Ковидная история в мире началась 17 ноября 2019 года, когда власти Китая сообщили о первом зафиксированном случае заболевания. Диагноз поставили 55-летнему жителю провинции Хубэй. Тогда казалось: болезнь до нас не дойдет. Но уже в начале 2020 года Всемирная организация здравоохранения определила ситуацию как пандемию — сильнейшую эпидемию, захватывающую страны и континенты с молниеносной скоростью. 31 января первые случаи заболевания выявили в России, диагноз поставили двум гражданам КНР, находившимся в Забайкалье и Тюменской области.
24 марта 2020 года волна COVID-19 добралась до Башкирии, выявили первых зараженных. Инфекция подтвердилась у двоих прибывших из-за рубежа жителей республики и у одного приехавшего из Москвы.
Так система здравоохранения республики столкнулась с непростым вызовом. Впрочем, привыкать жить и работать в новых реалиях пришлось всей республике.
Чтобы замедлить распространение ковида, спустя неделю после первых выявленных случаев Глава Башкирии Радий Хабиров объявил о полной самоизоляции для всех жителей республики. Запрещалось покидать свои дома без острой необходимости. Выходить на улицу могли только те, кто имел специальный пропуск для выхода на работу, заболевшие, нуждавшиеся в экстренной медицинской помощи, собаководы, чтобы выгулять своих питомцев не дальше 100 метров от своего дома. Режим локдауна действовал до мая, но с некоторыми послаблениями. В частности, с 6 апреля людям разрешили передвигаться по городу на своих автомобилях, выезжать в сады.
Весной 2020 года люди стали жить по-новому: носить маски и перчатки в общественных местах, постоянно мыть и обрабатывать руки, учиться и работать на «удаленке», держать дистанцию в 1,5 метра, обходиться без массовых мероприятий. Многие все еще вспоминают, как по улицам города ездил спецтранспорт – через громкоговорители людям напоминали о необходимости соблюдать режим изоляции. А по ночам улицы обрабатывали дезинфицирующими средствами.
11 апреля минздрав Башкирии официально признал первый случай смерти от COVID-19. В Белебеевской районной больнице от вирусной пневмонии, вызванной коронавирусом, скончался 82-летний пациент.
Пока жители региона учились справляться с тревогой и страхом, врачи и весь медперсонал учились противостоять коронавирусу.
В срочном порядке в медучреждениях развертывали инфекционные отделения, так называемые «красные зоны», и обсерваторы. Параллельно с приемом пациентов и их лечением, медики жадно впитывали любую новую информацию, касающуюся коронавируса, чтобы знать, как помочь пациентам и минимизировать потери.
«Безусловно, пандемия коронавирусной инфекции стала испытанием на прочность всей системы здравоохранения в республике. Первые месяцы после появления пациентов с COVID-19 вспоминаются как очень напряженные. Нужно было сделать очень много: подготовить многопрофильные больницы к приему инфекционных пациентов, снабдить их кислородом, санпропускниками, организовать закупки СИЗов, которые были в большом дефиците, обучить медперсонал, убедить население в необходимости соблюдения ограничительных мер. Работали допоздна, порой проводили совещания уже после полуночи, со всеми коллегами, с главврачами учреждений были на связи круглосуточно», – вспомнил в беседе с журналистом «Башинформа» главный внештатный специалист-эпидемиолог минздрава РБ Азат Мухаметзянов.
В России среди медработников в самом начале эпидемии было больше тысячи жертв коронавируса. И это не только врачи. В пандемию трудились не покладая рук и медицинские сестры с санитарками, и водители с фельдшерами.
Несмотря на то, что в первое время не было полного понимания и четких алгоритмов как лечить болезнь, башкирское врачи проявляли чудеса героизма и стойкости, сутками работали в инфекционных отделениях, борясь за жизнь и здоровье каждого пациента.
Ранее «Башинформ» публиковал историю акушера-гинеколога Юлии Гарифуллиной. Она была одним из первых специалистов в регионе, который начал работать в обсервационном родильном отделении городской клинической больницы Дёмы. Вместе с коллегами доктор заступала в двухнедельные «вахты», не уезжая домой и помогая родиться малышам у заболевших мам.
«Оторванность от семьи, хронический недосып, работа в СИЗах, невозможность выйти и подышать свежим воздухом, действительно, это оказалось очень сложно во всех отношениях. Я даже не могла расслабиться, спала с телефоном в руках, потому что в любой момент могла прийти смска из "красной зоны", и так на протяжении всех двух недель. То же самое могу сказать о своих коллегах, каждый работал на общий результат», – говорила Юлия.
Уже спустя три месяца борьбы с COVID-19 Башкирия готова была тиражировать свой опыт коллегам из других регионов. В частности, в июне 2020 года минздрав России попросил республику направить бригаду докторов в Карачаево-Черкесию, где ситуация была гораздо хуже, для помощи в борьбе с коронавирусом. 17 специалистов, инфекционисты, анестезиологи, пульмонологи, терапевты, эпидемиологи, работали в «красной зоне» в условиях COVID-госпиталя.
Врач-терапевт клиники БГМУ Руслан Гумеров рассказывал, что вылетел туда на следующий день, как вышел из двухнедельной смены в «красной зоне».
«Моя вторая двухнедельная смена в клинике в отделении с ковид-больными подходила к концу. Наконец, я должен был встретиться с семьей. И вот к нам поступает предложение от ректора Валентина Павлова о командировке в Карачаево-Черкесию, где сложилась довольно тяжелая обстановка из-за коронавируса. В первую очередь я, конечно, решил посоветоваться с супругой. Она согласилась, после того как она узнала, что моим напарником будет мой коллега Салават Умутбаев. Мы тогда еще не знали, что вылет был назначен уже на следующий день», – делился тогда доктор.
Первых заболевших жителей республики лечили в инфекционной больнице Уфы. Позже ковидные отделения начали появляться во всех медучреждениях. 6 апреля стало известно, что из-за подозрения на вспышку COVID-19 закрывается на карантин РКБ имени Куватова. Более 1200 пациентов и врачей две недели находилось в изоляции в стенах больницы. Сразу два столичных роддома – Дёмский и при республиканской больнице стали ковидными. Там рожали женщины, у которых было подозрение или подтвержденный диагноз. Малышей и рожениц выписывали отдельно, до возвращения домой новоиспеченные мамы не могли видеть своих детей.
В конце марта 2020 года решили построить первый ковидный госпиталь в Уфе. Его из модульных конструкций собрали в индустриальном парке в Зубово. Технология позволяет при необходимости практически без финансовых потерь перенести объект на любое другое место. Больницу возвели в рекордно короткие сроки, всего за 55 дней, и открыли 30 мая. 3 июня в новый инфекционный центр поступили первые пациенты. А уже спустя 12 дней оттуда выписали первых выздоровевших.
В октябре 2020 года начали строительство аналогичного инфекционного центра в Стерлитамаке. 19 декабря Глава Башкортостана Радий Хабиров и заместитель министра здравоохранения России Евгений Камкин открыли клинико-диагностический инфекционный центр в «содовой» столице республики.
В ноябре 2021-го власти республики заявили о том, что модульные ковидные больницы построят еще в Туймазах и Сибае. Оба центра принимают пациентов с марта 2022 года.
Все клинико-диагностические инфекционные центры (КДИЦ) – это одноэтажные комплексы с изолированной системой воздухообмена и канализации. В здании – боксированные палаты, то есть изолированные, с индивидуальным входом с улицы. Уникальность КДИЦ в том, что каждое из подразделений может быть изолировано и работать автономно. Вероятность перехода инфекции в другие корпуса исключена. В каждом из ковид-центров есть свои параклинические отделения – лаборатория, рентген-отделение, кабинет УЗИ, кабинет эндоскопии, стерилизационное отделение, дезинфекционные камеры, которые занимаются обеззараживанием отходов.
«Ковид-госпитали на сегодняшний день успешно используются, поскольку, кроме ковида, актуальность других инфекционных заболеваний не уменьшается, невзирая на наличие антибиотиков, противовирусных препаратов. Речь о гриппе, ОРВИ, геморрагической лихорадке с почечным синдромом, которая довольно распространена на территории республики. Также серьезную проблему представляют вирусные гепатиты. А в последние год-два мы наблюдали резкий подъем таких инфекций, как коклюш и корь. После снижения уровня заболеваемости новой коронавирусной инфекцией и сокращением количества госпитализированных с COVID-19 в КДИЦ Уфимского района, например, из четырех блоков один был выделен для лечения данных пациентов. Остальные блоки перепрофилированы в отделения для лечения пациентов с внебольничными пневмониями, заболеваемость которыми в республике остается на высоком уровне. Отдельно выделены палаты для пациентов хирургического, кардиологического и неврологического профилей с пневмониями, а также детей. Инфекционные болезни на протяжении многих столетий были и остаются наиболее опасными болезнями человеческого организма из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени, поэтому построенные госпитали никогда не потеряют свою актуальность», – рассказал главный внештатный специалист-эпидемиолог минздрава РБ Азат Мухаметзянов.
Таким образом, пандемия стала серьёзным вызовом и экзаменом для сферы здравоохранения как всего мира, так и нашей республики в частности. После завершения пандемии, напомним, 1 июня 2022 года Глава Башкирии подписал указ, отменяющий обязательное ношение масок, люди полностью вернулись в привычный, доковидный образ жизни. Но в медицине все же произошли некоторые изменения, которые сохраняются до сих пор.
Так, среди главных изменений сами медработники отмечают появление санитарных пропускников для пациентов и персонала, ранее это требование касалось только инфекционных отделений, теперь же есть в каждом медучреждении. Созданы алгоритмы: какие клиники и при каких объемах в будущем будут переключаться с профильной деятельности на инфекционную. Создан резерв больничных коек, оснащенных кислородом. Тестирование пациентов на входах в поликлинике – также часть изменений.
«В пандемию всем стало понятно, что здравоохранение – это стратегически важная отрасль, которая нуждается в дополнительном финансировании, а также укреплении инфраструктуры и наращивании кадрового потенциала», – отмечает Азат Мухаметзянов.
Сейчас за ковидной обстановкой в регионе продолжают наблюдать. Смертельных исходов от последствий COVID-19 нет уже давно. Так как пандемия официально закончилась, то и массовая вакцинация уже не проводится. Таким образом, некогда вызывающая страх болезнь стала сезонным вирусом, не опаснее ОРВИ и гриппа.
Но все же врачи напоминают, что, судя по многочисленным исследованиям и наблюдениям, ковид вызывает повышение свертываемости крови и, как следствие, инсульты и инфаркты. Также после перенесенного заболевания человек может длительное время ощущать слабость, повышенную утомляемость, так называемый «постковидный синдром». Любое, даже банальное ОРВИ в легкой форме может иметь последствия для здоровья. Поэтому для профилактики заболеваемости необходимо вести здоровый образ жизни: правильно питаться, отказаться от вредных привычек, наладить режим сна и включать ежедневную физическую активность. Также лучше продолжать соблюдать элементарные правила безопасности: чаще мыть руки и носить маски в период болезни.