Все новости
Политика
29 Марта 2004, 19:10

К 12-ЛЕТИЮ ПОДПИСАНИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО ДОГОВОРА

31 марта - особая дата в истории нашего государства. Ровно двенадцать лет назад, в этот день, в Георгиевском зале Кремля был подписан Федеративный договор. Первое в истории России публичное соглашение подобного рода. Тогда, в 1992 году, Федеративный договор закрепил действительно поворотные исторические события...

31 марта - особая дата в истории нашего государства. Ровно двенадцать лет назад, в этот день, в Георгиевском зале Кремля был подписан Федеративный договор. Первое в истории России публичное соглашение подобного рода. Тогда, в 1992 году, Федеративный договор закрепил действительно поворотные исторические события. Подтвердил выбор народа России. Выбор федерализма, который и сегодня определяет развитие нашего государства.
Постановлением VI Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. "О Федеративном договоре" предусматривалось включение содержания Федеративного договора в Конституцию как ее составной части. Это было осуществлено Законом от 21 апреля 1992 г., дополнившим Конституцию, в частности ст. 81.1-81.5, 84.1-84.15, изменившим редакцию некоторых других статей. Тем не менее Федеративный договор сохранил силу как самостоятельный правовой документ.
Федеративный договор юридически закрепил политико-исторический факт вычленения из СССР Российского государства и его федеративные границы, в которые не входили две не подписавшие этот договор республики, - Чеченская республика и Татарстан. Отношения этих республик с Россией оставались какое-то время не определенными.
Но было ли принятие Федеративного договора условием необходимым? Ответ на этот вопрос - безусловно, да. Иначе и быть не могло в стране, которая стремительно двигалась к своей новой жизни. Шла на фундаментальные изменения государственного строя и политического режима. Из фактически унитарного государства становилась реальной федерацией. А вместо жестких рамок единомыслия приняла для себя правила открытой политической конкуренции и диалога. Правила гражданского общества.
Необходимость в разработке Договора была вызвана политической и социально-экономической ситуацией.
События после августа 1991 года развивались так стремительно, что казалось, уже никто не сможет остановить маховик центробежных сил, вызванных распадом Советского Союза. Подписание Федеративного договора восстановило спокойствие и определенность в вопросе о единстве России и ее федеративной природе. Федеративный договор предотвратил распад России.
Если обратиться к истории российской государственности, то можно выяснить, что всякий раз, когда возникала опасность, Россия находила в себе силы объединиться, чтобы противостоять внешним и внутренним угрозам. Эти ассоциативные связи невольно приходят в голову, когда вспоминаешь период, предшествовавший моменту подписания Федеративного договора. Безусловно, в республиках понимали, что, беря на себя определенные полномочия, надо их выполнять. Но сомнения все же были. Якуты, к примеру, были убеждены, что их суверенитет обеспечат природные богатства. Однако в процессе переговоров их все же убедили, что только за счет этого экономической независимости не добиться. Шел поиск компромиссных решений. И они были найдены.
Суть Договора заключена в его названии - о разграничении предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Это не означало, как ошибочно считают некоторые, создания нового государства, речь шла о демократизации внутри него, о наполнении реальным содержанием существовавшего и прежде принципа федерализма.
Федеративный договор включает в себя три взаимозависимых документа: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Все субъекты формально равноправны, имеют одни и те же права и полномочия, несут равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях. Республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют свои конституции, принимают законы, в них избираются законодательные органы - парламенты, так как за ними закрепляется статус государства.
Договор юридически закрепил разнотипность субъектов федерации, ее построение по смешанному - этническому и территориальному принципу, и одновременно равноправие всех субъектов федерации, в определении объема своих полномочий с федеральными органами власти. Договор фиксировал и равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях всех субъектов федерации, единый стандарт прав и свобод человека, набор необходимых социальных услуг, оказываемых гражданам на ее территории.
Впоследствии Федеративный договор органически вошел в ткань новой Конституции России 1993 года, хотя не учтенным оказался целый ряд его положений. Согласно статье 5 Конституции, федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Статья 11 гласит, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Федеративная модель государственного устройства России понятна и близка российским гражданам во всех регионах страны. Она позволяет на основе действующей Конституции страны стратегически обеспечивать стабильность России, укреплять российскую государственность и конкурентоспособность. Начало этому процессу положил Федеративный договор, который сыграл свою историческую роль.
С тех пор нам пришлось пройти трудный путь, преодолеть много проблем. Но сейчас мы уже можем ставить и решать принципиально иные, чем раньше, задачи. Задачи другого уровня, другого масштаба. Задачи качественного роста экономики и улучшения, повышения благосостояния граждан нашей страны.
Недавний визит делегации Челябинской области в Республику Башкортостан показал большие перспективы развития горизонтальных федеративных отношений. Потенциал, заложенный в Договоре от 19 марта 1997 года "О дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Челябинской областью", соглашениях от 20 марта 1997 года "О сотрудничестве в области здравоохранения" и от 25 ноября 2003 года "О торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Правительством Челябинской области и Правительством Республики Башкортостан", воплощается в реальных делах на общее благо.
В развитии российского федерализма нельзя поставить точку. Как нельзя подвести черту под движением страны вперед и стремлением людей к прогрессу. И сегодня накопленный за десятилетие опыт применения Федеративного договора нужен нам и для решения внутренних задач, и для эффективных ответов на новые вызовы современности. Наш долг - уважать его, как уважаем свою страну, свою историю, свои достижения. Автор:
Читайте нас: