Все новости
Политика
21 Октября 2003, 18:20

БЮДЖЕТ 2004 ГОДА СЛАБО УЧИТЫВАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНОВ

Соотношение доходов регионов и Центра за десять лет изменилось в четыре раза в пользу Центра и продолжает меняться в ту же сторону.И проект бюджета 2004 года, принятый на днях Государственной Думой во втором чтении, не дает оснований надеяться на то, что ситуация наконец изменится в лучшую сторону. "Своеобразие" межбюджетных отноше...

Соотношение доходов регионов и Центра за десять лет изменилось в четыре раза в пользу Центра и продолжает меняться в ту же сторону.
И проект бюджета 2004 года, принятый на днях Государственной Думой во втором чтении, не дает оснований надеяться на то, что ситуация наконец изменится в лучшую сторону. "Своеобразие" межбюджетных отношений в стране сегодня, выражающееся во все большей централизации финансовых средств, становится камнем преткновения в развитии нашей Федерации. В конце 90-х годов соотношение доходной части федерального бюджета и доходов регионов составляло 52 на 48 процентов, в бюджете 2003 года - уже 63 на 37. Такое перераспределение произошло, прежде всего, путем изменений налогового законодательства, которые привели к уменьшению доходной базы региональных бюджетов. При этом компенсации, предусмотренные бюджетным законодательством, оказываются явно недостаточными.
По мнению многих экспертов, бюджет 2004 года чрезвычайно слабо учитывает экономические интересы субъектов Федерации. В результате продолжающихся в стране реформ в налоговой сфере и отмены некоторых местных налогов доходы регионов в целом сократятся почти на 100 миллиардов рублей. Кроме того, федеральный центр планирует сокращение финансирования большого количества программ, которые напрямую затрагивают местные интересы, например, программу обустройства дорожного хозяйства. Из проекта бюджета следует, что выпадающие налоговые доходы регионов, которые должны компенсирваться из федерального бюджета, в полной мере возмещены не будут. Что неизбежно приведет к увеличению числа дотационных субъектов Российской Федерации. По сообщениям прессы, долги регионов федеральному бюджету продолжают расти, как снежный ком: в прошлом году они составили 21 миллиард рублей, а в этом году - уже более 27 миллиардов. В связи с этим не лишне напомнить о некоторых новациях в отношениях Центра и регионов, предполагаемых к осуществлению в ходе продолжающейся в стране федеративной реформы. Эти новации грозят перевести проблемы межбюджетных отношений из экономической плоскости в политическую. Одна из этих новаций заключается во введении внешнего управления: если долги региона превысят 30 процентов его доходов, то в нем вводится "временная финансовая администрация". Одним из условий введения такого внешнего управления являются нарушения при использовании субвенций (когда деньги выделяются на финансирование конкретной программы или мероприятия) из федерального бюджета. В нынешних финансовых обстоятельствах большинства регионов - перспектива получить внешнее управление становится вполне осязаемой. Как это будет совмещаться с понятием региональных выборов и с учетом волеизъявления избирателя?
Сегодня получается, что интересы всех регионов секвестируются в пользу Центра, который распоряжается все большими средствами. Все это мы уже проходили, именно по такому принципу строилась вся советская экономика. Сначала все деньги собирались в Москве, а потом распределялись по республикам, краям и областям. При этом больше получал не тот, кому было больше нужно, а тот, кто лучше просил. Результат развития этой тенденции налицо - соотношение доходов регионов и Центра за десять лет изменилось в четыре раза в пользу Центра и продолжает меняться в этом же направлении. При этом заметных изменений в области конституционных полномочий и ответственности Центра не произошло.
Нынешняя финансовая политика Центра нацелена на искусственное выравнивание регионов по принципу "отобрать и поделить", она лишает сильные развивающиеся регионы всякого экономического стимула. Предварительные предложения уже на 2005 год, которые делает правительство в связи с реформированием межбюджетных отношений, по существу, закрепляют сложившуюся ситуацию. Если такая тенденция не будет изменена, то отсутствие серьезной экономической заинтересованности субъектов Российской Федерации вряд ли позволит обеспечить удвоение валового внутреннего продукта к 2010 году, названное в Послании российского Президента одной из приоритетных задач развития страны. Автор: Марина Шумилова
Читайте нас: