом кинематографистов РБ
УФА, 12 май 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Имя Гильвана Амирова навечно вписано в историю кинематографии Башкортостана. Он считается первым кинооператором республики, основателем башкирского документального кино.
Гильван Гильмутдинович Амиров родился 12 мая 1916 года в Уфе. Как и все мальчишки того времени, буквально грезил кино, успевал посмотреть все новые фильмы. Каким-то чудом Гильван в возрасте 15 лет поступил на фабрично-технические курсы при Ялтинской кинофабрике «Востокфильм», которые окончил в 1932 году.
В 1933 году он начал работать помощником, затем ассистентом кинооператора Уфимской студии кинохроники Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР. Студия ежемесячно выпускала два номера киножурнала «Советская Башкирия». Иногда снимались киносюжеты для центральной студии документальных фильмов, а также короткие (в одной или двух частях) фильмы о жизни республики. Озвучивали их в Куйбышевской студии кинохроники.
Первый в Башкирии звуковой короткометражный документальный фильм снял именно Гильван Амиров. Назывался он «Наш депутат» и был посвящен пребыванию в республике депутата Верховного Совета СССР первого созыва, знаменитого полярника Эрнста Кренкеля. Этот фильм был показан всей стране. Гильван Гильмутдинович ехал в одном вагоне с ним, снимал встречи с жителями, выступление Кренкеля на привокзальной площади в Уфе. При этом впервые здесь выполнялась синхронная запись изображения и звука, что было новинкой для башкирских кинодокументалистов.
До войны Гильван Амиров снял документальные кинофильмы «Цветущая Башкирия», «Второе Баку», «Песни о Башкирии», «Славный юбилей» и другие, рассказывающие о самоотверженном труде строителей, нефтяников и колхозников республики, трудовых буднях жителей хлеборобов Зауралья и металлургов Белорецка.
В фильме, посвященном 20-летию образования Башкирской автономии (1939), запечатлены юбилейные собрания и демонстрация трудящихся в Уфе, национальный праздник «Сабантуй» и народные гулянья. О возникновении и развитии нефтяной индустрии в Башкирии, подвигах нефтяников республики рассказала лента «Второе Баку», вышедшая на экраны страны в 1940 году.
Гильван Амиров стал автором многих сюжетов о жизни Башкирии, проводах земляков на фронт в 1941 году для киножурналов страны. В объектив его кинокамеры попали эпизоды сбора посылок для Красной Армии, самоотверженной работы башкирских ученых, ударного труда рабочих оборонных заводов, колхозников и шахтеров.
С 1943 года и до самого конца Великой Отечественной войны Гильван Гильмутдинович находился на 2-м Украинском фронте в качестве военного кинооператора. С автоматом и кинокамерой он прошел по дорогам войны, часто находясь вместе с наступающими частями, запечатлевая эпизоды сражений Красной Армии при освобождении Украины, Румынии, Венгрии, Болгарии и Югославии.
Многие километры прошел и проехал Гильван Амиров по дорогам войны вместе с частями 2-й гвардейской танковой армии генерала Семена Богданова. Навсегда запомнил он тот день, когда войска 2-го Украинского фронта первыми форсировали реку Прут и вышли на территорию Румынии. Боевые эпизоды, снятые им, вошли в полнометражный документальный фильм «Победа на Юге».
В Венгрии отважный кинооператор снимал штурм парламента в Будапеште, героические моменты освобождения города от фашистов. В конце апреля 1945 года Гильвану Амирову предоставили краткосрочный отпуск. Он приехал в Уфу и здесь встретил незабываемый день Победы. Кадры с ликующими уфимцами, снятые им 9 мая 1945 года, были показаны в киножурнале «Поволжье» и в документальной хронике на всесоюзном экране.
Эпизоды фронтовых съемок Гильвана Амирова вошли в 20-серийную документальную киноэпопею «Великая Отечественная» режиссера Романа Кармена (производство СССР-США, 1978). После войны Роман Лазаревич писал в одном из писем Гильвану Гильмутдиновичу: «То, что мы с тобой расхлебали в годы войны, только нам, фронтовикам, памятно и понятно, дорого. Как хорошо, что, пройдя тяжелый путь войны, мы еще в строю, еще крепко держим камеру в руках!».
В 1945 году при активном участии Гильвана Амирова создается Уфимский корреспондентский пункт Куйбышевской студии кинохроники, где он продолжил свою работу оператором, затем начальником корпункта.
Именно Гильван Гильмутдинович снял возвращение на родную землю нашего славного земляка, дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева, незабываемые моменты его встречи с родными и односельчанами («Поволжье», №23, 1945). В одном из выпусков киножурнала «Поволжье» (№29, 1945) Гильван Амиров запечатлел семью водителя нефтяного промысла «Ишимбайнефть» Аверьянова, в которой появились сразу трое девочек-близнецов - Вера, Надежда и Любовь.
С 1956 года Гильван Гильмутдинович работал оператором Уфимского корреспондентского пункта Свердловской киностудии научных, популярных и хроникальных фильмов. С 1965 по 1976 год являлся оператором Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров Башкирской АССР, работал в киноцехе Башкирской студии телевидения. С 1958 года являлся членом Союза кинематографистов.
Гильван Амиров снял хроникально-документальные фильмы «Советская Башкирия» о достижениях жителей республики (1947), «Степной батыр» о зарождении города Салавата (1960) и многие другие. Более тысячи сюжетов кинооператора вошли в киножурналы «Поволжье», «Советский Урал» и «Новости дня», которые шли на всесоюзном экране.
На Башкирской студии телевидения он участвовал в создании множества короткометражных телефильмов и телеочерков - «Мы рисуем», который получил первую премию на Всесоюзном телефестивале (1966), «Экономист колхоза» (1966), «Веселый дельфин» (1966), «Урал - край лечебный» (1969), «Шонкар» («Сокол») о Мусе Гарееве, куда вошли кадры, снятые Гильваном Амировым в 1945 году. Многие его телефильмы неоднократно показывались на Башкирском и Центральном телевидении, кадры из них используются кинодокументалистами до сих пор. Фильмы, снятые кинооператором, составляют бесценный фонд документальной кинопублицистики республики.
За большой вклад в развитие советского документального кино Гильвану Гильмутдиновичу были присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР и заслуженного работника культуры РСФСР. Как участник войны он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Проживал он в тихом доме №152 по улице Ленина. Скончался Гильван Амиров 1 июня 1991 года на 86-м году жизни, похоронен на Мусульманском кладбище. На его памятнике помещено изображение кинокамеры.
О жизни и деятельности Гильвана Гильмутдиновича имеются статьи в Краткой энциклопедии «Башкортостан», 1-м томе Башкирской энциклопедии, на сайтах Союза кинематографистов РБ и Международного фестиваля национального и этнического кино «Серебряный Акбузат». Союзом кинематографистов республики учрежден специальный приз им. Гильвана Амирова «За выдающийся вклад в операторское искусство», присуждаемый на кинофестивале «Серебряный Акбузат».
Сегодня в Уфе пройдет вечер памяти Гильвана Амирова, организованный Союзом кинематографистов Башкортостана. Он начнется в 19 часов в Зеленом зале кинотеатра «Родина».
Читайте нас: