Новость
Межнациональная стабильность в Башкирии: правда и дружба против фейков В Башкирии 74-летний мужчина сгорел в пожаре Ростсельмаш открыл новый дилерский центр Акрос РБ при участии Главы регионаВ Уфе пройдёт Театральный декадникВ Башкирии за сутки поступило 14 сообщений о подтопленияхВ Башкирии снимают выпуск телешоу «Экстрасенсы. Битва сильнейших»В Уфе состоится Вечер памяти Светланы ХамидуллинойВ Башкирии возбуждено уголовное дело по факту смерти женщиныФонд «Защитники Отечества» получит дополнительные помещения в центре Уфы«Салават Юлаев» в Новосибирске победил «Сибирь»В МЧС Башкирии взяли на контроль половодье возле ОхлебининоВ Уфе появится Дом башкирской яшмыБашкирия реализует одну из крупнейших в РФ программ по обращению с ТКОВ Башкирии на дороге в Мраково закрыт проезд для транспортаВ одном из СНТ Демского района Уфы закрыт проезд для легкового транспортаВ «Башинформе» обсудили развитие рынка труда в БашкирииКоллектив из Башкирии представит в Казахстане танец о народном ремеслеРадий Хабиров рассказал о ходе работ в мечети «Ар-Рахим»Гострудинспекция Башкирии назвала индикаторы риска при устройстве на работуГлава Башкирии Радий Хабиров высказался о вырубке лесов
Все новости
10
Детально
12 Августа 2010, 11:41

Власть и реальность

В газете «Республика Башкортостан» от 30.07.2010 года вышла статья академика АН РБ Анаса Махмутова «Власть и реальность». Ее суть сводится к необходимости консолидации усилий общества, власти, бизнеса и науки. Ниже публикуем эту статью и приглашаем читателей обсудить ее основные положения.
«В обществе, государстве есть два подхода к оценке состояния социально-экономического развития: миф и реальность. Они есть и в Башкортостане. Мифы провоцируют прежде всего сам чиновничий аппарат власти, отдельные социальные группы людей, заинтересованные в запутывании оценки ситуации, средства массовой информации. Их (мифы и реальность) надо различать, хотя это не очень просто. Часто в этом основа принятия ошибочных решений.
В этих условиях, по нашему мнению, первостепенными задачами являются:
анализ и объективная оценка современной ситуации в экономике республики с учетом кризисных последствий, реальных действий по осуществлению инновационной направленности в различных отраслях и секторах экономики, в особенности на крупных предприятиях, как основы их модернизации;
ознакомление с имеющимися планами, проектами, прогнозными программами социально-экономического развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, оценка их соответствия стратегическим задачам модернизации;
анализ и оценка современной социальной ситуации в республике, тенденций развития этой сферы;
выделение наиболее острых проблем в экономике и социальной сфере, требующих безотлагательного решения.
В некоторых научных исследованиях такой анализ и оценка имеются.
Основные мифы и реальность
— Оценка природных ресурсов, природно-ресурсного потенциала современного Башкортостана. Утверждение о том, что республика богата многими видами природных ресурсов, весьма относительно. Многие виды природных ресурсов исчерпаны, экономически малозначимы (углеводородные: нефть, газ); уровень запасов твердых полезных ископаемых можно оценить как удовлетворительный. Здесь требуются серьезные научные, геолого-поисковые исследования. Взгляды, оценки ученых и специалистов по этим проблемам расходятся.
— Оценка трудового потенциала — прежде всего качественная характеристика, реальная оценка состояния научно-образовательной сферы. Здесь колоссальный дисбаланс между различными уровнями профессионального образования — высшим, средним и начальным. Состоявшийся в апреле 2010 года Президентский Совет дал весьма критическую оценку профессиональной подготовке кадров как в области высшего, так и среднего профессионального и начального образования. Подтверждением этому является то, что ни один вуз республики не вошел в число элитных вузов РФ — в состав федеральных и исследовательских университетов. Но решение Президентского Совета не радикальное. Эта проблема может быть решена совместно: федеральными и республиканскими органами управления и самими коллективами учебных заведений. Пока никаких положительных сдвигов нет.
Нет четкой позиции республики в миграционной политике. При наличии значительной армии трудовых ресурсов республиканский рынок труда переполнен малоквалифицированными рабочими — мигрантами. Вместе с тем нет четкого ответа на вопрос о том, какая квалифицированная рабочая сила, в том числе и элитная, нам нужна.
Как и во всей стране, производственный аппарат (основные фонды) во многих отраслях экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, энергетика и т. д.) находится в изношенном состоянии, нуждается в существенном обновлении. Без этого не может быть и речи о радикальной модернизации экономики и создании высокоэффективной конкурентоспособной экономики.
Ситуация усугубляется тем, что субъекты частной собственности и акционерные компании не проявляют необходимого внимания к этой проблеме. Государство же не имеет доступа к решению указанных проблем.
В сельском хозяйстве республики имеются определенные позитивные сдвиги. Но они заметны на фоне среднероссийских и отчасти отстающих регионов. И их нельзя полностью рассматривать, оценивать как большие достижения современного этапа развития, современной аграрной политики и тем более как устойчивые результаты. Оценку им дают кризисы, в особенности такая природная аномалия, как нынешняя засуха.
У нас есть свои проблемы: в животноводстве наблюдается резкое сокращение поголовья скота; нерационально, неэффективно используются земельные площади, в том числе сельскохозяйственные угодья.
Расслоение общества на богатых и бедных, как и во всей стране, достигло критической отметки. Не замечать этот процесс просто нельзя, он порождает многие негативные явления в обществе, социальные протесты. У нас имеются специальные исследования по этой актуальной проблеме.
Основные проблемы экономики
Структура промышленности остается прежней, в ней доминируют ТЭК и предприятия химической промышленности с преобладанием первичной переработки минерального и углеводородного сырья. Их доля в ВРП и в экспорте велика.
Инвестиционный потенциал Республики Башкортостан низок, не соответствует возможностям и задачам экономического развития республики:
утверждения об инвестиционной привлекательности преувеличены; банковский сектор неразвит, малоэффективен и пассивен; его капитал слабо вовлекается в реальный сектор экономики; внешние иностранные инвестиции невелики; федеральные бюджетные «вливания» в республиканскую экономику низки; сбережения населения мало инвестируются (капитализируются); собственные инвестиционные ресурсы предприятий ввиду их низкой производительности труда, слабой конкурентоспособности также остаются незначительными.
Вопросы стратегического развития экономики республики
Большинство задач масштабной модернизации экономики не могут быть решены в рамках краткосрочного периода. Многие из них требуют более длительного периода. Это очевидно.
В республике имеются определенные заделы в этом направлении. Правительством разработана и принята «Долгосрочная стратегия социально-экономического развития РБ до 2020 года». Имеются научные разработки: Башкортостан — 2015: стратегия развития; фундаментальная коллективная монография «Экономические реформы в Башкортостане. Прошлое, настоящее, будущее», выполненная авторским коллективом под научным руководством и редакцией академика Анаса Махмутова, и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что правительственная программа «Долгосрочная стратегия социально-экономического развития РБ до 2020 года» сама нуждается в модернизации. Она была выполнена в докризисный период (до кризиса 2008 года) и не могла отразить все направления и последствия его воздействия на экономику. Хотя некоторые корректировки в связи с особенностями посткризисного развития экономики республики были внесены в этот документ, в полной мере в нем не получили отражение сформулированные в последнее время модернизационные задачи инновационного характера.
Надо также отметить, что эта работа была выполнена госаппаратом (Минэкономразвития) без активного участия научных работников и не получила основательной научной экспертизы.
В свете сказанного представляется целесообразным кардинально доработать этот важный стратегический документ, обновить его с учетом нового курса инновационного развития.
Крупная промышленность преимущественно находится в руках внереспубликанских собственников, влияние на них республики, органов управления ограниченное, слабое. Прямо следует сказать, эффективного взаимодействия между ними нет, нет и совместных перспективных стратегических программ, проектов модернизационного характера. Новые собственники пока еще не вписались в жизнь, проблемы республики.
Малый бизнес преимущественно занят в сфере торговли, в строительстве (теневом), в сельском хозяйстве, в ЛПХ. К сожалению, он не имеет инновационной направленности. Те небольшие вложения, которые направляет республика в их адрес, выполняют весьма примитивную роль, функцию их поддержания, обеспечения выживания, а отнюдь не инновационного развития.
Сельское хозяйство в Башкортостане более устойчивое, чем в других регионах России, но тем не менее его потенциал, возможности используются не в полной мере.
Промышленное развитие Башкортостана
И в перспективе Башкортостан может и должен оставаться промышленно развитым регионом. В долгосрочной стратегии развития экономики (2015, 2020 гг.) это предусматривается.
Вместе с тем в условиях глобализации экономики связанный с этим рост конкуренции, инновационная направленность промышленности требуют внесения существенных коррективов в промышленную политику республики.
Требуется осуществить радикальные структурные преобразования, отвечающие требованиям времени, потребностям рынка, потенциалу республики.
Необходимо существенно сократить сырьевую направленность экономики, развить отрасли, производящие конечную продукцию, увеличить долю продукции обрабатывающей промышленности. Вместе с тем, в обозримой и даже долгосрочной перспективе доля исторически сложившихся отраслей промышленности (таких, как ТЭК, химия и нефтехимия) останется достаточно высокой. Но Башкортостан не останется ведущей нефтедобывающей республикой, как в прежние времена. Это надо осознать. Республика имеет мощную нефтеперерабатывающую промышленность. К сожалению, ее потенциал наполовину уменьшился. Есть насущная необходимость и возможности возродить прежние высокие позиции этой отрасли. Представляется, что это должно стать стратегической задачей. Мощности нефтеперерабатывающей промышленности необходимо модернизировать и эффективно использовать.
Более умеренными темпами предусматривается развитие предприятий машиностроения. Для этого есть все предпосылки: исторический опыт, не потерянный пока полностью производственный аппарат, кадровый и научный потенциал.
Наряду с интенсивным развитием таких производств машиностроения, как авиационное моторостроение, вертолетостроение, автомобилестроение, надо возродить былую славу башкирского приборостроения — основу современной инновационной индустрии; расширить производство нефтегазового оборудования, оборудования для ЖКХ, техники для сельского хозяйства, которые пользуются возрастающим спросом.
Башкирия располагает необходимым потенциалом для успешного развития медицинской промышленности, выпуска фармацевтической продукции — природными травами, продукцией химического сырья, научным обеспечением (академические исследовательские институты биологии, химии), кадровым потенциалом вузов (медицинского, авиационного, нефтяного университетов, БашГУ).
Необходимые структурные преобразования в промышленности носят не только отраслевой характер, здесь должны произойти такие организационные и технологические перемены, как диверсификация, внедрение кластерных форм, т.е. вертикальные и горизонтальные интеграционные процессы.
Промышленность республики характеризуется высокой энергоемкостью, поэтому ее ускоренное развитие наряду с задачей энергосбережения потребует поиска новых источников энергии. Интенсивно растет энергопотребление и в других отраслях и секторах экономики, в социальной сфере.
Серьезное отставание имеет место в строительной отрасли. Нужны радикальные меры для выхода из этого кризиса.
Наука и её роль
Инновационное развитие экономики, тем более создание «наукоемкой, умной экономики», не может осуществляться без научного обеспечения. Научный потенциал АН РБ, УНЦ РАН, государственных университетов достаточно солиден. Чтобы более полноценно и эффективно использовать этот потенциал, его также необходимо модернизировать. Здесь не решены следующие проблемы: финансирование; структурные дисбалансы (необходимо усилить роль академической и вузовской науки, возродить отраслевую науку); кадровые проблемы: необходимо создание условий для подготовки перспективных молодых ученых.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что сегодня должны усиливаться взаимосвязь, взаимодействие власти и бизнеса, и это должно дополняться третьей важнейшей составляющей — наукой. Тесное взаимодействие в рамках триады «власть — бизнес — наука» — необходимое условие модернизационного (инновационного) прорыва в экономике.
Наука должна активнее участвовать в создании инновационных технологий и продукции. Но наука нуждается и во внимании государства. В то же время наука должна привлекаться в качестве эксперта в решении крупных стратегических проектов, программ.
Государственное строительство
Как отмечает Президент России Дмитрий Медведев, в серьезной модернизации нуждается сама власть, государственное и муниципальное управление. Здесь можно выделить следующие проблемы:
— Госаппарат — громоздкий, малоэффективный, нуждается в оптимизации.
— Нет эффективного взаимодействия аппарата федеральных органов управления в регионах с региональными и муниципальными органами управления.
— Есть насущная необходимость активизации сотрудничества, взаимодействия органов управления республики с федеральными органами управления.
— Имеет место низкий уровень профессиональной подготовки работников аппаратов государственного и муниципального управления. В первую очередь это касается государственных служащих более высокого ранга. Имеющийся потенциал БАГСУ и других вузов республики многими из них не используется. В обществе теперь учатся все, даже ленивые, кроме начальников.
Резюмируем сказанное. Современная ситуация требует консолидации сил общества, власти, бизнеса и науки. Это необходимое условие успешного инновационного развития республики.
Анас МАХМУТОВ, академик АН РБ, главный редактор журнала «Экономика и управление».
От редакции: мы приглашаем к обсуждению публикации экономистов, ученых, политиков и всех, кого затронула эта тема.
Комментарий
Бесхозный пирит, или Как отходы превратить в доходы
Как соавтор научной разработки «Башкортостан-2015: стратегия развития» одобряю инициативу главного редактора журнала «Экономика и управление» академика АН РБ А. Х. Махмутова и хочу высказать некоторые соображения в порядке дополнения. Известно, что медноколчеданные руды республики являются вторым видом минерального сырья по важности после нефти. Однако в обсуждаемом (очень своевременном!) экономическом обозрении ни единого слова не сказано о проблемах «с бородой» — проблемах цветной металлургии и золотодобычи в Башкортостане. Лишь об одной из этих нерешенных проблем хочу высказать свои соображения.
Республика Башкортостан является крупным горнодобывающим регионом Урала: некоторых видов минерального сырья на душу населения здесь приходится в два с половиной раза больше, чем в целом по стране. Республика имеет мощную минерально-сырьевую базу для цветной металлургии, поставляющей сегодня медный и цинковый концентраты уральским медеплавильному и цинковому заводам. На ее долю приходится 25 процентов товарной продукции цветной металлургии России.
В настоящее время горнодобывающие предприятия (Учалинский горно-обогатительный комбинат, Башкирский медно-серный комбинат, Бурибаевский ГОК), используя традиционную технологию, получают медный, цинковый концентраты, из которых извлекается большая часть цветных металлов и незначительная — благородных и редких металлов. И здесь возникает вопрос, почти полвека ждущий своего решения. Наши горнообогатительные предприятия получали, кроме медного и цинкового, еще и пиритный концентрат, выход которого составляет 75 — 85 процентов от рудной массы; в него переходит 70 — 90 процентов содержащихся в руде благородных и редких металлов. И этот уникальный комплексный полупродукт оценивается только по стоимости серы — мизерной по сравнению с ценой на металлы!
В 1957 году в Башсовнархозе была создана комиссия по изучению и обоснованию целесообразности строительства в Башкирии химико-металлургического комбината по комплексному использованию колчеданного сырья, особенно пиритного концентрата. Однако с ее выводами Госплан РСФСР не согласился. В марте 1959 года институт «Гипрохим» разработал ТЭО (теперь это называют бизнес-планом) «Использование серосодержащего сырья Башкирии (пирита)». На совместном заседании бюро обкома КПСС и Совета Башсовнархоза в декабре 1959 года, где я делал доклад, видя исключительную перспективу комплексного использования колчеданного сырья, вновь создали комиссию. Выводы ее Госплан опять отверг — «из-за отсутствия на Урале достаточно крупного потребителя серной кислоты».
Пора вернуться к этому вопросу. Башкортостан располагает достаточно благоприятными геологическими перспективами расширения минерально-сырьевой базы цветной металлургии. По данным Федерального агентства по недропользованию, прогнозные запасы руд цветных металлов соизмеримы с разведанными ресурсами. Благоприятное положение занимает Хайбуллинский район, где большинство месторождений медных и медно-кобальтовых руд образуют удачную группу для освоения, имея расстояние между собой 10 — 15 километров. Это обстоятельство плюс близость крупных водохранилищ, наличие развитой сети автодорог с твердым покрытием, обилие месторождений различных строительных материалов — надежная основа для создания здесь горнопромышленного комплекса со всей необходимой инфраструктурой. При этом проектирование новых крупных производств должно начаться после основательного изучения экономической и, в особенности, экологической ситуации в районе и определения всех последствий, которые могут возникнуть при реализации проекта. А вот если на нем опять поставить крест, Башкирское Зауралье с его богатейшими рудными запасами опять останется в роли сырьевого придатка металлургических заводов Большого Урала.
Ориентация же всего потока руд и концентратов на перерабатывающие предприятия Урала и других регионов, отделенных от источников сырья сотнями километров, связана как с громадными транспортными расходами, так и с невосполнимыми потерями многих ценных компонентов, большинство из которых приобрело стратегическое значение на современном рынке.
За последние 15 лет отпускная цена на пиритные концентраты, которые до 1994 года поставлялись на химические заводы России и СНГ, стала ниже фактических затрат на их производство. Поэтому и Учалинский, и Сибайский комбинаты прекратили извлечение пирита из руды при ее обогащении и сбрасывают его в хвостохранилище. Уже по состоянию на 1 января 2001 года, на предприятиях цветной металлургии РБ накопилось 75,5 млн тонн пиритного концентрата, из которого можно получить 310 тысяч тонн меди, 440 тысяч тонн цинка, 80 тонн золота, 11 тысяч тонн серебра и другие металлы. Если взять количество всего пиритного концентрата, накопившегося на предприятиях Башкортостана, то доля золота в нем составит более 200 тонн, что в два раза больше того объема, что получен за все годы его добычи в республике. Поэтому комплексная переработка пиритного концентрата, масштабы которой в Башкортостане могут достичь 4 млн тонн в год, является на сегодня самой приоритетной перспективой в производстве цветных, благородных и редких металлов — при условии ее централизации, например, на Башкирском медно-серном комбинате в Сибае.
Разработка технологии с последующим комплексным использованием компактно сложенных вторичных минеральных ресурсов несомненно даст возможность резко повысить эффективность производства и его рентабельность, открыв новое направление горно-металлургической промышленности РБ и оздоровив экологическую ситуацию.
Учитывая большой выход пиритного концентрата (напомню: 75 — 85 процентов перерабатываемой рудной массы) и переход в него значительного количества меди и цинка, основного содержания благородных и редких металлов, почти всего объема серы и железа, комплексная его переработка практически решила бы давно назревшую проблему рационального, по-хозяйски рачительного использования медно-колчеданных руд, а в целом, — цветной металлургии и золотодобычи.
Осуществление вышеперечисленных мер тем более важно, что в условиях неизбежного падения уровня добычи нефти из-за истощения недр достойную позицию в экономике РБ должна занять горно-металлургическая промышленность с огромными потенциальными возможностями ее минерально-сырьевой базы. При том, что исследования, проведенные институтом «Уралмеханобр», показывают: разработанная технология комплексного использования пиритного концентрата с извлечением из него цветных, благородных и редких металлов является рентабельной и высокоэффективной.
И еще один важный аспект проблемы: чтобы обеспечить перспективу развития богатейшего природными ресурсами края, надо опережающими темпами решать вопрос обеспечения зарождающегося территориально-промышленного комплекса высококвалифицированными местными кадрами, способными на уровне современного рынка обслуживать его многопрофильную деятельность (поиск и разведка, добыча и переработка, строительство подземных шахтных сооружений). Решить ее можно, образовав в столице Башкирского Зауралья — Сибае — Башкирский государственный институт народного хозяйства. Справедливо было бы присвоить ему имя выдающегося горняка, инициатора хозяйственного развития края и создания первого технического вуза в России (в 1773 году — Горного института в Санкт-Петербурге) Исмагила Тасимова. Реальная база для такого варианта есть: прекрасно оборудованное здание Сибайского института Башгосуниверситета.
Миннахмет МУТАЛОВ, академик Академии горных наук.
Вода — источник жизни и база экономического развития республики
Статья академика АН РБ Анаса Махмутова «Власть и реальность» вызвала большой общественный резонанс в республиканской прессе. Сегодня мы публикуем отклик кандидата экономических наук Герольда Багаева, в котором автор развивает одно из направлений, затронутых Анасом Махмутовым.
Большие запасы пресной воды — не повод расслабляться.
Из множества проблемных тем, о которых по-новому хотелось бы поговорить, я выбрал тему о воде. В самом деле, о чем же еще говорить в аномально знойное лето 2010 года, когда трескается от жары земля, высыхают реки (например, Агидель понизила свой уровень почти на метр!), бушуют лесные пожары. Только прямые потери аграриев Башкирии от выжженных зноем посевов, по официальной оценке, превысили 13 млрд. рублей. Стране угрожает невыполнение экспортных контрактов по поставкам зерна (с середины августа введено эмбарго на экспорт зерна и его производных), поскольку собранный урожай даже с учетом накопленных ранее резервов, скорее всего, полностью будет израсходован на внутренние потребности.
«Но в охватившей страну жаре ничего необычного нет, и тем более — ничего безысходного. Засуха — хроническая болезнь нашего земледелия», — пишет мэр Москвы Юрий Лужков (см. «Российскую газету» от 29 июля с.г.). В нашей республике засушливым является каждый четвертый год, а на юге и юго-востоке — каждый второй. Хронически засушливы области Среднего и Нижнего Поволжья и часть Черноземья.
Во всем мире нехватка пресной воды в наши дни стремительно выходит на первый план. Не говоря уже о странах Ближнего Востока, Центральной и Северной Африки, Индии и Пакистана. Сегодня с дефицитом воды не только для нужд индустрии и сельского хозяйства, но и для потребностей населения столкнулись многие государства Средиземноморского бассейна. По причине глобального потепления климата эти проблемы будут лишь нарастать.
Возродим мелиорацию
Вспомним недавнюю историю. В критикуемом многими Советском Союзе площадь орошаемых земель была доведена до 22 млн. гектаров, осушение переувлажненных земель провели на 15 млн гектаров. Добавим масштабные мероприятия в сфере полезащитных лесонасаждений. В итоге, засуха перестала быть угрозой для Саратовской и Ростовской областей, для Ставропольского края. «Благодаря» новейшей псевдорыночной аграрной политике, по мнению Юрия Лужкова, по всей России сейчас поливается меньше 1 млн гектаров, полезащитные лесонасаждения остались без хозяев и без финансирования. А сколько земель сегодня орошается в Башкирии, кто знает эти «засекреченные» данные?
Для сравнения приведу несколько известных цифр: Китай сегодня орошает около 60 млн гектаров и планирует к 2015 году довести эту площадь до 70 млн гектаров. По 2 млн гектаров орошаемых земель ежегодно вводится в Индии. В США, где большая часть территории полностью обеспечена осадками, стабильно поливаются 22 млн. гектаров посевов. До половины всех сельскохозяйственных угодий Испании орошаемые.
Между тем, в России (и в Башкирии) единственной ответной мерой на засуху до сих пор является обещание властей компенсировать сельхозпроизводителям их потери от недобора урожая. Но «компенсировать» — не равно «устранить» причины потерь! Деньги никогда не восполнят дефицит воды и не собьют жару, ибо не устраняются глубинные причины сложившейся сегодня ситуации!
Какие же решения проблемы действительно нужны экономике? Предлагается осуществить очевидные меры:
* провести сплошную инвентаризацию (перепись) всех ранее орошавшихся земель, оценить затраты на восстановление ирригационных систем; аналогично поступить с защитными лесопосадками;
* выделить сельхозпроизводителям (но категорически не посредникам и аналогичным «прилипалам» к аграрному комплексу!) целевые льготные кредиты через «Россельхозбанк» (на 3 — 5 лет под 3 — 4 процента годовых под гарантии государства) на восстановление и модернизацию мелиоративных сооружений и защитное лесоразведение;
* на 6 — 8 лет освободить от налогов на прибыль и на имущество фактические затраты сельхозпроизводителей на искусственное орошение земель (включая затраты на приобретение техники по лизингу) и на защитные лесные полосы;
* выдать государственный заказ отечественным машиностроителям для производства в необходимых объемах мелиоративной и лесозащитной техники;
* выдать государственный заказ на внеочередную подготовку в заведениях среднего и высшего профессионального образования РБ специалистов по мелиорации и лесоразведению, с последующими гарантиями трудоустройства, среднерегиональной оплаты труда и предоставления жилья их семьям (на условиях льготной ипотеки).
Такое «капитальное» решение проблемы с нехваткой воды для орошения посевов станет во много раз эффективнее для экономики республики, чем разовые (но в течение многих и многих лет!) вливания компенсаций (преимущественно, за счет унизительно добываемых дотаций из средств федерального бюджета).
«Наводнение» экономики
Знаем ли мы точно, сколько водных ресурсов тратится сейчас в России и в Башкирии для населения, полива, животноводческого комплекса и для технических нужд?
Если такие цифры известны, то следует их немедленно опубликовать, вместе с цифрами баланса водопотребления по региону. Если такая информация отсутствует, на основе государственного заказа до конца текущего года следует провести инвентаризацию надземных и подземных вод. Провести группой компетентных и независимых (это — главное условие!) специалистов комплексный анализ сложившейся ситуации, как минимум, для трех вариантов — года маловодного, многоводного и среднего (наиболее вероятного по частоте встречаемости в природе). Выдать пакет предложений в рамках срочно разработанной и утвержденной перспективной государственной политики в сфере водопользования и водосбережения. Немедленно сформировать Научно-экспертный совет при Президенте РБ, который обсудит предлагаемые меры по рациональному использованию воды.
«На слуху» имеется немало конкретных предложений, в том числе:
* во всех квартирах многоквартирных домов и во всех отдельно стоящих строениях (включая и садовые домики) до весны 2011 года установить счетчики холодной и горячей воды (для малоимущих семей — за счет средств бюджета РБ);
* при отсутствии счетчиков для собственников соответствующих строений и квартир, начиная с лета 2011 года, увеличить тарифы на потребляемую воду не меньше чем в два раза;
* простимулировать законодательно экономию воды на основе внедрения технологий повторного ее использования для предприятий всех форм собственности;
* провести на основе модели государственно-частного партнерства операции по гидроизоляции ложа всех водохранилищ и гидротехнических сооружений. В технические регламенты по водохранилищам и гидротехническим сооружениям ввести предельно жесткие требования по потерям воды, в том числе — за счет испарения.
Совершенно очевидно, что максимальное использование коммерческого потенциала водных ресурсов Башкирии принесет республике серьезный экологический, социально-экономический и политический эффект.
Герольд БАГАЕВ, кандидат экономических наук
Автор:ИА "Башинформ"
Читайте нас: