УФА, 23 окт 2019. /ИА «Башинформ», Юлия Шаталина/.
Наталия Романова, пожалуй, одна из самых узнаваемых концертных фотографов в Уфе. Фото, снятые Наташей с местных концертов, появлялись в официальных аккаунтах таких звезд и групп как «БИ-2», Вера Полозкова, «Моя Мишель», ЛСП, «Аффинаж», On the go, Harrison Young, Bumble beezy, Vanilla Sky и других.
Между тем, большинству из нас имя Наталии Романовой неизвестно, как и имена многих, кто работает с музыкальными звездами на площадках. На фото с концертов зачастую нет водяных знаков или подписей, а при репосте фотографий узнать об авторе можно лишь, если звезда дает ссылку на аккаунт фотографа, что бывает не всегда.
В соцсетях Наташу Романову можно найти по нику
amitolka или творческому псевдониму Natasha Romanoff. Подписчиков тоже не так много. К примеру, в Instagram их чуть более 1700, но почти половина из них фотографы из разных концов света. Среди них – официальный фотограф Virgin Radio Генри Руджери. Мы поговорили с Наташей о том, что значит быть концертным фотографом и вести двойную жизнь - между зрителем и сценой, музыкальными звездами и работой в офисе.
Выступление Kurt92 29 июня 2019 на Mega Urban Fest. Автор фото: Наталия Романова
- Ты классный концертный фотограф. Честно сказать, я не знаю никого в Уфе, кто снимал бы артистов на сцене круче тебя. Как долго ты к этому шла? Как вообще увлеклась концертной фотографией?
Спасибо, вообще у меня, кажется, до сих пор синдром самозванца в этом плане. Как все это получилось? Как-то сошлись, два интереса - музыка и фотография, плюс постоянная близость музыкальной тусовки окончательно повлияла. В общем, меня восхищают творческие люди, не только музыканты. Это как к обитателям Олимпа прикоснуться. Подержал гитару за сценой - и ты тоже винтик бэкстейджа. Видимо, как говорила Агата Кристи, которая писательница, про грамоту у нее в детской: «Не можешь водить паровоз — стань кочегаром».
Сначала была просто плёночная мыльница, и я не планировала ничего серьезно фотографировать, так - пощелкать на память концерты «Zveroforma», например, в 2005 году. Потом была цифрозеркалка, я снимала, когда была на концертах. Это был период питерских «Полюсов» в 2010м. Всегда страдала от невозможности мыльниц ловить именно тот момент, который я хочу. А потом как-то нашло озарение, чего я хочу: снимать концерты и зеркалку. Это был конец 2015го.
- Во внеконцертной жизни ты чем занимаешься? Трудно ли совмещать?
Эта часть жизни связана с юриспруденцией. Неожиданно, да? Совмещать получается, в основном жертвуя количеством сна и отдыха.
- Чем отличается обычная репортажная съемка от съемки на концерте?
Это репортаж в сложных условиях, в том числе световых. Есть и другие сложности, возможно, придётся снимать в слэме (действие публики на музыкальных концертах, при котором люди толкаются и врезаются друг в друга. – прим. ред.).
Да и сложно снимать в любом зале, где ты всех раздражаешь. Возможно, будешь снимать без фотопита (зона между сценой и публикой на больших концертах, где могут перемещаться фотографы – прим. ред.) В Уфе нигде нет фотопита, иногда импровизированный бывает на крупных концертах и фестивалях.
Могут вылить что-нибудь на камеру, уронить тебя или камеру. Очень многое - примерно всё - зависит от света на сцене. При низкой освещенности труднее получить качественный или интересный кадр. Хотя интересный, не всегда бывает качественным, и наоборот. Лучше дружить со световиком (человек, который отвечает за свет на сцене – прим. ред.).
-Правда ли, что ты проходишь на все концерты бесплатно? Тебе платят за фотографии?
О, самый популярный вопрос! В этом сегменте съёмки все делается по любви - к музыке, музыкантам, сцене, то есть на энтузиазме и только. Поэтому за концертную фотосъемку никто ничего не платит. Концертный фотограф не катается как сыр в масле по концертным площадкам. Конечно, есть фотографы, которые работают на организаторов, концертные агентства постоянно – там, конечно, да. А если ты сам по себе захотел и пошел на концерт, то нет - не платят, конечно. Единственный бонус концертного фотографа - это когда его фото используют и указывают его имя. Но многие и этим пренебрегают, к сожалению. Прохожу, если снимаю, бесплатно, но для этого нужно проделать некоторые действия, достичь договоренностей с менеджментом артиста, организатором или площадкой и получить разрешение снимать артиста (аккредитацию).
Выступление БИ-2 12 июня 2019 фестиваль Сердце Евразии. Автор фото: Наталия Романова
- Куда потом отправляются фотографии, которые ты сделала?
Фотографии выкладываю в свои соцсети:
Instagram,
группу в VK,
Facebook, на
mesmika.com. Отправляю организатору, артисту, площадке - смотря кому нужно. Очередность тоже может меняться. Есть артисты, с которыми фото нужно предварительно согласовать, перед тем как выложить хоть что-то.
- Часто твои фото берут артисты для своих афиш или просто постят у себя в соцсетях?
Да, такое происходит часто, и это то самое, ради чего стоит работать. Когда фото кому-то нужны, их выкладывают, репостят, отмечают - это радует, особенно когда идёшь с концерта и думаешь завязать со всем этим.
Когда Дэвид Браун машет тебе со сцены на очередном концерте, или Лева из «Би-2», «Моя Мишель» да и вообще любой человек, которого я сняла, выкладывает мои фотографии, жизнь налаживается срочно. Спасибо всем артистам, потому что все они для меня - музы.
- На что ты снимаешь? Чтобы стать концертным фотографом нужна особенная техника?
Особенная техника - это здорово, но я снимаю вполне обычным неполнокадровым Canon. Разве что у меня светосильный объектив, без него никуда в концертной съёмке. В целом лучше иметь технику, позволяющую поднимать ISO (светочувствительность) до высоких пределов без шумов и светосильную оптику - широкоугольный объектив и телеобъектив.
- Если я хочу стать концертным фотографом, с чего начать? К чему быть готовым?
Начать можно с любой зеркалкой и китовым объективом (тем, что в комплекте с камерой). Несмотря на то, что он темный, для начала его вполне достаточно. Сначала можно снимать друзей-музыкантов или бесплатные какие-то концерты, нарабатывать портфолио.
Когда я начинала, снимала в Rock's cafe всякие уфимские группы, фестиваль «Рок-баталия» и т.п. Потом можно пробовать идти на артистов побольше. Если съёмка не запрещена, например, как вариант можно купить билет и поснимать.
Скорее всего, к этому моменту вы уже вырастете из китового объектива, и нужен будет какой-то светосильный объектив (1.4-2.8f) - 35,50 мм или широкоугольный вроде 17-50 мм.
Ну а дальше можно пробовать аккредитоваться на те концерты, которые хотите посетить сами. Будьте готовы, что вы никому там не нужны и что все вы делаете для себя.
Что еще? Читать статьи про концертное фото, чтобы не прийти потом снимать концерт со вспышкой, к примеру. Я в свое время читала статьи разных концертников: Аскара Ибрагимова, Александра Света. У Александра также сейчас есть онлайн курс по концертной съёмке, я его прошла. Плюс общую насмотренность нужно тренировать любому фотографу. Я имею в виду в основном живопись, художников, чей стиль вам нравится. Я люблю барочных художников, где интенсивные свет и тени - Рембрандт, Караваджо, Яна ван Хейсум и Анну Рюйш, Сальвадора Дали. Можно смотреть фото других фотографов. Но не смотрите плохие фотографии.
Группа ЛСП 13 октября 2018 Огни Уфы. Автор фото: Наталия Романова
- Уфимские клубы и организаторы концертов жалуют концертных фотографов и, тем более, новичков? Как складываются ваши отношения?
С организаторами по-разному бывает, в основном относятся положительно, с кем-то давно сотрудничаем, но есть такие, кто не идёт на контакт или фотографов не аккредитует принципиально.
В клубе все зависит от людей в основном отвечающих за PR, арт-директоров. Сейчас я снимаю постоянно в «Огнях Уфы», за что руководству клуба и лично Станиславу Челнынцеву большое спасибо. Правильнее рассматривать каждый отдельный концерт с точки зрения доступа на него - организатор, клуб, артист, портал.
- Ты снимаешь совершенно разные концерты от старичков рока до совсем юных российских рэперов. Где проще работать? Какие концерты тебя больше заряжают?
Что сказать, старичков нежно ностальгически люблю, волосатых металлевых парней с гитарами тоже, но теперь рэп - это новый рок, и драйва на таких концертах зачастую больше. Даже рэперы в последнее время выступают с лайв-бэндом.
С группами новой волны, а это не только рэп, пожалуй, интереснее - чаще всего можно снимать на сцене и публика в основном на таком концерте дружелюбнее. С молодежью мне проще - могут уступить место у сцены без проблем, обсудить музыку, не отказываются фотографироваться. Про то, что заряжает, наверное, это что-то новое, которое ты не ожидал, что оно такое крутое, или очень любимое.
Но все-таки съемка сильно отвлекает от общего впечатления от концерта. Вот Эллиот Лэнди - один из первых музыкальных фотографов и фотограф Вудстока - как-то сказал, что он по большей части просто реагирует на то, что видит перед собой, сосредотачиваясь исключительно на картинке. После этого воспоминания от происходящего вокруг остаются минимальные. И это я очень разделяю. Действительно, минимальные воспоминания. Если спросить меня после концерта, а пел ли солист такую-то песню, я могу и не вспомнить. И даже бесполезно задавать вопрос "Как концерт?", так как не на общем впечатлении фокус. Стараешься показать все, что видишь.
- Когда я смотрю на твои фото, мне кажется, что ты ловишь нужный момент, потому что сливаешься с потоком энергии и музыки, которая идет со сцены. На мой взгляд, невозможно сделать крутой кадр, просто щелкая все подряд. Как ты можешь описать это сама?
Невозможно снять хорошо, если ты не влюбилась в того, кого снимаешь. Иногда это уже есть, иногда возникает на концерте, ловится. Сливаться надо с тем, кто на сцене, по большому счету. Потом это, бывает, отпускает не сразу даже. Или как писали в одном фотопаблике - пришел, сел за обработку «послушать, что ты там наснимал». В смысле обрабатываешь под ту музыку, которую снимал.
Некоторые движения угадываются. Например, ты знаешь - вот Кэш из «Слота», когда он прыгнуть должен, или Макс Покровский. Если артист незнакомый, я обычно смотрю его лайв на Youtube, чтобы понять, как и что там у него будет. Вообще, это по любви всё, конечно.
Группа СЛОТ 1 октября 2017 Music Hall 27. Автор фото: Наталия Романова
- На кого ты ориентируешься в своей работе? Наверняка в довольно узкой специализации репортажной съемки с концертов есть свои кумиры.
Одна из моих любимых групп со школьных лет - это Depeche mode. А много обложек и фотосетов для них сделал голландский фотограф и режиссер Антон Корбайн (
Anton Corbijn). Если бы не Депеши и мрачная эстетика Корбайна, я бы, может, и не снимала никогда, он для меня просто гуру. Кроме Depeche Mode у него много работ с другими звёздами: Ником Кейвом, Rolling Stones, Joy Divizion, Томом Уэйтсом, Куртом Кобейном, из наших он снимал Илью Лагутенко.
Кроме него я слежу в Instagram за фоторедактором и фотографом журнала Rolling Stone Сашей Лекка (
Sacha Lecca). У него похожий на Антона, но свой стиль, преимущественно чёрно-белые фото, по канонам не всегда правильные и очень крутые.
Из российских - мне нравится
Дмитрий Семенушкин, и он тоже работал с Rolling Stone пока тот не закрылся в России.
И конечно, Пол Феррара (
Paul Ferrara), легенда - снимал Джима Моррисона, был оператором фильмов про Doors. Волею судеб он есть у меня в друзьях на Facebook, и как-то даже мы перекинулись парой слов. Ну, про Doors конечно.
- Самый запомнившийся концерт, который ты снимала?
Учитывая минимальные воспоминания, о которых мы говорили раньше, это наверное, концерт немцев Оomph!. Я просто не могла поверить, что снимаю своих любимчиков. Или мой первый (с фотоаппаратом) концерт «Сплина», при том, что я очень давно их слушаю и хожу на все их концерты. Сняла я «Сплин» тогда, кстати, ужасно.
-Ты снимаешь концерты, что дальше? Организация выставок? Титулы? Или просто еще больше концертов?
Кто знает, меньше или больше или вообще ноль. О выставке пока не думала. Нужна идея, время и спонсор, наверное. Потом, в последнее время все чаще снимаю театр, благодаря проектам «The Театр» и De Bufo - люблю вас, ребята! Есть классическая музыка, опера. Главное - творчество же. И любовь.