Все новости
Детально
24 Августа 2010, 20:15

Художественный музей имени М.В.Нестерова. Под знаком летних юбилеев

Андрей Старостин
Андрей Старостин
Как уже сообщало агентство «Башинформ», один из старейших музеев России – Башкирский государственный художественный музей имени Михаила Нестерова – отмечает в этом году своё 90-летие. По этому поводу в залах музея развёрнута юбилейная экспозиция, в которой, помимо произведений основателя музея – выдающегося художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942), – представлены экспонаты из основных музейных коллекций. Это древнерусское и западноевропейское искусство ХV–ХIХ веков, русское искусство ХIХ – начала ХХ века, живопись «отца российского футуризма» Давида Бурлюка (1882–1967) и современное изобразительное искусство Башкортостана. Но на этом юбилейные для истории музея и всего башкирского искусства даты не заканчиваются. С летом 2010 года связаны ещё три важных юбилея. Это 140-летие со дня рождения первого директора музея, известного архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко (1870–1947) и директора музея в период в 1926 по 1935 год, живописца и общественного деятеля Юлия Юльевича Блюменталя (1870–1944), а также 135 лет со дня рождения живописца Василия Степановича Сыромятникова (1885–1979).
Илья Бондаренко родился 18 июля 1870 года в Уфе в семье ремесленника. В 1887–1891 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества по классу архитектуры (это же училище окончил и М.В. Нестеров). Затем продолжил образование в Цюрихе, на строительном отделении Политехникума. С 1895 года скрупулёзно изучал русское искусство в Государственном историческом музее и в музее П.И. Щукина, в 1896 году примкнул к Мамонтовскому кружку и сотрудничал с гончарным заводом «Абрамцево». Скорее всего, именно это обстоятельство способствовало привлечению Бондаренко к проектированию павильона Русского кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1899–1900 годов. Яркие экзотические национальные формы выставочных павильонов так называемой Русской деревни в Париже, разработанные им совместно с выдающимся художником Константином Коровиным, стали истоками неорусского стиля, представляющего собой национальную модификацию европейского модерна. Бондаренко принимал активное участие и в создании ряда сооружений, в которых выразился так называемый синтетический вариант модерна и неорусского стиля: это эстетика северного модерна и стилизованной архитектуры русского Севера. Среди них – старообрядческие церкви в Москве (Покрова, Воскресения и Николы), Захарьинская старообрядческая церковь в Богородске, реконструированный собор в Шуе, сооружения в Иваново-Вознесенске. Наряду с практической архитектурной деятельностью Бондаренко вел исследования в области истории русской архитектуры, был автором ряда книг по архитектуре. Что касается Уфы, то его имя связано в первую очередь с созданием Уфимского художественного музея (ныне – Башкирский государственный художественный музей им. М.В Нестерова) и, соответственно, с историей нестеровской коллекции. За разъяснениями по этому поводу мы обратились к заместителю директора музея по научной работе, заслуженному деятелю искусств Башкортостана, искусствоведу Светлане Владиславовне Игнатенко. Вот что она рассказала.
- В 1913 году Михаил Нестеров преподнес в дар родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 произведения, в том числе и 30 собственных работ (напомним, что сегодня коллекция произведений М.В. Нестерова в собрании музея насчитывает 109 экспонатов). Нестеров предполагал разместить свой дар в строящемся Аксаковском народном доме (ныне – Башкирский государственный театр оперы и балета). Но строительство затянулось, и коллекция продолжала оставаться в Москве. Только в 1919 году, после освобождения Уфы от колчаковцев, коллекцию привозит в Уфу друг художника – Илья Бондаренко. Именно благодаря невероятной активности Бондаренко, буквально перевернувшего весь город в поисках подходящего для музея помещения, коллекция разместилась в бывшем особняке купца-лесопромышленника Михаила Лаптева (1845–1919), построенном в 1913 году в стиле «модерн» известным самарским архитектором А.А. Щербачёвым (1858–1912). 5 января 1920 года музей принял своих первых посетителей, а Бондаренко стал его первым директором. В этой должности он проработал до 1922 году, вплоть до переезда в Москву. В 1926 году, после недолгого пребывания в директорской должности А.А. Черданцева и М. И.-Х. Сюнчелея, исполняющим обязанности директора музея был назначен живописец Василий Степанович Сыромятников, а вслед за ним, в том же году, директором музея стал Юлий Юльевич Блюменталь. Он проработал в этой должности до 1935 года.
Василий Степанович Сыромятников тоже родился в Башкирии – в деревне Зильдярово Белебеевского кантона Уфимской губернии – 14 августа 1885 года. В 1912 году окончил знаменитую Казанскую художественную школу и в том же году вернулся в Уфу. В 1916–1917 годах участвовал в выставках Уфимского художественного кружка, в 1934 году вступил в Уфимский городской Союз советских художников. Был одним из организаторов Уфимского отделения Ассоциации художников революционной России и до 1935 года сотрудником Уфимского художественного музея.
Родившийся 11 августа 1870 года в г. Малый Ярославец (по другой версии – в г. Казани) Юлий Юльевич Блюменталь в 1894 году окончил Санкт-Петербургскую академию художеств. В 1905–1919 и в 1922–1935 годах жил в Башкирии. В 1914 году стал первым председателем организованного в том же году Уфимского художественного кружка, в 1916–1917 годах – экспонентом выставок кружка. В 1924 году при содействии Блюменталя в Уфе был создан «Кружок друзей художественного музея». В 1934 году Блюменталь стал членом Уфимского городского Союза советских художников. Будучи директором музея, он заложил основы профессионального музейного учёта и документации.
- Как видим, не только Бондаренко, но и Блюменталь, и Сыромятников сыграли выдающуюся роль в истории Нестеровского музея, – продолжает Светлана Игнатенко. – Всех троих объединяло не только прекрасное художественное образование, высокая культура, интеллигентность, но и подлинный патриотизм: все они беззаветно любили музей, Уфу, Башкирию и страстно стремились пополнить музейное собрание новыми произведениями. Так, стараниями Ильи Бондаренко собрание музея к маю 1920 года, то есть через 3,5 месяца после его открытия, выросло почти в 15 раз и составило 1500 экспонатов. В трудные 1920-е годы директор музея Юлий Блюменталь организовывал первые экспедиции в районы Башкирии с целью сбора произведений башкирского народного искусства. Вместе с ним в этих экспедициях участвовали выдающийся башкирский художник Касим Девлеткильдеев (1887–1947) и тогдашний сотрудник музея Василий Сыромятников. Результатом этих экспедиций стала новая музейная коллекция – башкирского традиционного искусства ХVIII – начала ХХ века, – в которую вошли уникальные образцы ткачества, вышивки, резьбы по дереву, ювелирные украшения. Кроме того, во время этих экспедиций и Блюменталь, и Девлеткильдеев, и Сыромятников делали зарисовки сцен народного быта и национальных типов. Сегодня помимо своей этнографической и исторической ценности, эти зарисовки обладают еще и высокой художественной ценностью. Поэтому не случайно, что именно на их основе в последующие десятилетия сформировалась и продолжает формироваться не только музейная коллекция башкирского традиционного искусства, но и коллекция профессионального изобразительного искусства Республики Башкортостан.
Мы поинтересовались у Светланы Владиславовны: «А будет ли музей отмечать юбилеи интересующих нас художников?»
– Как известно, экспозиционная площадь музея невелика: всего восемь залов. При этом музей экспонирует каждый год десять и более выставок. 2010 год для Нестеровского музея – год исторический: 90 лет со дня открытия. Поэтому с мая до 20-х чисел сентября во всех восьми залах музея развёрнута юбилейная экспозиция. Но если бы мы обладали большим количеством залов, то, конечно же, обязательно организовали бы ещё три отдельные выставки – произведений Бондаренко, Блюменталя и Сыромятникова, – тем более, что музей обладает уникальными коллекциями их произведений. В то же время необходимо заметить, что произведения этих художников всегда экспонируются в музее в составе выставок башкирского изобразительного искусства или специальных тематических выставок. Так, например, в 1996 году, к 50-летию со дня смерти Ильи Бондаренко, в музее была организована выставка его произведений из собрания музея. В 2005 году его произведения экспонировались на выставке русской оригинальной графики ХIХ – начала ХХ века из собрания музея в Московской специализированной школе акварели Сергея Андрияки в рамках известного проекта школы «Шедевры музейных коллекций». В 2006 году графика из собрания музея экспонировалась в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. Произведения Бондаренко и его персоналия были опубликованы в каталогах обеих выставок.
Светлана Владиславовна также поделилась ближайшими и перспективными планами музея:
– В конце сентября в музее начнет экспонироваться крупномасштабная выставка «Архип Куинджи» из собрания Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Это будет поистине экстраординарное событие, причем сразу же в нескольких смыслах. Во-первых, уфимцы и гости нашей столицы впервые увидят несколько десятков пейзажей выдающегося русского художника, поскольку выставка займет все залы музея. Во-вторых, эта выставка – подарок Русского музея Нестеровскому музею к юбилею, – и продлится она до конца ноября. А затем будет новый сюрприз, который, думаю, посетители музея воспримут с не меньшим восторгом. И, наконец, перспектива: это 2012 год – 150-летие со дня рождения Михаила Нестерова. В рамках этого исторического события ожидается и крупная выставка, и ряд мероприятий, которые ещё раз подчеркнут выдающее значение дара и личности Нестерова для Башкирии, для Уфы и для музея.
Автор:Альфия Аглиуллина
Читайте нас: