Героиня рубрики «Земляки» — артистка балета Большого театра России, лауреат международных конкурсов Софья Валиуллина. Софья родилась в Уфе и начала заниматься балетом в столице Башкортостана. «Башинформ» неоднократно писал о первых успехах балерины и с интересом продолжает следить за ее творческой судьбой.
— Софья, мы, твои земляки, гордимся тем, что ты стала балериной Большого театра России. Можешь ли сказать, что сбылась твоя детская мечта? Что означает для тебя работа на главной сцене страны?
— Да, можно сказать, что моя мечта сбылась, так как впервые я станцевала на сцене Большого театра в 2018 году на юбилейном вечере прима-балерины и педагога Большого театра Светланы Адырхаевой. Я тогда была еще ученицей Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и, честно, даже не думала о том, что буду работать здесь. Хотя в душе я чувствовала, что вернусь сюда уже в качестве артистки.
Для меня работа на главной сцене страны — это большая ответственность. Ведь все ждут от тебя не только чистого и удачного исполнения, но и хотят видеть твое развитие, как ты воплощаешь на сцене ту или иную партию. Я занимаюсь с педагогом-репетитором Ченчиковой Ольгой Ивановной.
Большой театр — это большая конкуренция, но как раз это помогает и подстегивает меня к тому, что я должна учиться у своих коллег. Это огромная для меня радость и счастье стоять на одной сцене с легендарными артистами, ходить на класс к лучшим педагогам — звездам русского балета, участвовать в постановочных репетициях.
— Какие партии тебе уже удалось станцевать на сцене Большого театра? Было ли это связано с каким-то особенным волнением?
— Я танцевала разные партии и вариации, но больше всего мне запомнился дебют Мирты из балета «Жизель». Это был мой первый сезон в театре, через 2 месяца, как начала работать. Самое удивительное, что в Академии, до работы в театре, мой педагог Людмила Валентиновна Ковалёва предложила начать репетировать Мирту, чтобы потом показать руководителю Мариинского театра. Мы брали маленькие кусочки партии и разбирали их. Но тогда показать так и не получилось. И когда я узнала, что буду танцевать Мирту в качестве артистки Большого театра, была счастлива и очень благодарна.
— Есть ли у тебя своя публика, свои фанаты? Ты знакома с ними?
— Да, конечно! Еще во время учёбы в Академии огромное количество зрителей следили за нашими успехами, мы много раз приезжали с выпускными и другими спектаклями в Москву, выступали на сцене Кремлёвского Дворца. Потом уже зрители стали приходить на спектакли в Большой театр. После спектакля они встречают у служебного входа, дарят милые памятные подарки, берут автографы.
— Впервые я узнала о тебе, когда ты была маленькой уфимской звездочкой, подающей большие надежды. Расскажи о том, как начинался твой путь в большое искусство.
— Так как я родилась в семье музыкантов, свой путь я начала тоже с музыки. Сначала немного играла на скрипке, потом на фортепиано. Я была неусидчивым ребенком, не могла усидеть за инструментом больше 20 минут, все время убегала. Если занималась с мамой в музыкальной школе, могла выбежать из класса и гулять по коридорам. А дома я никуда не могла сбежать и со слезами на глазах учила произведения. Через какое-то время мама записала меня в Театр танца «Браво». Сначала меня это немного напугало, так как это было что-то новое для меня. Но когда мне показали, как девочки делают экзерсис в пуантах, меня это заворожило. И однажды, на очередном занятии в музыкальной школе, я захлопнула крышку фортепиано и твердо сказала маме: «Я буду балериной. И точка!». Так я начала открывать для себя прекрасный мир искусства балета.
В моей жизни было немало судьбоносных встреч, одна из них — с маэстро Владимиром Спиваковым. Сначала я выступала на его концерте, потом последовало приглашение от фонда Спивакова выступить в Москве на открытии фестиваля. Это окончательно сформировало мое решение о переезде в Санкт-Петербург. Впоследствии фонд Спивакова продолжал поддерживать нас в трудные времена во время обучения.
— Кто был твоим первым педагогом по балету в Уфе?
— Моим первым педагогом стала заслуженный деятель РБ Харисова Светлана Анваровна в детском театре танца «Браво». Она выпускалась в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия Вагановой). Со Светланой Анваровной мы много ездили на разные конкурсы и всегда занимали призовые места. Она и решила мою судьбу. Как-то на одном конкурсе она подвела маму к членам жюри и сказала: «Объясните этой маме, что ее дочери надо заниматься в хореографическом училище», так как мама сомневалась. Светлана Анваровна подготовила меня к поступлению в Вагановскую академию. Я очень благодарна ей и ее супругу, тоже наставнику Равису Мударисовичу.
— Трудно было девочке из Уфы привыкнуть к суровым будням этого учебного заведения, которое имеет свои многолетние традиции?
— Впервые в Академию я попала, еще будучи ребёнком. Я приехала в Петербург на детский конкурс, и Светлана Анваровна показала меня своему педагогу Ирине Трофимовой. Ирина Александровна является одной из учениц самой Агриппины Яковлевны Вагановой (вот такая преемственность). Она просмотрела меня и сказала: да, надо поступать, как только исполнится 10 лет.
Когда я оказалась в легендарной Академии, решила, что непременно буду учится только тут. Конечно же, вначале были трудности. Это и переезд в другой город (сначала я жила в интернате), потом мы с мамой поселились в съёмной квартире. Но с другой стороны, в первый же год я стала участницей первого телевизионного конкурса «Синяя птица». Потом было исполнение роли маленькой Маши в спектакле Вайнонена «Щелкунчик», гастроли в Японию. А еще параллельно в Мариинском театре шли свои репертуарные спектакли, где были задействованы воспитанники академии. На выходных и каникулах мы практически жили в театре. Но это такой большой сценический опыт, и уже с детства мы понимали, для чего идем в эту профессию, что сцена для нас — это жизнь!
Мне повезло в академии учиться у самых лучших педагогов, таких как Комолова Людмила Ивановна, Забалканская Елена Георгиевна. Выпускалась я у профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Ковалёвой Людмилы Валентиновны. Также я считаю своим учителем ректора Академии - Цискаридзе Николая Максимовича, так как все репетиции спектаклей проводились под его руководством. Каждый из них вложил в своих воспитанников свою душу, умение, опыт, профессионализм.
— Одним из главных поддерживающих тебя людей является твоя мама — Гульназ Валиуллина, которая известна в культурном мире как замечательная пианистка, концертмейстер и педагог. Смогла бы ты достичь таких успехов, если бы не ее всесторонняя поддержка?
— Именно благодаря маме я смогла достичь того, что я сейчас имею. Она всегда рядом и поддерживает. Чтобы ребенок смог достичь успеха в чем-то, важна не только его физическая подготовленность, но и мотивация, стремление к успеху. Всё это невозможно без поддержки близких, которую я получила от мамы. Оставив в Уфе хорошую работу и налаженный быт, она переехала со мной в Петербург, чтобы я могла учиться, обеспечила мне все условия.
Еще с особой благодарностью хочу вспомнить про свою няняйку Флюру Бадгетдиновну. Бабушка не была музыкантом, но именно от нее я переняла любовь к танцам и балету. В молодости она мечтала стать балериной, но в послевоенные трудные годы в деревне не было возможности заниматься. Но она все равно танцевала в художественной самодеятельности народные танцы. А потом, работая няней, она водила свою подопечную в театр танца «Браво» и меня брала заодно, так как мама была на концертах или на конкурсах, у нее был очень напряжённый график. А я с няняйкой наблюдала за девочками, которые танцевали разный репертуар — тогда-то меня пятилетнюю заметили и предложили тоже попробовать. Я в группе была одной из самых маленьких по возрасту.
— Знаю, что в вашем роду есть известные деятели культуры Башкортостана, расскажи, пожалуйста, о своей родословной.
— Я родилась в семье музыкантов, моя мама Гульназ Фаритовна - пианистка, родная тётя Лилия Габидуллина — скрипачка (долгое время работала в оркестре Ансамбля «Мирас», сейчас преподаёт в ДМШ № 11 и № 1 им. Сабитова). Дедушка по маминой линии (его я не застала, он умер очень рано) был баянистом-самоучкой, и со слов всех родственников играл просто здорово, ни один праздник не обходился без него. Со стороны другого дедушки по маминой линии есть певец, заслуженный артист РБ Инсаф Галимов.
Со стороны мамы у нас в роду - известные поэты. Это народный поэт Башкортостана Равиль Шаммас и его сын - поэт, журналист, переводчик, преподаватель кафедры журналистики УУНиТ, член Союза писателей РФ Алмас Шаммасов. А корни восходят к известному башкирскому поэту и журналисту, заслуженному деятелю искусств Башкирской АССР Якубу Кулмыю.
Мой папа Николай Иванович — известный и талантливый музыкант и педагог, заслуженный работник культуры РБ и РФ. Мама в Санкт-Петербурге работала в ДШИ имени С.С. Прокофьева, в училище имени М.П. Мусоргского, а также сотрудничала с такими легендарными певцами, как заслуженная артистка РФ, солистка Мариинского театра Лариса Гоголевская и заслуженная артистка РФ Валерия Стенькина. Сейчас мама вслед за мной переехала в Москву, и здесь она успевает играть концерты и выступать со своими солистами и студентами.
— Можно ли сказать, что судьба балерины — это путь самоотречения, может быть, даже пожертвования ради искусства? Что труднее всего в вашем деле?
— У каждого артиста балета свой творческий путь и складывается он по-разному. Кто-то действительно выбирает путь самоотречения и даже пожертвования ради искусства. Таких примеров в истории мирового балета много. Я все-таки склоняюсь к тому, что во всем нужен баланс. Вокруг балета очень сильно работают стереотипы. Да, это профессия сложная и в физическом, и в моральном плане, но она компенсируется красотой спектаклей, овациями, вниманием зрителей. Конечно же, все артисты - живые люди и бывает такое, что опускаются руки, но тут важно проявить свой характер, выдержку, не дать сломить в себе веру и любовь к своей профессии.
— Что бы ты посоветовала своим маленьким коллегам, которые только делают первые шаги на сцене? От чего бы предостерегла их?
— Я бы посоветовала всегда оставаться собой. Слушать только себя. Проявлять личность, характер, индивидуальность. И, конечно, никогда не опускать руки, даже когда бывает очень тяжело.
— Как часто ты приезжаешь в родной город, и какие у тебя есть любимые места в Уфе?
— К сожалению, в Уфу я приезжаю не так часто, как хотелось бы. Раньше приезжала и летом, и зимой, сейчас даже летом трудно выбраться в родной город.
Любимое место в Уфе — там, где мы жили. Это район монумента Дружбы и набережная Белой. Поэтому, когда приезжаю в Уфу, обязательно стараюсь прогуляться по родным местам.
— О чем мечтает Софья Валиуллина?
— Я хочу быть востребованной балериной. Дарить людям восхищение, радость и приятные чувства после спектакля. Чтобы зрители забывали обо всех своих проблемах и наслаждались искусством.