Все новости
Детально
27 Декабря 2024, 10:10

Что должен успеть спасатель из Башкирии за 59 секунд: секреты профессии

27 декабря – День спасателя Российской Федерации.

предоставлено Алексеем Чипчевым
Фото:предоставлено Алексеем Чипчевым

В 7 лет он спас своего друга от гибели в воде, в подростковом возрасте пришел на помощь пострадавшим в ДТП, а дальше — больше. В беседе с журналистом информационного агентства «Башинформ» 29-летний и. о. начальника центрального поисково-спасательного отряда госкомитета РБ по ЧС, который трудится в этой сфере более десяти лет, Алексей Чипчев рассказал, что значит быть настоящим спасателем.

УСПЕТЬ ЗА 59 СЕКУНД

Кто-то вечером после работы спешит домой, кто-то — отдохнуть в кафе или ресторане, либо в кино — посмотреть интересный фильм. Я же торопилась в отряд тех, кто каждый день, каждый час готов прийти на помощь попавшим в беду жителям республики: будь то жуткое ДТП, провалившийся под лед рыбак, запертый в квартире ребенок, упавший с кровати инвалид, застрявший в сугробе путник или испугавшийся летучей мыши жилец квартиры.

В помещении, где посменно базируются 29 спасателей, в том числе семь водолазов, тепло, чисто, аскетично. Алексей Чипчев провел небольшую экскурсию: показал дежурную часть, комнаты с оборудованием, гараж со спецтехникой, тренажеры, помещение для отдыха, а также награды отряда. Затем пригласил в кабинет, предупредив, что, когда поступит вызов, придется быстро брать вещи и выдвигаться.

Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина

«А вы знали, что наши сотрудники должны выехать после поступившей заявки на вызов за 59 секунд: собраться, одеться, завести машину, открыть ворота, и еще узнать у дежурного, что случилось. Лично засекал, что за 37 секунд были выезды. У нас есть ребята, кто за 10 секунд умудряются запрыгнуть в боевку!» — сказал Алексей Чипчев.

Удивившись и с трудом поверив, что можно развить такую скорость, обратила внимание на пушистый урчащий комочек шерсти. Маленький котенок вольготно устроился у карты Башкирии среди раций. Погладив малыша по кличке Спрут, расспросив, как он тут оказался, приступили к интервью.

Ксения Калинина
Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина

— Алексей, вы стали спасателем, строя планы с детства, либо это стечение обстоятельств?

— Ни в коем случае не стечение обстоятельств. Скорее всего, это мечта детства и судьба. Еще в детстве, об этом мало кому известно, спас своего друга. Мы бегали по льду, играли. Внезапно товарищ провалился под лед. Повезло, что недалеко от берега. Сначала кидал ему палки-ветки, но они были короткими. Испугался, хотел позвать кого-нибудь на помощь, но мы были одни. В итоге нашел длинную палку — вытащил! Никому рассказывать не стали, боялись, что нас отругают. Потом, будучи подростком, стал свидетелем ДТП — помогал вытаскивать из авто парня и девушку. К тому же среди родственников есть спасатели — пример для подражания. И, конечно, многое идет от воспитания. Родители всегда учили помогать, не оставлять в беде, элементарно, кормить животных. К слову, хотели, чтобы я стал программистом, но я выбрал другой путь. Сначала выучился на юриста, даже проходил практику в прокуратуре Ишимбая. Но судьбой было уготовано оказаться в службе спасения, потом в отряде, где начинал с обычного спасателя.

— Что должен уметь спасатель и есть ли место страху в вашей профессии?

— И плавать, и прыгать с парашютом, и погружаться на дно водоема, и не бояться крови, и оказывать первую помощь, и даже обезоружить потенциально опасного человека. У меня с детства не было страха высоты, но позже появился. Преодолел, когда начались первые тренировочные спуски по десантированию с вертолета. Думаю, в тот момент страх был у всех, так как вертолет — не простая конструкция, тут и вибрация, и ветер, и высота, и шум. Первые работы с винтокрылым были при температуре -37 градусов, а под ним и вовсе -70 градусов. Было холодно, но все справились. Сейчас у меня на счету 25 спусков с вертолета: могу хоть с закрытыми глазами, в любой местности с подъемом пострадавших при помощи носилок. Наша аэромобильная группировка, состоящая из 17 обученных сотрудников, может отработать любую сложную ситуацию без приземления: в горах, в воде, при пожаре поднять пострадавшего.

90 процентов спасателей умеют бороться со своими страхами. А 10 оставшихся процентов работают до первого серьезного выезда, потом говорят: «Нет, спасибо, мы к этому не готовы».

Видео:предоставлено Алексеем Чипчевым

— А что именно их может оттолкнуть?

— Одна из главных причин — запах на месте происшествия. Трупный запах. Он очень въедается. Думаю, кто хоть раз его почувствовал, запомнит на всю жизнь.

— Часто ли приходится сталкиваться со смертельными происшествиями?

— К сожалению, такие случаи бывают, и бывают постоянно. Помню, когда устроился в отряд, в первый месяц был выезд на ДТП в районе Белого озера у Толбазов. Тепловоз снес «Форд Фокус». В машине — пять погибших. Двоих из них доставали около часа — их сильно зажало. О своих чувствах в этот момент и не думаешь — все происходит на адреналине. Мозг только на следующий день осознает, что ты сделал, как смог достать тела из искореженного автомобиля. Со временем адреналин и страхи пропадают, и ты едешь на серьезные заявки с более холодной головой. Но и работать становится немного тяжелее в моральном плане, так как все это видишь много и часто. Накапливается…

предоставлено Алексеем Чипчевым
Фото:предоставлено Алексеем Чипчевым

СИРЕНА!

И тут вдруг зазвучала сирена! Началась «движуха». Дежурные сотрудники переоблачились в спасательные костюмы и устремились к машине. Я тоже — фотоаппарат в охапку, диктофон в карман — забралась в кабину. Выяснилось, что едем мы на ближайшее озеро, где очевидцы заметили машину — молодежь проверяла лед на прочность, забыв про безопасность. В пути продолжили беседу.

— Есть ли среди спасателей конкуренция?

— Наш отряд — одна большая семья, мы знаем секреты друг друга, можем пошутить, поднять друг другу настроение, помочь в трудную минуту, поддержать и ободрить. Конкуренции нет, но есть конкурсы, в которых каждый может показать, на что способен. В отряде работают спасатели, чей стаж превысил 20 лет, а есть и новобранцы. Первые — спокойные, с опытом, выполнят любую поставленную задачу. Вторые — рвутся в бой, хотят проявиться. Но тут не надо забывать, что работа спасателя — это командный труд. Все новенькие учатся на своих ошибках, в том числе и я, когда пришел. Тоже рвался, но потом понял, что надо действовать с напарником. И были такие заявки, когда коллега приходил на помощь. Помню, выехали в Юматово, в запертом доме был труп — его было видно через приоткрытое окно. Мы через него забрались внутрь. И тут из соседней комнаты выскочили злые лающие собаки. Напарник помог мне выбраться и закрыть окно. Одному работать опасно!

— Спасатели считают, скольким людям удалось вовремя прийти на помощь?

— Такого нет, сбились бы со счета за месяц-другой. Может быть, поначалу пытаешься фиксировать, сколько раз выезжал на крупные ДТП, но потом понимаешь, что бесполезно.

Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
предоставлено Алексеем Чипчевым
предоставлено Алексеем Чипчевым
предоставлено Алексеем Чипчевым
Фото:Ксения Калинина

ПРЕДУПРЕЖДЕН — ВООРУЖЕН

Минут через 10 были на месте. Увидев спецмашину с мигалками и сиреной, ребята бегом, скользя по неокрепшему льду, добрались до своего автомобиля. Спасатели им объяснили, что так делать не надо: заледеневший водоем — не место для развлечений и посиделок. Взяв памятки, молодые люди поспешили ретироваться. Сотрудники госкомитета осмотрели озеро, убедились, что никого больше нет, и поехали обратно.

— Расскажите о самых сложных и необычных вызовах…

— Их, на самом деле, много. Дорога М-5 после Чишмов. Зима. Ночь. Сильный снегопад. Так вышло, что девушка ехала по трассе, начала обгонять машину. В этот момент по встречной полосе ехал большегруз. Как так вышло, я не знаю, но фура перескочила через отбойник и упала на крышу автомобиля с девушкой, которая была в положении. Мы приехали, достаточно быстро достали ее из машины, передали медикам. Все спасатели не уезжали, минут 15 ждали, когда скажут, выживет она или нет. Врач вышел, сказал, что жить будет. Выдохнули! Со спокойным сердцем поехали дальше.

В прошлом году на реке Сим очевидец увидел, как тонут рыбаки. Мы заранее посмотрели местность по карте, взяли с собой квадроцикл и лодку, и поехали на «УАЗике». До реки было далеко, на машине не проехать: лес — поле — лес, плюс еще выпал снег. Пригодились и квадроцикл, и лодка. Оказалось, что прямо посередине реки провалились под лед муж с женой. Они находились в своей «ванне» — чудо, что не ушли под воду. А вокруг тонкий лед, плюс сильное течение, кромешная тьма, не считая света от наших фонарей. Сложность была в том, чтобы их достать двоих: если будешь подходить, лед сломается, их может утянуть, и тогда до весны поиски бы остановились. К тому же такой способ был опасен для личного состава. В итоге работу выполнили, тела супругов достали. Сделали из лодки сани — прикрепили к квадроциклу и вывезли их к дороге.

Однажды доставал из пустого глубокого бассейна в коттедже большого доброго лабрадора, который забежал в дом к чужим людям с улицы. Хозяева очень испугались, вызвали нас. Как он не пострадал при падении с 4-метровой высоты — не знаю. Я к нему спустился, он — радостный такой, на меня налетел и стал облизывать. Вытащили с помощью спасательной косынки. Пес, почуяв запах свободы, убежал на поиски новых приключений.

Были и нестандартные выезды. Поступила заявка, что машина уходит под лед, люди не могут выбраться из салона, скоро утонут. Мы опять же по карте посмотрели, что за местность, взяли снегоходы. Быстро добрались, нашли тех, кто звонил в 112. Путники сидели на берегу. По факту оказалось, что одно колесо их «Нивы» провалилось в лунку с водой. Еще один инцидент был весной. Поступило сообщение, что девушка рожает в машине. По геолокации нашли место, но автомобиля там не было, хотя свежие следы вели в поле. Заехали очень далеко — увидели в лесопосадке застрявшую в канаве машину — ничего серьезного. Никакой девушки не было, якобы ее уже увезли на другом авто. Последние случаи вызывают лишь недоумение, так как в этот момент могло случиться действительно что-то серьезное.

— Вы и ваши спасатели с самого начала задействованы в поисках пропавших в марте подростков. Тело одного нашли достаточно быстро, а вот второго мальчика так и не обнаружили. Что будет дальше с поисками Дамира Адигамова?

Поиски приостановили, когда водоемы начал сковывать первый лед. Работать стало небезопасно, но до сих пор наши спасатели выезжают на судне на водной подушке, продолжают обследовать берега. Рано или поздно он найдется, такая вероятность есть.

Видео:Ксения Калинина, Арсен Муртазин
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина

ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ…

В отряде все спокойно, дежурный — на телефоне, спасатели — в гараже. В знакомом уже кабинете «отрядный» котик Спрут мирно сопел, свернувшись калачиком на диване.

— Когда госкомитет выставляет ваши фото в новостях и постах, девушки активно начинают комментировать их, отмечая ваши внешние данные. Как вы к этому относитесь?

— Да, было такое (смущаясь), но я к этому отношусь равнодушно. Слышал об этом, так как сам не люблю читать комментарии. Посмеялись с товарищами. Супруга не ревнует, отнеслась к этому с юмором. И считаю, что внешность мужчины — не главное, а главное — поступки.

— Знаю, что вы увлекаетесь мотоциклами? Расскажите о хобби…

— Тяга к мототранспорту с детства от отца и деда досталась. Профессионально занимался сноукроссом. Ездил на спортивных мотоциклах. Сейчас байк посерьезнее. Последние несколько лет увлекаюсь мотопутешествиями: ездил на Кавказ, в Москву, с супругой — в Сочи. Мне на мотоцикле легче, чем на машине.

— Что для вас значит быть спасателем?

— Это такая профессия, когда ты прошел через многие испытания, пропустил их через себя и понял, что это действительно твое, что ты сможешь и дальше все это видеть, слышать, преодолевать, и самое главное, быть полезным. У нас нет такого, что кто-то где-то отсиживается, пока другие работают. Для меня всегда важно настроить и обучить личный состав так, чтобы все были задействованы, чтобы держались друг за друга и были настоящей сильной командой. Нас сюда никто не тянул. Мы сами выбираем свою судьбу. И самое главное, что меня эта работа устраивает, мне сюда интересно приезжать каждый день, выезжать на вызовы и помогать людям.

Вновь сигнал! Спрут резко вскочил и замяукал… И снова пора на выезд, но уже без меня. Пожелав спокойных новогодних смен героям современности, отправилась восвояси, чтобы все обдумать и выдать фоторепортаж ко Дню спасателя! Собственно!

Ксения Калинина
предоставлено Алексеем Чипчевым
предоставлено Алексеем Чипчевым
предоставлено Алексеем Чипчевым
предоставлено Алексеем Чипчевым
предоставлено Алексеем Чипчевым
предоставлено Алексеем Чипчевым
предоставлено Алексеем Чипчевым
Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина
Автор:Ксения Калинина
Читайте нас: