Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Культура
30 Августа , 07:00
Уфа-450

Любимый город: творческие люди Уфы рассказали о дорогих для них местах

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

В современном мире для творческого человека почти не существует границ: мы много путешествуем, сотрудничаем с жителями других городов, открываем для себя новое. Но в самой глубине души живут воспоминания о тех местах, где прошли наши детство и юность, жили наши родители, мы делали свои первые шаги в творчестве, дружили, любили и были счастливы. В дни, когда Уфа отмечает свое 450-летие, уфимцы поделились с «Башинформом» историями о самых памятных, знаковых для них местах в родном городе.

Ильдар Абдразаков: Уфа – моё место силы

Ильдар Абдразаков – знаменитый оперный певец, народный артист Башкортостана, Татарстана и Абхазии, заслуженный артист России, лауреат Госпремии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска», дважды обладатель премии Грэмми. Вместе с братом Аскаром Абдразаковым родился в Уфе в семье известного режиссера Амира Абдразакова, чье имя ныне носит киностудия «Башкортостан». Сегодня Абдразаковы поют на мировых оперных сценах.

— Мой родной прекрасный город расположился и протянулся вдоль одной из крайних гор Уральского хребта. Удивительная природа, реки и горный воздух — это всё моя Уфа – мое место силы. Я горжусь тем, что в том районе, где я родился, стоит один из крупнейших конных памятников в Европе — Салавату Юлаеву.

Здесь много дорогих сердцу детских воспоминаний: прогулки у памятника, игры с друзьями в парке Якутова… Тут прошли мои детство и юность. Именно в Уфе я делал свои первые шаги на большой сцене и именно тут прошли мои первые выступления.

Моя Родина — это традиции, мои корни, моя семья, мой дом, родные и близкие сердцу люди. Я горд и рад быть сыном башкирской земли.

Валерий Шахов  Ильдар Абдразаков
Ильдар АбдразаковФото:Валерий Шахов

Владимир Спиваков: Я родился на улице Глинки в Уфе

Владимир Спиваков – выдающийся скрипач и дирижер, художественный руководитель Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», народный артист СССР, народный артист Башкортостана, артист мира ЮНЕСКО. Владимир Спиваков всегда отмечает, что он уроженец Уфы. В последние годы его биография особенно тесно связана с нашим городом целым рядом творческих проектов. Это Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», Международный конкурс скрипачей, выступления стипендиатов Фонда Владимира Спивакова, благотворительные вечера. Владимир Спиваков является почетным гражданином города Уфы.

— Я родился на улице Глинки в Сталинском районе Уфы, впоследствии на 12 лет ставшем отдельным городом Черниковск (сейчас уфимская Черниковка — прим. ред.). Мне говорили, что этот дом сохранился. Правда, я там не был с тех пор ни разу. Но мне было приятно, когда мне принесли справку о том, что мой отец Теодор Владимирович Спиваков во время Великой Отечественной войны после двух тяжелых контузий на Украинском фронте работал мастером цеха № 1 по производству двигателей для наших бомбардировщиков. Какая-то капелька его труда тоже влилась в нашу общую победу над фашизмом. Родители больше не приезжали сюда. После отъезда из Уфы они жили в Ленинграде, потом в Москве.

Валерий Шахов  Владимир Спиваков
Олег Яровиков  улица в Черниковке
Валерий Шахов  улицы Черниковки
Валерий Шахов  Художественный музей имени М. В. Нестерова
Владимир СпиваковФото:Валерий Шахов

Уфа у меня ассоциируется, скорее всего, с Рудольфом Нуреевым. С ним я случайным образом познакомился еще в юности: у нас параллельно проходили гастроли в Лос-Анджелесе. Тогда он был с небольшой труппой, а я – с оркестром «Виртуозы Москвы». Вот судьба нас и свела.

Конечно, Уфа для меня — это музей имени Нестерова. Я очень люблю этого художника. Он впитал присущие русскому человеку грусть и духовность. У меня в Париже есть его небольшая акварель. И не было еще случая, чтобы я, проходя мимо, не взглянул на нее. Какая-то благодать исходит от этой работы, прямо в сердце проникает. Мне очень нравится то, что в Башкирии поддерживают национальное искусство. Здесь великолепные художники. И еще здесь родился великий поэт Мустай Карим. Его имя напоминает о том, что когда-то мы жили одной большой, достаточно крепкой счастливой семьей.

Рим Хасанов: Сквер Маяковского — место светлых воспоминаний о юности

Рим Хасанов – легендарный башкирский композитор, заслуженный деятель искусств и народный артист Башкортостана, член Союза композиторов СССР и член Союза писателей РФ. Автор множества произведений в разных жанрах, в том числе ставшей визитной карточкой Уфы песни «Өфө юкәләре» — «Уфимские липы» на стихи Назара Наджми, почётный гражданин города Уфы.

— Сквер имени Маяковского в Уфе — место моих светлых воспоминаний о юности. С 1965 по 1967 год всё летнее время, а также начало золотой осени прошло в сквере имени Маяковского. Наша мальчишеская компания состояла из 9 ребят-сверстников, живущих на улицах Цюрупы и Октябрьской революции. А я, учащийся Уфимского училища искусств, жил на квартирах, сначала на улице Октябрьской революции, затем на Крупской. Окна моей съёмной комнаты выходили на сквер Маяковского.

Мы, пацаны, собирались летними вечерами в центре сквера. С нашей любимой скамейки был виден памятник поэту. Иногда в сквер приходили девчонки, которые занимались в театральных и спортивных кружках. Нашу тогдашнюю компанию я бы назвал целомудренной. Несмотря на то, что в то время не было никаких видеокамер слежения, никто из нашей компании не курил и не пил — сейчас я вспоминаю об этом с удивлением. Плохие ребята иногда появлялись, но до драк дело не доходило, потому что это была наша территория, и ребята-хулиганы побаивались уверенных, умных пацанов. Нам было тогда от 16 до 18 лет. Двое моих близких друзей, окончивших кулинарное училище, работали поварами. Один компаньон учился в авиационном техникуме, другой был учащимся индустриального техникума. Иногда к нам в компанию с гитарой приходил ныне известный не только в Уфе, но и в России бард и поэт Николай Грахов. Он пел свои потрясающие песни. А чаще всего компанию развлекал я — к тому времени я владел гитарой, уверенно играл на баяне. Я пел свои песни, хиты тогдашних ВИА или известных эстрадных певцов, самой яркой из которых была Эдита Пьеха.

Валерий Шахов  Рим Хасанов
Валерий Шахов
Валерий Шахов
Рим ХасановФото:Валерий Шахов

Однажды к нам пришёл знакомый гитарист, с которым мне посчастливилось поиграть, заменив вторую ритм-гитару. Он дважды в неделю играл со своей группой в парке Луначарского — Лунном, как мы его тогда называли (ныне это сад Аксакова). И этот гитарист подал нам идею. Если мы создадим вокальный ансамбль и будем петь вечерами на открытой эстраде Лунного — нам будут платить! Для нас это была немыслимая новость. Я начал отбирать ребят в будущий вокальный квартет. Только двое ребят (оба повара) могли, как мне показалось, петь в вокальном ансамбле. Мы за три дня сумели уверенно выучить на три голоса две песни: «Лолли пап» из репертуара Эдиты Пьехи, народную русскую песню «В чистом небе светлый месяц легкой лодочкой плывет», а песню из кинофильма «Человек-амфибия» — «Нам бы, нам бы всем на дно» мы пели в унисон. В то время микрофон на эстраде был редкостью, всё было живьём, и любое пение было слышно во всех уголках зрительного зала. А мы пели на открытой эстраде, где звуку не от чего отражаться, и тем не менее пели громко и слаженно, были слышны даже за пределами огороженной концертной площадки. Вы не представляете, как нас принимали! Нас вызывали на бис по два-три раза. У нас тут же появились поклонницы-девчонки. Народ прослышал, что место нашего сбора — это сквер Маяковского, и через месяц туда уже вечерами приходили, не вру, сотни молодых парней и девчонок. Здорово! И в то же время закончился наш полуинтимный досуг. Вот так наше мальчишеское вокальное трио соединило два публичных места отдыха — сквер Маяковского и парк Лунный. Тогда шёл 1967 год, и мы не знали, что нас ждёт впереди. Мы просто крепко дружили, любили девчонок, занимались творчеством, а я учился на 4-м курсе Уфимского училища искусств.

Сад им. Аксакова
Сад им. Аксакова

Кадим Аралбай: Хожу пешими маршрутами на стыке старой и новой Уфы

Кадим Аралбай – народный поэт Башкортостана, лауреат Госпремии им. Салавата Юлаева, автор множества поэм и стихов, в том числе посвященных Уфе — «Город-крепость», «Уфимский дождь», «Фонтан Семь девушек» и других.

— С Уфой я знаком давно. В конце ноября 1960 года с группой таких же юнцов, как сам, я прибыл в сборный пункт на улице Революционной для отправки на военную службу в рядах славной Советской армии. Тогда, конечно, времени не было, чтобы ознакомиться с достопримечательностями Уфы, но зато спустя три года, когда уже после армии начал учиться в Башгосуниверситете, времени было предостаточно.

Сейчас я живу на стыке старой и новой Уфы. Вот уже столько лет я хожу по тем местам, которые вошли в туристические маршруты. Выходя из дома на Коммунистической, я сразу попадаю на старинную улицу Новомостовую и иду через овраг мимо Спасской церкви. Мой пеший маршрут направляется прямо к особняку с красивым мезонином, где жил и работал пламенный революционер, председатель ЦИК башкирской республики, писатель-публицист Шагит Ахметович Худайбердин. Ныне этот дом-музей Шагита Худайбердина с бюстом во дворе — хранитель истории нашей республики, очаг культуры, башкирского литературного просвещения, языка родного края.

Кадим Аралбай
Дом-музей Шагита Худайбердина
Кадим Аралбай

Раньше я всегда останавливался около старого деревянного дома № 12 на Новомостовой, где жил известный ученый-просветитель и поэт Мухаметсалим Уметбаев. В этом доме он встречался со многими известными людьми из среды духовенства, культуры и литературы. В сентябре 1894 года в Уфу приезжал  выдающийся поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла и встречался с Уметбаевым. Они вдвоем проводили поэтическое состязание — байгу.

Справа по маршруту находится старинный парк с озером. В 60–90-е годы этот парк культуры и отдыха носил имя наркома культуры СССР Луначарского, но потом в годы перестройки парк переименовали в сад Аксакова. Излюбленным местом в 60-е годы в парке был Летний театр — памятник деревянного зодчества, долгие годы добросовестно служивший любителям музыки, театра и словесности столицы. Отреставрированный обновленный сад Аксакова — место отдыха не только детворы, но и пожилых горожан округи. На улице Габдуллы Тукая прохожу мимо Соборной мечети, где располагается Духовное управление мусульман Европейской части России, Урала и Сибири.

Мой пеший маршрут идет дальше до пересечения улиц Маркса и Свердлова. На углу улиц Свердлова и Октябрьской революции располагался книжный магазин «Сабах», что в переводе с арабского означает «заря, утро». В апреле 1912 года здесь остановился и жил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай. О его пребывании в Уфе извещает мемориальная доска на бывшем здании склада книжного магазина «Сабах».

Раз мы вспомнили Габдуллу Тукая, приходит на ум его старший собрат по перу, первый народный поэт Башкортостана Мажит Гафури. Его Дом-музей на улице Гоголя, 28 приветливо встречает гостей. В этом доме в годы Великой Отечественной войны находился Союз писателей Башкортостана, куда прибыли эвакуированные писатели и ученые с Украины. Весной 1912 года в Уфу приехал на лечение башкирским кумысом Габдулла Тукай. Два великих сына башкирского и татарского народов Мажит Гафури и Тукай шагали по этим улицам, бывшей Александровской и Малой Казанской (ныне Маркса и Свердлова) до берега Агидели и беседовали. Сидя на большом камне на крутом склоне, читали друг другу стихи, обсуждали жизненные проблемы. Сколько утекло воды с тех пор…

Дом-музей Мажита Гафури
Дом-музей Мажита Гафури

Фарид Гильмияр: Я участвовал в проектировании театра «Нур»

Фарид Гильмияр — известный художник и фотохудожник, архитектор. Целый ряд работ посвящен Уфе уходящей — старинным улочкам, домам, которых уже нет на карте.

— Большинство людей знает меня как художника, акварелиста, фотографа. Неоднократно в Уфе проходили мои выставки, посвященные Уфе, которой уже нет. Та Уфа осталась только на фотографиях. Я много снимал деревянную архитектуру нашего города, красивые наличники, фасады. Но по профессии я архитектор. Я учился на архитектурном факультете в Куйбышеве (Самаре), а потом по приглашению главного архитектора Уфы переехал сюда и работал в управлении архитектуры, был главным архитектором Октябрьского района Уфы.

Я участвовал в проектировании Уфимского татарского театра «Нур». Министром строительства тогда был Минираис Марванович Усманов. Мои проекты, идеи, эскизы вместе со специалистами мы обсуждали у него на встречах в Совете министров. Генеральным проектировщиком был Башкиргражданпроект. Изначально место было отведено под двухзальный кинотеатр. Потом от кинотеатра отказались и выделили татарской общественности под театр «Нур». Башкиргражданпроект максимально использовал фундамент кинотеатра, который уже был заложен. Малый театр уже был построен, а большого еще не было.

Строительство было приостановлено. Мне удалось внести свою лепту в уже практически построенное здание, у которого были уже наружные стены, перекрытия. Я внес некоторые изменения, пригодилась сила убеждения, и мои предложения одобрили.

Мои предложения касались увеличения площади зала, ради чего пришлось демонтировать некоторые стены. Также перепроектировали крышу, она стала примерно такой, как у Башкирского драмтеатра. Потом по моим проектам сделали парадную лестницу. Санузлы убрали в подвал, что позволило увеличить территорию фойе, у зала появились балконы, что, соответственно, увеличило вместимость зала. Благодаря изменениям стало просторнее. Кроме того, поменялся фасад, цветовое решение — театр стал зеленого цвета, что ближе к исконно татарскому, к исламу.

Википедия  Фарид Гильмияр
Фарид ГильмиярФото:Википедия

Шаура Шакурова: Отец ходил вокруг озера в парке Якутова 

Шаура Шакурова – писательница, драматург, дочь народного писателя Башкортостана Рашита Шакура.

— Наше с сестрой Гульдар детство прошло на проспекте Октября, 11. Этот огромный в детстве двор оказался очень маленьким. К сожалению, сейчас там уже нет палисадника, деревьев, всё по-другому… Один из самых счастливых моментов детства — когда я бегу по двору и ветер свистит в ушах. Еще одно из моих любимых мест — это памятник Салавату Юлаеву. В детстве я представляла, что приду к памятнику, ко мне подойдут кинематографисты из Индии и спросят: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Я очень любила индийские фильмы и мечтала сниматься в кино. Мне нравятся окрестности Уфы, которые видны с этой точки возле памятника — они менялись на протяжении моей жизни. Я люблю там стоять и смотреть в разное время года, там всегда по-разному очень красиво. Еще мне нравится белый Висячий мост в саду Салавата Юлаева. Когда была в Нью-Йорке, мне говорили, что местные мосты очень красивы. А мне они казались обычными, потому что это была наша повседневная реальность в Уфе.

Еще одно из любимых мест — конечно, парк Якутова, в котором тоже прошла часть детства, запомнился поезд, на котором мы катались. Мой ребенок тоже очень любит кататься на этом поезде. Когда он маленьким лежал в коляске, я каждый день ходила в парк Якутова. Может, поэтому мой ребенок очень любит поезда, даже какое-то время мечтал стать машинистом.

Шаура Шакурова
Валерий Шахов  парк им. И. Якутова
Шаура Шакурова

До сих пор, когда гуляем в парке с ребенком, кажется, что сейчас появится мой отец, который недавно ушел из жизни. Он каждый день пешком ходил в парк и делал 10 кругов вокруг озера быстрым шагом. Отец был таким терпеливым человеком. Когда мы там случайно пересекались — начинали обниматься, фотографироваться, дети к нему шли: картай, картай (дедушка, дедушка). Я долго не понимала. А папе, оказывается, нельзя было сбавлять темп и, раз он из-за нас останавливался, ему приходилось заново начинать счет кругам. Интересно, что не только мы так делали — оказывается, он постоянно встречал там знакомых. Все его останавливали, здоровались с ним, общались. А он никогда никого не упрекал, спокойно разговаривал и заново начинал круги. Грустно, когда подумаешь: многие люди, как мой папа, ходили вокруг этого озера пешком каждый вечер и потихоньку каждый из них сходил с дистанции, теперь вот и мой папа не ходит…

Еще одно из дорогих мест — это маленькая, но очень уютная площадь перед БГПУ. Памятник Акмулле, который там находится — беспафосный, очень близкий. Мой отец всю жизнь изучал наследие Акмуллы, написал дипломную работу о нем и потом посвятил очень большую часть своей жизни исследованию его биографии, творчества. И поэтому Акмулла для меня словно родной человек. Сейчас каждый день, когда я хожу на работу, с удовольствием смотрю на этот памятник и мой сын тоже с удовольствием фотографируется там.

Памятник Мифтахетдину Акмулле
Дом печати
Памятник Мифтахетдину Акмулле

Еще одно очень дорогое для меня место — Дом печати. В детстве отец сажал меня на плечи и нес в Дом печати. Все мне говорили: «Һаумы, Шаура («Здравствуй, Шаура)». У меня создалось впечатление, что меня все знают. И когда на концерте я как-то увидела легендарную танцовщицу Рашиду Туйсину, тогда только вернувшуюся с гастролей из Франции, я подошла к ней и сказала: «Здравствуй, Рашида Туйсина, ты разве не узнаешь меня?» Папа меня оттаскивал, мне года 4 было. Недавно мы с сыном Русланом ходили в Дом печати в связи с выходом папиной книги и там увидели фотографию отца с Русланом, снятую во время его юбилея. История уфимцев повторяется. Грустно и светло, когда на нее смотришь…

Рашит Шакур с внуком
Рашит Шакур с внуком

Рим Абдульманов: Самый знаковый памятник – Минигали Шаймуратову

Рим Абдульманов – народный артист Башкортостана, заслуженный артист России, педагог-репетитор Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова.

— Я родился в Новоалександровке (это нынешняя Черниковка), а сознательная часть моего детства прошла уже, когда мы жили на бульваре Славы, недалеко от Театра кукол.

Одним из любимых мест в Уфе, куда мы в детстве бегали — это был Висячий камень над Белой. Это на Строительной, когда к реке идешь и через железную дорогу переходишь. Мы туда бегали купаться в детстве.

Среди самых памятных мест — Дворец пионеров имени Комарова, где я начал танцевать где-то с 4-го класса. Потом для меня это стало профессией. Космонавт Комаров, в честь которого назвали, приезжал выступать. Для нас, детей, это было большим событием, готовились. В 7-м классе я перешел в новый коллектив в Дом культуры РТИ, сейчас там находится Уфимская детская филармония. Руководителем у нас был Риф Фатыхович Галеев. Мы были на таком высоком уровне, что выступали на правительственных мероприятиях. И потом, когда я учился в 10-м классе и танцевал там, меня заметили на сцене. Руководителем Госансамбля народного танца тогда был Хашим Фатыхович Мустаев. Помню, как он зашел за кулисы и пригласил меня в Госансамбль. Всё сложилось удачно и тогда началась новая страница в моей биографии – работа в ансамбле Гаскарова.

В числе самых дорогих мест для меня в Уфе — памятник Салавату Юлаеву, Монумент Дружбы и сейчас, конечно, очень знаковый у нас в Уфе — это памятник Герою России, генералу Шаймуратову. Тем более я был на могиле Минигали Шаймуратова в Луганской Народной Республике, мы ездили туда с ансамблем в прошлом году.

Валерий Шахов  Рим Абдульманов
Валерий Шахов  Дом пионеров им. Комарова
Валерий Шахов  Советская площадь
Валерий Шахов
Рим АбдульмановФото:Валерий Шахов

Айнур Аскаров: Кинотеатр «Родина» – наш Дом кино

Айнур Аскаров – кинорежиссёр, продюсер, сценарист, член Союза кинематографистов РФ, лауреат Государственной республиканской молодёжной премии имени Шайхзады Бабича, заслуженный деятель искусств Башкортостана.

— Кинотеатр «Родина», в который мы всегда ходим, является для нас своеобразным Домом кино. Каждый раз он нас тепло встречает — это для нас и место работы, и отдыха лично для меня, как кинематографиста. И здорово, что «Родина» стабильна, всегда хороша, сильно не меняется — с 1953 года как была, так и есть. Здесь, с одной стороны, время словно остановилось, а с другой стороны, кинотеатр движется в ногу со временем: меняются экраны, технически оснащаются, но это визуально ничего не портит, становится только лучше.

Это место встречи многих людей, пар, семей, которые образовались, может, и благодаря походам в кино. Место первых свиданий, расставаний, разочарований — в общем, «Родина», мне кажется, — действительно знаковое место для многих людей.

Больше всего мне нравится атмосфера — архитектура, люди, которые там работают. Там всегда были приемлемые цены на билеты — еще будучи студентом, я выбирал всегда дневные сеансы, потому что они были дешевле, и ходил в «Родину» прикоснуться к великому за небольшие деньги.

Раньше перед любым сеансом вначале открывался занавес. К сожалению, сейчас это утеряно, а раньше мне это дико нравилось. Звучала музыка — либо классика, либо джаз до открытия занавеса. Именно поэтому в кинотеатре «Родина» было ощущение театра, высокого искусства. Сейчас — просто открытый экран. Я понимаю, что это, видимо, связано с технологией, но хотелось бы, чтобы перед сеансом занавес всегда открывался и в финале закрывался.

Знаю, что недавно там прошел ремонт — реставрировали брусчатку, фонтан заново перезапускали, появились новые арт-объекты перед кинотеатром.

Александр Данилов  Айнур Аскаров
Валерий Шахов  кинотеатр "Родина"
Олег Яровиков
Олег Яровиков
Айнур АскаровФото:Александр Данилов

Айсылу Гайнетдинова: Ходила в театр по стопам Зайтуны Насретдиновой

Айсылу Гайнетдинова – народная артистка Башкортостана, солистка и репетитор женского состава Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова.

— Моя мама работала в Детском мире около Гостиного двора, отец — в пожарной части чуть ниже. В детстве я в основном проводила время у мамы на работе, там было так интересно: игрушки, платья… Гостиный двор тогда был в руинах, мы там тоже лазили. Мне давали 20 копеек, я выходила и покупала мороженое в знаменитом ларьке у дяди Миши. 

Когда шла к родителям на работу, проходила мимо дома на углу улиц Цюрупы и Октябрьской революции, где жили многие знаменитости. Сейчас этот дом весь в мемориальных досках. Там жили звезды балета – легендарные Зайтуна Насрединова, Халяф Сафиуллин, Гузель Сулейманова. Тогда я впервые на улице обратила внимание на Зайтуну Агзамовну, подумала: что за красивая женщина. Она каждый день не спеша шла на работу в оперный театр. Она была словно существом с другой планеты: красиво опрятно одетая, в чёрных лаковых туфлях, на шее шарфик, черные короткие волосы, красные губы, в руках элегантная сумочка и, конечно, никаких баулов. Потом я стала узнавать ее в толпе и шла за ней до оперного театра, смотрела там афиши и потом возвращалась к маме.

Через годы, когда я училась в хореографическом училище, наш педагог Леонора Сафыевна Куватова представила ей нас, и я вспомнила, как в детстве много раз шла вслед за великой балериной...

Айсылу Гайнетдинова
Валерий Шахов
балерина, народная артистка СССР Зайтуна Насретдинова
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Айсылу Гайнетдинова

Радик Динахметов: Мы представляли Уфу в разных регионах России

Радик Динахметов – певец и музыкант, народный артист Башкортостана, который в качестве добровольца ушел на СВО служить в медвзвод третьего батальона имени генерала Тагира Кусимова.

— Мне было лет 5-6, когда мама первый раз вывезла меня с собой в Уфу. Первый раз я проехался в трамвае. При выходе из трамвая на остановке «Дворец спорта» по улице Зорге контролёры проверяли билеты. Оказалось, что я их съел, разжевал. Они, пройдя в салон, где мы сидели, посмотрели на полу, нашли разжёванные бумажки, поверили нам и отпустили без штрафа. Также помню, в этой поездке мама мне купила пирожки. Я до сих пор помню запах и вкус этих пирожков.

В 1976 году я вновь оказался на этой улице Зорге, где находится в лесу легендарный интернат Школы музыкантских воспитанников, который сегодня носит имя первого нашего профессионального вокалиста Газиза Альмухаметова. И с 1976 по 1982 год я жил на улице Зорге. Эту улицу я знаю очень хорошо. Приятно, что сегодня там мало что изменилось: также растут кипарисовые тополя, стоит Дворец спорта, те же магазины. Из интерната преподаватели нас на трамвае привозили до оперного театра. Тогда трамваи шли прямо до улицы Ленина, и перед Гостиным двором было кольцо. С оркестром школы-интерната во главе с великим (не побоюсь этого слова) дирижером Леонидом Марковичем Ивановым мы объездили всю Уфу, все площади, все дворцы. Представляли наш город, нашу республику в других регионах России, в Москве, в Екатеринбурге. Где бы мы ни были, нас встречали и провожали достойно, потому что мы представляли республику и город Уфу.

В период учёбы я каждый выходной выезжал к родственникам моего двоюродного брата, где проводил выходные — это район кинотеатра «Победа». Восьмая больница, улица Первомайская. Помню, впервые я шел по аллее за кинотеатром «Победа» с мороженым и вдруг меня окружили местные ребята-подростки. Они начали дерзко спрашивать: «Откуда ты, мелочь?» Но я тоже парень деревенский не промах: сделал отвлекающий маневр, кинув в кого-то мороженым, и пустился наутек, включив всю свою скорость. У них уже шансов не было, хотя они за мной довольно долго бежали до Восьмиэтажки. Но так и не догнали, потому что я парень из деревни, привыкший пасти стадо, бегать, играть в футбол. Сегодня Орджоникидзевский район стал краше, кинотеатр «Победа» полностью реставрируется, и это очень здорово.

Лейла Аралбаева  Радик Динахметов
Валерий Шахов  кинотеатр "Победа"
Радик ДинахметовФото:Лейла Аралбаева

Второй период знакомства с Уфой начался, когда я окончил интернат и поступил в институт искусств на Советской площади. В годы учебы в институте искусств наша группа из 11 студентов-духовиков посадила ёлки в парке Матросова, чуть ниже Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури. Эти елки сейчас уже больших размеров.

Мы тогда жили в знаменитом общежитии на Пушкина, 114. И по сегодняшний день, а мне уже 59 лет, я и вся моя семья живем в этом районе. Советскую площадь сегодня, сам даже не замечая, я называю площадью генерала Шаймуратова. Я горжусь этой площадью и, если приезжают гости, в первую очередь советую обязательно посетить это уникальное место. Площадь очень грамотно, профессионально, красиво преобразилась. Огромное спасибо, конечно, руководству. В Кировском районе на глазах всё меняется: набережная, Монумент Дружбы, памятники великие, музыкальной фонтан «Семь девушек», очень приятно, что сейчас город Уфа развивается.

Олег Яровиков  Фонтан "Семь девушек"
Валерий Шахов  Монумент Дружбы
Валерий Шахов  Набережная реки Белой
Фонтан "Семь девушек"Фото:Олег Яровиков

Я нахожусь уже год с лишним в зоне специальной военной операции. Здесь человек внутренне меняется, начинаешь больше ценить родной город, деревню, людей, жизнь. Находясь здесь, мы столкнулись с бойцами практически со всей России. И всех нас объединяет одно — побыстрее победить нацизм, вернуться к своим родным местам и служить добрым человеческим делам, в этом и заключается счастье.

предоставлено Радиком Динахметовым
Фото:предоставлено Радиком Динахметовым
Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас: