31 октября в Уфе состоится первая Всероссийская научно-практическая конференция «Федеральная контрактная система - основа развития конкурентной России» с участием международных представителей.
Главная цель предстоящего мероприятия - организация профессионального диалога по вопросам формирования эффективной отечественной модели контрактных отношений в сфере госзаказа, изучения международного и отечественного опыта реформирования системы госзакупок, а также обсуждение законопроекта «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».
Заместитель директора Департамента макроэкономического анализа и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты РФ Ольга Анчишкина дала интервью агентству «Башинформ», посвященное тематике предстоящей в Уфе научно-практической конференции:
- Ольга Владленовна, как будет осуществляться переход с 94-ФЗ на федеральную контрактную систему? У многих заказчиков вызывает беспокойство, что старая система будет упразднена раньше, чем полноценно заработает новая. Так ли это на самом деле?
- Старая система упразднена не будет. Остаются прежние способы закупок, обязанности по публикации информации, общие правила и единое правовое пространство.
На мой взгляд, законодательство о федеральной контрактной системе (ФКС) должно серьезно модернизировать многие нынешние нормы и правила, доказавшие свою неэффективность.
Так, больше внимания ФКС уделит ценообразованию, полномочиям, архитектуре управления, мониторингу, привязке процессов между собой, информационной системе.
- Какие принципиально новые положения заложены в проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе», по сравнению с ранее действующими нормами? В чем его главное преимущество?
- К примеру, устанавливаются правила планирования закупок, вводится требование обязательного обоснования существенных закупочных решений и отчетности по итогам их реализации. Кроме того, расширяется перечень способов закупок, а также устанавливается возможность осуществить предварительный отбор среди участников закупок.
Важно и то, что отменена номенклатура, и есть только два ограничения по запросу котировок и приобретению за наличный расчет – это объем единичной закупки и процент от общего объема за год.
В законопроекте также установлены условия, при которых стороны имеют право расторгать контракт при его несоблюдении. Кроме того, введены противодемпинговые процедуры и прописаны требования по нормированию закупок. Появляется, но очень осторожно, структура цены.
И это далеко не полный перечень новаций. Но главное преимущество ФКС – системность, комплексный взгляд на закупки как на самый результативный способ обеспечения государственных и общественных нужд, достижения баланса интересов общества, государства и бизнеса.
- Как в регионах ведется работа по подготовке к переходу к Федеральной контрактной системе? Насколько сегодня субъекты страны готовы к таким нововведениям? Имеются ли у Счетной палаты России какие-нибудь проекты, наработанные и реализуемые совместно с регионами?
- Вы затронули один из важнейших, как мне кажется, вопросов. Мониторинг региональной практики показывает, что субъекты РФ очень серьезно отнеслись к федеральной контрактной системе и планируемым нововведениям.
Пилотная работа началась практически с момента одобрения концепции ФКС и перехода к разработке законопроекта. Тогда в Минэкономразвития России были заключены соглашения с пилотными регионами и создана совместная рабочая группа.
Сейчас у Счетной палаты РФ эта работа выходит на новый уровень: предметом проектирования становится увязка системы контрактации с системами стратегического, программно-целевого и территориального планирования, а также с платежными системами.
Одним из лидеров стал Башкортостан. Коллеги проделали огромную работу и отчасти пошли на опережение ситуации с тем, чтобы в максимально возможной степени использовать конструкцию федеральной контрактной системы для повышения качества и результативности публичных закупок.
Должна отметить, что Башкортостан идет в числе лидеров среди регионов, осуществляющих проекты и нововведения в госзакупках. Думаю, синергетический эффект от инновационных управленческих технологий можно будет ощутить уже в ближайшем будущем. Причем ощутить людям, жителям Башкортостана, когда бюджет республики станет наблюдаемым и контролируемым, а значит, каждый рубль будет израсходован с пользой, с конкретной отдачей, не окажется потерянным по дороге.