В Башкирии, как и по всей России, несколько лет назад появился относительно новый вид отбывания наказания - исправительные центры (ИЦ). На сегодняшний день в республике уже открыли шесть таких учреждений, из них освободились более 500 человек. В эксклюзивном интервью «Башинформу» начальник УФСИН России по Башкортостану Владислав Дзюба подробно рассказал о деятельности ИЦ, условиях содержания и работы осужденных. Кроме того, специальный корреспондент информагентства побывал на одном из участков ИЦ и узнал, почему осужденные предпочитают нарам труд на производстве, а также с какими трудностями сталкиваются частные предприниматели и сотрудники УФСИН.
- Владислав Владимирович, исправительные центры – это что-то новое или хорошо забытое старое?
- Более десяти лет назад на законодательном уровне ввели вид уголовного наказания – принудительные работы. С 2017 года их стали применять на практике для исправления и ресоциализации осужденных через обязательное привлечение к труду. Это альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Если осужденный уклоняется от отбывания принудительных работ, то они заменяются лишением свободы.
Несмотря на то, что осужденные отбывают наказание в специализированных исправительных центрах, данный вид наказания – это все-таки не изоляция от общества. Осужденные живут в общежитиях, привлекаются к труду в организациях, где в основном не требуются специальные квалификации. Они востребованы в государственных и муниципальных предприятиях, обществах с ограниченной ответственностью, открытых акционерных обществах. Получают зарплату не ниже МРОТ и не вправе отказаться от предложенной работы.
Около 80% лиц, отбывающих наказание в исправительных центрах, это осужденные, которые доказали своим поведением в местах лишения свободы факт исправления и получили возможность идти дальше – восстанавливать социально полезные связи, адаптироваться в обществе. В ИЦ в большинстве случаев находятся мужчины, которые осуждены за воровство, наркотики и ДТП с тяжкими последствиями в возрасте от 18 до 60 лет.
- С чего началась «история» ИЦ в Башкортостане?
- Их история, как и по всей России, началась в 2017 году: на месте колонии-поселения № 6 в Стерлитамаке начал функционировать участок с возможностью размещения 100 осужденных к принудительным работам. Сейчас на территории республики действуют шесть ИЦ: в Стерлитамаке на 100 мест, участок ИЦ №1 (пос. Аэропорт, Уфа) на 70 мест, изолированные участки, функционирующие как ИЦ, при исправительной колонии №2 (Салават) на 50 мест, при ИК-3 (Уфа) на 196 мест, при ИК-9 (Бирск) на 90 мест, при лечебно-исправительном учреждении № 19 (Ишимбай) на 442 места. Общее количество мест в действующих исправительных центрах составляет 948 мест.
Прорабатывается вопрос по созданию дополнительных мест для размещения осужденных к принудительным работам на объектах недвижимости ликвидированной ИК-13 в Уфе. Кроме того, в Мелеузе проведена работа по подбору объекта недвижимости для создания участка под ИЦ - сейчас согласовываются планировочные решения.
- Поговорим о правилах нахождения в ИЦ, распорядке дня. Чем они отличаются от режима в исправительных колониях?
- Хотя осужденные и живут обычной жизнью, но порядок и распорядок в ИЦ соблюдать обязаны: они находятся под надзором администрации учреждения. Работают там, куда их направляет руководство ИЦ, постоянно находятся в пределах территории ИЦ вне трудового времени, проживают в специальных общежитиях. Без разрешения администрации ИЦ не покидают их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни.
В основном осужденные трудятся с 08.00 до 17.00 с обеденным перерывом согласно установленному режиму рабочего времени в организациях. После - свободное время на бытовые и другие нужды. Обязательный подъём в 06.00 и отбой в 22.00. Ещё одно отличие ИЦ от колоний — выход в город с разрешения администрации ИЦ. На работу и назад — без конвоя. По выходным можно разнообразить досуг за пределами учреждения, при условии отсутствия нарушений.
В качестве поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденный во внерабочее время и с разрешения администрации может свободно выходить с территории ИЦ в определенные часы. Свой законный отпуск, выходные и праздники может проводить с семьей за пределами муниципалитета, в котором расположен центр. Осужденным разрешено иметь телефоны и ноутбуки. Дисциплину они нарушают редко.
— Какую работу выполняют осужденные, на каких предприятиях задействованы?
— Работают они по трудовому договору и зарабатывают столько же, сколько и другие сотрудники организации. Но государство может удерживать от 5% до 20% из зарплаты по решению суда. Деньги поступают на банковские карты осуждённых. Их можно потратить на собственные нужды, например, на продукты, медикаменты, одежду, досуг, обучение, спорт, кино. Самые перспективные сферы трудоустройства: жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, швейное и мясоперерабатывающее производство. В зависимости от квалификации осужденный может заработать от 20 до 100 тысяч и более рублей.
— В Уфе в районе аэропорта открытие очередного ИЦ вызвало недовольство местных жителей. Как удалось урегулировать вопрос?
— Да, был момент, когда жители района поселка Аэропорт высказывали недовольство по поводу открытия УФИЦ на территории их района. Вопрос был урегулирован достаточно быстро. Наши сотрудники организовали местным жителям экскурсию по участку ИЦ, показали, как живут осужденные, подробно рассказали о центре, распорядке дня. Сейчас сложностей с соседями не возникает, тем более осужденные помогают им в уборке территории, активно участвуют в субботниках.
— Как минимум два инцидента, о которых стало известно, произошли в ИЦ Ишимбая. Один случился в октябре. В соцсетях появилась видеозапись, на которой якобы сотрудники ИЦ превысили должностные полномочия: избили осужденных и изъяли сотовые телефоны, в город их выпускали не всегда, с родными увидеться не давали. Спустя месяц из этого же ИЦ сбежал 52-летний осужденный. Провели служебное расследование, удалось навести порядок?
— Да, в октябре в интернете разместили эту видеозапись. Дело в том, что были замечены двое осужденных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, которые категорически и в агрессивной форме отказались выполнять законные требования сотрудников. На неоднократные предупреждения прекратить противоправные действия не реагировали. После прохождения освидетельствования и подтверждения факта опьянения осужденные в помещении для нарушителей продолжили дебоширить: повредили мебель, инвентарь и камеры видеонаблюдения. Второй инцидент не был связан с первым. Один из осужденных самовольно покинул участок, функционирующий как ИЦ, и не вернулся. Через некоторое время был задержан нашими сотрудниками.
Сами осужденные понимают, что, нарушая закон, они снова могут оказаться в исправительной колонии. По двум произошедшим фактам проведены проверки, материалы направлены в суд для принятия решения о замене принудительных работ данным гражданам на лишение свободы.
— Кому не назначаются принудительные работы?
— Несовершеннолетним; лицам, признанным инвалидами первой или второй группы; беременным; женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; женщинам, достигшим 55-летнего возраста; мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим.
- Если осужденный серьезно заболел, ему могут отменить исправработы и отпустить на волю?
- Осужденный, заболевший тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Оно может быть подано законным представителем или администрацией учреждения, исполняющего наказание.
- В чем отличие обязательных работ от исправительных?
- В отличие от исправительных работ на осужденных к обязательным работам не заводится трудовая книжка, им не выплачивается зарплата и время отбывания обязательных работ, которые выполняются на безвозмездной общественно полезной основе, не включается в трудовой стаж.
- Если осужденный по независящим от него причинам задержался после работы или не смог добраться до исправцентра день в день, что с ним будет?
- В основном утром на работу и вечером с работы осужденные добираются самостоятельно. В ИЦ действуют правила внутреннего распорядка, обязательные к исполнению. За их нарушение законодательством предусмотрена ответственность. Поэтому осужденные должны являться в ИЦ в установленное для них время. В случае если произошли непредвиденные обстоятельства, осужденный незамедлительно должен сообщить об этом в дежурную службу ИЦ и сообщить о своем местонахождении.
- Каковы перспективы развития данного вида наказания?
- Создание исправительных центров - одно из приоритетных направлений в системе исполнения наказаний России и направлено на гуманизацию уголовного законодательства. Кроме того, это расширяет возможности суда назначать наказание, не связанное с лишением свободы, способствует росту трудовой занятости осужденных, что, в свою очередь, позволяет быстрее погашать материальный ущерб, причиненный преступлением. К тому же полное или частичное возмещение вреда является одним из условий условно-досрочного освобождения. В случае принудительных работ условия отбывания наказания в ИЦ существенно мягче, чем условия в исправительных учреждениях при лишении свободы, что, в свою очередь, способствует дальнейшей ресоциализации осужденных.
Перспективность данного вида наказания подтверждается широкой судебной практикой его применения.
СВОБОДА ПОД КОНТРОЛЕМ
Кто и как исправляется в уфимском участке ИЦ №1
Здание ИЦ, где осужденные «плавно» возвращаются к привычной жизни, расположилось в районе уфимского поселка Аэропорт. Решетчатый забор, длинное двухэтажное строение с пластиковыми окнами и коваными решетками на первом этаже, табличка при входе: «Участок ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Башкортостан».
Внутри ИЦ очень напоминает хостел, ведь раньше тут и правда была гостиница. О том, что здесь все же не отель, напоминает окошко дежурной части с сотрудником УФСИН, обязательный досмотр человека. Тут живут осужденные мужчины, отбывающие наказание в виде принудительных работ без изоляции от общества.
Условия приемлемые, есть всё, что нужно для жизни. Личные вещи: посуда, сумки – подписаны, не перепутаешь. Кухня с необходимой техникой, комнаты для приема пищи. Есть большая комната отдыха с телевизором, книгами, диванами и креслами. Две молельные – мусульманская и христианская – с религиозными атрибутами. И, конечно, жилые комнаты с кроватями, тумбочками и шкафами, душевые, кладовая, гладильная, сушильная. Осужденные занимаются спортом, ходят в магазины, кино и кафе, встречаются с родственниками. Но, самое главное, – работают. Почти свобода…
«У нас на учете стоят 79 осужденных, 64 из них проживают на территории участка, остальные – дома с семьей, так они отбыли срок – одну треть, и у них нет ни одного взыскания. К нам обычно попадают виновники ДТП, неплательщики алиментов и другие. Все трудоустроены в одной организации. Сотрудники центра помогают выбирать специальность впервые прибывшим из списка вакансий, опираясь на их навыки и профессию, освоенную до осуждения. Мы с работодателем идем навстречу осужденным, если они хотят развиваться, если требуется, организуем обучение, переобучение», - пояснила старший инспектор участка ИЦ №1 Галина Макарова.
Утром в здании участка ИЦ не так много людей – практически все находятся на работе. В жилой комнате застали осужденного Марата Васильева (имя и фамилия изменены – прим. автора). Он рассказал, что в центре находится три месяца, наказание отбывал в колонии города Салавата.
«Осужден по «наркотической» статье к 4,5 годам лишения свободы. Спустя два года обратился в суд с ходатайством: за хорошее поведение мне одобрили перевод в ИЦ. Работаю по профессии – электрогазосварщиком, занимаюсь металлоконструкциями – сборкой и сваркой. Зарплата – порядка 30 тысяч рублей. Сотрудники предприятия приняли хорошо, конфликтов не возникает. Возможно, после освобождения останусь работать на заводе. Дома меня ждут жена и ребенок, сейчас могу их видеть, помогать материально», - рассказал Марат.
Еще один осужденный - Айдар Муслимов (имя и фамилия изменены – прим. автора) находится в отпуске: он как раз собирал вещи, чтобы съездить повидаться с родителями.
«Я попал в ДТП с тяжкими последствиями, 2,5 года колонии-поселения дали. Сел за руль на следующий день после застолья, нашли минимальное количество алкоголя в крови, это стало отягчающим обстоятельством. Был гололед – я не справился с управлением, все так запутанно, я отвлекся. Пострадал мой знакомый - пробил голову. И вот я оказался в колонии-поселении, где мне предложили альтернативу – принудительные работы за зарплату в 30 тысяч рублей с отчислениями пострадавшей стороне, которой я должен более 100 тысяч рублей. Мне хватает, даже отложить получается. Тружусь строителем, это мне знакомо, но по образованию я автомеханик, - сообщил он. - В ИЦ практически домашняя обстановка – уютно, все, что нужно, есть. По сути, ты работаешь, приезжаешь, отдыхаешь, кушать готовишь, книжки читаешь, телевизор смотришь. Мне осталось 8 месяцев работ, как все закончится, поеду домой в другой город, так как есть планы».
Работу дает предприятие «Нефтегазсервис». С организацией у УФСИН заключен соответствующий договор. Осужденные трудятся вместе с гражданами без судимостей.
«Это первый участок исправительного центра в республике, осужденные которого пошли работать в частный бизнес. Для нас - это стабильная рабочая сила, хотя присутствует и текучесть кадров, так как у одних заканчивается срок, другие выходят по УДО. Но есть ребята, которые приходят на год-два, процентов 20-30 остаются у нас. Их здесь привлекает стабильность. Осужденные работают на станках, разнорабочими, сварщиками, формовщиками, - сообщил представитель организации. – С «гражданским» коллективом отношения у осужденных хорошие, не было ни одной конфликтной ситуации. Ребята из ИЦ дисциплинированные, показывают пример работоспособности».
Бывший осужденный за серьезное ДТП Рамиль Гариев (имя и фамилия изменены – прим. автора) после освобождения остался работать на предприятии.
«Меня сразу отправили на принудительные работы. Трудоустроился пескоструйщиком: песком под давлением воздуха очищаю металл, после меня ржавые плиты становятся белоснежными. Потом перевелся в маляры. Год отбыл наказание, ушел по УДО, и остался тут работать. У меня супруга, ребенок – обеспечиваю их, зарплаты хватает, после освобождения она выросла. Тружусь маляром. Тут есть и мастера, и наставники, полный соцпакет, подарки на Новый год детям, оплачиваемые больничные. Нахождение в ИЦ для осужденных – это большой шаг к свободе», - поделился Рамиль.
После окончания срока на руки освободившимся выдают все необходимые документы и отправляют заявку в центр занятости населения по месту жительства для постановки на учет. И уже на свободе им также предложат вакансии, в том числе по приобретенной профессии в исправительном центре.