Доказательства существования у средневековых башкир на территории современной Уфы крупного города Башкорт привел сегодня делегатам III Всемирного курултая башкир вице-президент Академии наук РБ, доктор исторических наук Нияз Мажитов в ходе работы секции «Историческое и духовное наследие как основа развития башкирского народа в современных условиях». Он ознакомил собравшихся с материалами исследований, которые дают основание полагать, что уже в IХ – ХII веках башкиры были гораздо более развитым в общественном отношении народом, чем принято было считать долгое время.
До недавнего времени учеными вообще не ставился вопрос о существовании у средневековых башкир крупных городов и государственных образований. У историков, использовавших в качестве источников записи путешественников середины ХIII века, в которых указывалось на то, что у башкир нет своих городов, сложилось неверное мнение о том, что башкиры на момент вхождения в состав Российского государства стояли на сравнительно низкой ступени общественного развития, и элементы родоплеменного строя сохранились у них вплоть до начала ХХ века.
Однако, по словам Нияза Мажитова, имеется немало средневековых свидетельств того, что уже в IХ – Х веках регион, известный арабским путешественникам как страна башкир, был довольно развитым, и у людей, населяющих его, имелись города, которые управлялись правителями – ханами, власть у которых передавалась от отца к сыну. При этом арабские авторы средневековья называют Нажман, Курган и ряд других башкирских городов, которые в то время были уже крупными политическими, торговыми и ремесленными центрами.
Свидетельства арабских путешественников подтверждаются и другими письменными источниками, самыми многочисленными среди которых являются тексты башкирских шежере. В них имеются сведения о башкирских ханах – современниках Чингисхана, которые по полученной у него грамоте правили землями от левого берега Иртыша до оренбургских степей и левого берега Камы. Как раз эту территорию в средние века и заселяли башкирские племена. Данные башкирских шежере подкрепляются и другими независимыми источниками, например, заметками венгерских миссионеров ХIII – ХIV веков, а также находками выдающихся российских востоковедов ХIХ века Ильи Березина и Владимира Вельяминова-Зернова, которые, исследуя на территории современного Башкортостана тексты надмогильных плит, зафиксировали имена многих башкирских ханов — Тугаш хана, Даут хана, Килик хана и Бай-джура хана.
Что касается непосредственно города Башкорт, то он, по словам Нияза Мажитова, обозначен на картах многих европейских путешественников ХIV – ХVI веков на месте слияния рек Уфы и Белой. Одной из наиболее точных и лучше всего сохранившихся таких карт считается карта Г. Меркатора, составленная в 1554 году. Башкорт как крупный золотоордынский город был известен и многим арабским ученым и путешественникам средневековья. Сведения об этом городе подтверждаются также данными и российских историков ХVIII века, согласно которым на месте Уфы раньше мог находиться крупный средневековый город.
Письменные свидетельства, позволяющие судить о наличии у древних башкир крупного города, появлялись в печати сперва на арабском, потом на французском языках. И вот недавно, в 2006 году в Москве была выпущена книга «Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы», доступная широкому кругу читателей.
Существование города Башкорт подтверждается и расположенными на территории Кировского и Ленинского районов Уфы археологическими памятниками, которых насчитывается около 20. Самый крупный из них - средневековая крепость, основанная в районе нынешнего Монумента Дружбы, стены которой достигали в высоту пяти метров. На месте крепости найдено множество древних предметов быта, золотые украшения, монеты и многое другое. О существовании на этом месте развитого средневекового города свидетельствуют и найденные в ходе раскопок дощатые настилы, общей протяженностью более 50 метров, которые, по всей вероятности, использовались в качестве тротуаров.
Немаловажен вопрос о том, кто же мог основать этот древний город. По словам Нияза Мажитова, материалы, использованные при строительстве городищ, обнаруженных на территории современной Уфы, очень схожи с теми, которые использовали в то время народы Средней Азии.
Это и ряд археологических находок позволяют, по мнению Нияза Мажитова, полагать, что город Башкорт основали выходцы из южных районов Казахстана и Узбекистана. Ахмет-Заки Валиди, кстати, указывал в своих трудах на то, что в Средней Азии неподалеку от Самарканда имеется горная система со схожим названием. Поэтому образование города Башкорт на территории Уфы произошло, скорее всего, путем переселения народов, населявших те местности, на Урал приблизительно в IV веке нашей эры.