Конституционный Суд Российской Федерации своим определением по
запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и
Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности
части 1 статьи 27 федерального конституционного Закона "О судебной системе
Российской Федерации" поставил точку в длительном споре о полномочиях
конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Решение КС РФ комментирует руководитель Секретариата Конституционного
Суда Республики Башкортостан Азамат Юламанов:
"Предыстория этого дела такова. Верховный Суд Республики
Башкортостан своим решением от 1 ноября
2002 года по гражданскому делу по заявлению Прокуратуры Республики
Башкортостан признал противоречащими федеральному законодательству, не
действующими и не подлежащими применению ряд норм Закона Республики
Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
касающихся полномочий Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Верховный Суд Российской Федерации, рассматривавший это дело в
кассационном порядке, оставил в силе решение Верховного Суда Республики
Башкортостан.
При вынесении решений вышеназванные суды общей юрисдикции
исходили из того, что частью 1 статьи 27 федерального конституционного
Закона "О судебной системе Российской Федерации" установлен
исчерпывающий перечень полномочий конституционных (уставных) судов
субъектов Российской Федерации.
Как представитель Конституционного Суда Республики Башкортостан,
участвовавший в рассмотрении этого дела, могу подтвердить, что судья
Верховного Суда Республики Башкортостан, председательствовавший в
заседании, неоднократно заявлял, что для него имеет "преюдициальное" (т.е.
обязательное) значение ранее принятое Верховным Судом Республики
Башкортостан решение по Конституции Республики Башкортостан в части,
касающейся полномочий Конституционного Суда Республики Башкортостан.
К сожалению, некоторые судьи судов общей юрисдикции при принятии
решений руководствуются не законом, а неким шаблоном, в качестве которого
выступают ранее принятые другими судами общей юрисдикции решения. Это
не что иное, как попытка явочным путем внедрить в судебную практику
прецедент как источник права, следствием чего являются громоздящиеся друг
на друга незаконные, как показало определение Конституционного Суда
Российской Федерации, решения.
Между тем по смыслу статьи 11 Гражданско-процессуального кодекса
Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела только на
основании закона. Ни о каком судебном прецеденте в этой статье нет и речи.
Государственное Собрание Республики Башкортостан, как
законодательный орган, принявший Закон "О Конституционном Суде
Республики Башкортостан", естественно, не могло согласиться с такими
решениями судов общей юрисдикции и обратилось с запросом в
Конституционный Суд Российской Федерации.
О том, что проблема неправильного толкования судами общей
юрисдикции части 1 статьи 27 федерального конституционного Закона "О
судебной системе Российской Федерации" актуальна не только для нашей
республики, но приобрела уже общероссийское значение, свидетельствует
обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с аналогичным
запросом и Государственного Совета Республики Татарстан.
Законодательным органам государственной власти двух республик
удалось доказать в Конституционном Суде Российской Федерации свою правоту
и отстоять интересы всех субъектов Российской Федерации, в которых
действуют конституционные (уставные) суды.
В соответствии с принятым Конституционным Судом Российской
Федерации определением часть 1 статьи 27 федерального конституционного
Закона "О судебной системе Российской Федерации" не устанавливает
исчерпывающего перечня полномочий конституционных (уставных) судов
субъектов Российской Федерации. Законодательные органы государственной
власти субъектов Российской Федерации могут закреплять в конституциях
(уставах) субъектов Российской Федерации дополнительные, по сравнению с
установленным перечнем, полномочия конституционных (уставных) судов,
соответствующие компетенции субъекта Российской Федерации.
Данное определение Конституционного Суда Российской Федерации
окончательно и обжалованию не подлежит. Следовательно, оно действительно
является "преюдициальным" для всех иных судов. В соответствии с ним будут
обжалованы решения Верховного Суда Республики Башкортостан и Верховного
Суда Российской Федерации, в которых выражено отличающееся от правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации толкование части 1
статьи 27 федерального конституционного Закона "О судебной системе
Российской Федерации".
Поскольку решения Конституционного Суда Российской Федерации
обязательны для всех органов государственной власти, в том числе судебных,
мы не сомневаемся, что отмена указанных решений Верховного Суда
Республики Башкортостан и Верховного Суда Российской Федерации - дело
времени".
Автор: