Все новости
Детально
30 Января , 07:44

В Самару – на электричке. Как Башкирия развивает удобный и быстрый транспорт

В последнее время в Башкирии значительно возрос пассажиропоток на пригородных электропоездах. В 2024 году электричками, связывающими Уфу с населенными пунктами Башкирии и соседними регионами, воспользовалось 5,4 миллиона человек, что на 23% больше показателей 2023 года. При этом на территории Уфимской агломерации электрички перевезли 2,8 млн человек или более половины от общего числа пассажиров.

«Новые поезда сделали пригородные перевозки более привлекательными в глазах наших жителей, – отметил Глава республики Радий Хабиров. – Благодарю РЖД за эффективное взаимодействие. Развитие железнодорожных перевозок, обеспечение комфорта наших жителей – приоритетное для нас направление. Будем продолжать эту работу».

Значительный вклад в прирост пассажиропотока вносят и дальние маршруты, в том числе – в соседние регионы, число которых в ближайшие годы будет увеличено. Об этом и других аспектах работы электричек в нашей республике «Башинформу» рассказал руководитель Башкортостанской пригородной пассажирской компании Антон Гармаш. 

– Антон Викторович, электрички в Башкирии показывают впечатляющий рост пассажиропотока, существенно обгоняя по этому показателю другие виды пассажирского транспорта. С чем связан такой результат?   

– Действительно, в нашей республике происходит увеличение востребованности пригородных электропоездов. По итогам 2024 года достигнут абсолютный максимум по числу перевезенных пассажиров – прирост составил более 1 миллиона человек. Башкирия третий год подряд входит Топ-10 регионов России по динамике пассажиропотока.

Думаю, на это повлияло сразу несколько факторов. Не секрет, что многие междугородные и даже федеральные трассы сегодня работают на пределе своей пропускной способности. И поездки не только в автобусе, но даже в личном автомобиле становятся долгими и утомительными. На электричке же можно, сидя в удобном кресле, приехать в нужное место точно по расписанию, причем в любой сезон и в любую погоду. Плюс в последние годы у нас произошло значительное обновление парка подвижного состава. В современном электропоезде комфорт для пассажиров приближается к стандартам авиаперелетов экономкласса.

– Расскажите об этом подробнее.      

– За пять последних лет в Башкирии обновилось 70% подвижного состава пригородных электропоездов, что позволило снизить их средний возраст с 16 до 6 лет. При этом до 2021 года обновлений подвижного состава не было более 10 лет, а за четыре последних года, благодаря содействию руководства республики, к нам поступило 88 новых вагонов, в том числе современные электропоезда «Ласточка», «Финист», рельсовые автобусы «Орлан». Поступление новой техники продолжится и в этом году. Башкирия входит в число трёх субъектов России, куда запланирована поставка электропоездов нового поколения «Финист». В этом году мы ожидаем три таких новых поезда.

В пятивагонной комплектации «Финиста» предусмотрено 401 посадочное место, без учета откидных сидений и мест для маломобильных пассажиров. Форма сидений изменена, что повышает уровень комфорта, особенно в поездках на дальние расстояния. Каждое пассажирское место оснащено USB-розеткой для зарядки мобильных устройств. Количество туалетов в составе увеличено с двух до трех, в них появились пеленальные столики. Вагоны оборудованы эффективной системой микроклимата и обеззараживания воздуха.

По чисто технической части могу сказать, что ключевым преимуществом новой модели электрички стало отечественное тяговое оборудование, способное обеспечить быстрый разгон до 160 км/ч и эффективное торможение с рекуперацией, то есть возвращением энергии обратно в питающую сеть.

–  Для пассажиров важен не только комфорт, но и география пригородных сообщений. Какие новые рейсы электричек планируются в обозримом будущем?  

– Достижение высоких результатов по пассажиропотоку стало возможным во многом благодаря совместной с минтрансом Башкирии работе по формированию базового каркаса пригородных поездов в виде идущих от Уфы радиальных направлений. Это так называемые «башкирские радиусы», охватывающие не только крупные города и административные центры нашей республики, но и соседние регионы.

Их дальнейшее развитие позволит создать в Уфе крупнейший транспортный хаб Приволжского Федерального округа с охватом более 9 миллионов человек, что даст дополнительный импульс туризму и экономике.

Ключевыми проектами на краткосрочную перспективу станут запуск движения электричек на участке Уфа – Самара, Уфа – Туймазы – Бугульма, Уфа – Магнитогорск – Сибай с перспективой продления до станции Новорудный. Мы также будем увеличивать масштаб перевозок на уже созданных линиях Уфа – Стерлитамак и Уфа – Оренбург. В целом планируем, что Уфа станет центром притяжения пассажиров из шести близлежащих к нам регионов. 

– Более половины всех пассажиров электричек Башкирии приходится на Уфимскую агломерацию, где действует проект так называемой городской электрички. Каковы итоги развития и будущее этого проекта? 

– Сегодня можно сказать, что электричка в Уфе становится удобным и востребованным видом городского транспорта, не зависящим от пробок и капризов погоды. Поступивший на линию новый подвижной состав увеличил частоту рейсов и впервые в истории позволил организовать тактовое движение электричек в черте Уфимской агломерации, то есть высокую интенсивность рейсов в утреннее и вечернее время. Общее число работающих здесь поездов выросло более чем в два раза – до 52, что сократило время в пути. От Шакши до Дёмы по железной дороге сейчас можно доехать за 40 минут. А из села Иглино до центра Уфы – меньше чем за час, то есть значительно быстрее, чем на автобусе и даже на личном автомобиле в часы пик.  

Благодаря принимаемым мерам, в черте городской агломерации Уфы в 2024 году было перевезено 2,8 миллиона человек, годовой прирост составил более 700 тысяч новых пассажиров.

С 1 января граница Уфимской агломерации была расширена до станции Иглино с установлением единого тарифа на участке Дема – Иглино в 40 рублей. В 35 рублей обойдется проезд при покупке билета по карте «Алга» или в мобильном приложении «РЖД Пассажирам». Не удивительно, что в начале этого года был зафиксирован полуторакратный рост числа пассажиров со станции Иглино, достигший 800 человек в день.

Электричка стала настоящим спасением для десятков тысяч уфимцев и жителей близлежащих к столице районов республики на время закрытия Шакшинского моста. В период ремонтных работ пассажиропоток на этом маршруте вырос в два раза. Стоит отметить, что после снятия ограничений каждый третий новый пассажир вместо личного транспорта сделал выбор в пользу электричек. В маршрутной сети 2025 года мы сохранили все дополнительные поезда, назначенные на период закрытия Шакшинского моста.

– А что можно сказать о развитии станций и продлении маршрута городской электрички?

Одновременно с модернизацией подвижного состава и увеличением интенсивности движения, в Уфе формируется система современных транспортно-пересадочных узлов, где пассажир может пересесть с электрички на другой общественный транспорт или оставленный на специальной перехватывающей парковке личный автомобиль.

К станциям электричек подводят подъездные пути для автобусов, строятся парковки для автомобилей. Таким образом уже благоустроены железнодорожные станции Правая Белая, Городской дворец культуры, Черниковка и Шакша. В планах – строительство нового остановочного пункта в микрорайоне «Яркий».

Идет работа и по увеличению охвата обслуживаемых территорий. Маршрут Уфимской электрички будет продлен до станции Чишмы, а в перспективе до 2030 года мы организуем движение по Южному железнодорожному обходу Уфы до Зубово и Чесноковки. 

Добавлю, что развитие этого проекта стало возможным во многом благодаря эффективному взаимодействию с руководством города и республики, а также личному вниманию Главы региона Радия Хабирова. Такой подход способствует быстрому решению многих вопросов.

Автор:Сергей Николаев
Читайте нас: