Уфа вслед за Москвой, Санкт-Петербургом и Суздалем становится центром, культивирующим этот прекрасный вид искусства, и на первой выставке представляет свою уникальную коллекцию. Работы для Башкортостана ценны тем, что не только созданы у нас, в республике, но и воспевают наше богатое наследие.
По словам председателя Союза дизайнеров республики, профессора Марса Ахмадуллина, работы на первый взгляд камерные, на самом деле они — монументальные.
Как отметил Марс Ахмадуллин, все работы интересные, везде ощущается присутствие автора, его лицо.
«Увидев гору и глаза, понимаем, что это Шульган-Таш, по изображению старинных башен угадываем Родину автора — Чечню. Каждый художник передает то, что хранит его народ, их предания. Меня еще заинтересовало в работе Азамата Гилязетдинова „Прялки“ сочетание эмали и дерева, — очень своеобразно и лаконично. Прялки были у наших бабушек, мы их все когда-то видели, но автор увидел это по-своему. Его трактовка — это дизайнерское решение, которое появилось на основе народно-прикладного искусства. Эмаль у него вписана в дерево, и получился элемент средового дизайна. Я не помню, чтобы такое делали», — заявил он.
По словам председателя Союза дизайнеров РБ, его удивило еще и то, что художники смогли создать реалистичные картины.
«Я знаю, что создать такое в технике эмали сложно. Материал изначально предполагает абстрагирование того, что есть, — пояснил он. — Для музея „Шульган-Таш“ ценность данной выставки высокая. Сейчас мы реально и не можем оценить коллекцию. Эти работы останутся на столетия. Художники помогают продвигать республику. Ведь Шульган-Таш — бренд Башкирии. Эта привязка эмали к Шульган-Таш будет работать на благо республики. Хорошее начало. Было бы закономерно не остановиться только на симпозиуме. Нужно провести научную конференцию. Наша республика расположена практически в центре Евразии, и этим нужно пользоваться».
Название экспозиции говорит само за себя: это и есть начало большого пути, первые уверенные шаги башкирской школы эмали, убежден куратор выставки, заслуженный художник Башкортостана Салават Гилязетдинов. Как признался художник, это была его давняя мечта — создать в республике центр эмали.
«Благодаря этно-художественному симпозиуму „Тура-Хан“ она осуществилась, — подчеркнул он. — Задача была амбициозная — создать на базе музея „Шульган-Таш“ центр эмали и уже на его базе музей башкирской эмали. Пригласив на симпозиум художников-эмальеров из Суздаля, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, мы смогли аккумулировать все знания в одном месте, и на этой базе основать свою школу. Думаю, мы дальше сможем приглашать в свою школу студентов башкирских ссузов и вузов, из других городов России. Будем расширяться, продвигать республику и Шульган-Таш».
По мнению Салавата Гилязетдинова, уникальность эмали заключается в ее вечности.
«Была империя византийская, которой сейчас нет, а эмаль той эпохи осталась! Пусть наша башкирская эмаль будет такой же вечной, как наш народ. Я благодарю музей-заповедник „Пещера Шульган-Таш“, Данира Гайнуллина, это наша коллективная работа. И пусть она продолжится», — добавил он.
В свою очередь, директор научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Данир Гайнуллин подчеркнул роль музея «Шульган-Таш» в сфере культуры.
«Мы долго шли к созданию музея. Сейчас радостно от то, что „Шульган- Таш“ стал не только музеем, а научно-культурным центром, где одинаково успешно проходят научные форумы и художественные симпозиумы. Для создания центра башкирской эмали в „Шульган-Таш“ есть все: оборудование, условия для творчества, самое главное — желание и вдохновение самих художников. Благодарим Салавата Гилязетдинова и его команду за то что сотворили такое чудо. Симпозиум удался, результаты восхищают. Будем продолжать», — подытожил Данир Гайнуллин.
Напомним, выставка искусства эмали будет работать в Национальном музее РБ до 27 апреля.