Все новости
Политика
6 Августа 2003, 11:30

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ БЮДЖЕТА 2004 ГОДА ВЫЗЫВАЕТ НОВЫЕ ДИСКУССИИ О РАЦИОНАЛЬНОСТИ НЫНЕШНЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНЕ

Судя по всему, обсуждение бюджета 2004 года вызовет на этот раз особый накал страстей. И не только потому, что придется на нынешнюю предвыборную осень, что, конечно, повлияет на активность наших парламентариев в процессе его принятия.Сбалансированный финансовый документ, от конкретных цифр которого зависит развитие каждого из регионов России...

Судя по всему, обсуждение бюджета 2004 года вызовет на этот раз особый накал страстей. И не только потому, что придется на нынешнюю предвыборную осень, что, конечно, повлияет на активность наших парламентариев в процессе его принятия.
Сбалансированный финансовый документ, от конкретных цифр которого зависит развитие каждого из регионов России, имеет принципиальное, определяющее значение для страны. Каждый из 89 субъектов Российской Федерации имеет комплекс экономических и климатических характеристик, без учета которых финансовый план страны на следующий год может резко снизить уровень их развития. Поэтому регионы уже сегодня начинают диалог о новом бюджете с федеральными властями.
Основным спорным вопросом остается распределение средств между Центром и регионами. Правительство не спешит с перераспределением бюджетных денег и намеревается начать передачу дополнительных источников дохода регионам лишь с 2005 года. А в следующем году дополнительно передать из федерального бюджета субъектам один процент налога на прибыль, 50 процентов акциза на винно-водочные изделия и этим пока ограничиться. Парламентарии считают, что правительству пора развернуться к российской провинции и строить налоговую политику так, чтобы всех заинтересовать работать лучше и получать больше доходов. Например, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Владимир Петров выступает за то, чтобы увеличить фонд финансовой поддержки регионов примерно на 50 миллиардов рублей. Очень важно возместить потери, которые они понесут из-за отмены с 1 января налога с продаж. А его коллега - зампредседателя Комитета по аграрно-продовольственной политике Максим Кавджарадзе предлагает выделить не менее 10 миллиардов рублей на лизинг сельхозтехники, а также страхование всех видов агропромышленной деятельности, в том числе, урожая. Эти средства, по его мнению, можно найти в расходной части бюджета. Такие варианты решения финансовых проблем на местах - опять из разряда "латания дыр" и не изменяют ситуацию принципиально.
Понятно, что необходимо разработать механизм, который позволит регионам получить большую финансовую самостоятельность и свободу экономического маневра. В противном случае сохранится нынешняя экономическая модель Федерации, которую иначе как ущербной не назовешь. По данным, приводимым в российской прессе, разрыв между российскими регионами по бюджетной обеспеченности, уровню экономического и социального развития достигает примерно 18-19 раз. Это беспрецедентный показатель. В странах Европейского союза он не превышает 4-4,5 раза. Но и такой диапазон европейские политики считают крайне неблагоприятным и стремятся его сократить. Соотношение регионов-доноров и регионов-реципиентов у нас тоже весьма красноречиво отражает эффективность экономической политики и действенность нынешней модели межбюджетных отношений, когда в Центр уходит уже более 60 процентов собираемых налогов. С 1992 года примерно треть субъектов Федерации пребывают в полной финансовой зависимости от перечислений из федерального бюджета. Финансовая помощь превышает объем собираемых на их территории налогов в десять и более раз. Число регионов-доноров не превышает двенадцати, а в последнее время и оно сокращается. По прогнозу специалистов, только 39 регионов в этом году могут свести концы с концами. Такая экономическая реальность не дает оснований считать действующие межбюджетные отношения, как, впрочем, и региональную политику в целом, рациональной и перспективной. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Валерия Кадохова, назрела необходимость глубокой корректировки государственной региональной политики в Российской Федерации. Она должна быть направлена на создание системы правовых, финансовых, административных условий, которые повысят роль субъектов Российской Федерации в управлении своим социально-экономическим развитием, включая формирование доходной базы, обеспечат реальное участие в подготовке и принятии федеральной властью решений, затрагивающих их интересы. Это, несомненно, будет стимулировать российские регионы к эффективному использованию своего природного, производственного, интеллектуального, кадрового потенциала, создаст предпосылки для динамичного экономического роста как самих территорий, так и всей страны. Такова позиция не только многих сенаторов и думских депутатов. Прежде всего, это практический вывод региональных лидеров, которые отнюдь не теоретически занимаются решением множества проблем своих регионов. Поэтому работа над проектом бюджета-2004 вызвала новую волну дискуссий о том, насколько региональная политика в стране соответствует тем задачам, которые были сформулированы в президентском Послании. Автор: Марина Шумилова
Читайте нас: