31 марта - особая дата в истории нашего государства. Ровно двенадцать
лет назад, в этот день, в Георгиевском зале Кремля был подписан Федеративный
договор. Первое в истории России публичное соглашение подобного рода.
Тогда, в 1992 году, Федеративный договор закрепил действительно поворотные
исторические события. Подтвердил выбор народа России. Выбор федерализма,
который и сегодня определяет развитие нашего государства.
Постановлением VI Съезда народных депутатов Российской Федерации от
10 апреля 1992 г. "О Федеративном договоре" предусматривалось включение
содержания Федеративного договора в Конституцию как ее составной части.
Это было осуществлено Законом от 21 апреля 1992 г., дополнившим Конституцию,
в частности ст. 81.1-81.5, 84.1-84.15, изменившим редакцию некоторых других
статей. Тем не менее Федеративный договор сохранил силу как самостоятельный
правовой документ.
Федеративный договор юридически закрепил политико-исторический факт
вычленения из СССР Российского государства и его федеративные границы, в
которые не входили две не подписавшие этот договор республики, - Чеченская
республика и Татарстан. Отношения этих республик с Россией оставались какое-то
время не определенными.
Но было ли принятие Федеративного договора условием необходимым? Ответ
на этот вопрос - безусловно, да. Иначе и быть не могло в стране, которая
стремительно двигалась к своей новой жизни. Шла на фундаментальные изменения
государственного строя и политического режима. Из фактически унитарного
государства становилась реальной федерацией. А вместо жестких рамок
единомыслия приняла для себя правила открытой политической конкуренции и
диалога. Правила гражданского общества.
Необходимость в разработке Договора была вызвана политической и
социально-экономической ситуацией.
События после августа 1991 года развивались так стремительно, что
казалось, уже никто не сможет остановить маховик центробежных сил, вызванных
распадом Советского Союза. Подписание Федеративного договора восстановило
спокойствие и определенность в вопросе о единстве России и ее федеративной
природе. Федеративный договор предотвратил распад России.
Если обратиться к истории российской государственности, то можно
выяснить, что всякий раз, когда возникала опасность, Россия находила в себе
силы объединиться, чтобы противостоять внешним и внутренним угрозам. Эти
ассоциативные связи невольно приходят в голову, когда вспоминаешь период,
предшествовавший моменту подписания Федеративного договора. Безусловно, в
республиках понимали, что, беря на себя определенные полномочия, надо их
выполнять. Но сомнения все же были. Якуты, к примеру, были убеждены, что их
суверенитет обеспечат природные богатства. Однако в процессе переговоров их
все же убедили, что только за счет этого экономической независимости не
добиться. Шел поиск компромиссных решений. И они были найдены.
Суть Договора заключена в его названии - о разграничении предметов
ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Это не означало, как ошибочно
считают некоторые, создания нового государства, речь шла о демократизации
внутри него, о наполнении реальным содержанием существовавшего и прежде
принципа федерализма.
Федеративный договор включает в себя три взаимозависимых документа:
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в
составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами
власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации,
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти РФ и органами власти автономной области,
автономных округов в составе Российской Федерации.
Все субъекты формально равноправны, имеют одни и те же права и полномочия,
несут равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях.
Республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют свои конституции,
принимают законы, в них избираются законодательные органы - парламенты, так
как за ними закрепляется статус государства.
Договор юридически закрепил разнотипность субъектов федерации, ее
построение по смешанному - этническому и территориальному принципу, и
одновременно равноправие всех субъектов федерации, в определении объема
своих полномочий с федеральными органами власти. Договор фиксировал и равные
обязанности в социальной, экономической и культурной областях всех субъектов
федерации, единый стандарт прав и свобод человека, набор необходимых
социальных услуг, оказываемых гражданам на ее территории.
Впоследствии Федеративный договор органически вошел в ткань новой
Конституции России 1993 года, хотя не учтенным оказался целый ряд его
положений. Согласно статье 5 Конституции, федеративное устройство Российской
Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы
государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации, равноправии и
самоопределении народов Российской Федерации. Статья 11 гласит, что
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и ее субъектами осуществляется Конституцией,
Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и
полномочий.
Федеративная модель государственного устройства России понятна и близка
российским гражданам во всех регионах страны. Она позволяет на основе
действующей Конституции страны стратегически обеспечивать стабильность России,
укреплять российскую государственность и конкурентоспособность. Начало этому
процессу положил Федеративный договор, который сыграл свою историческую роль.
С тех пор нам пришлось пройти трудный путь, преодолеть много проблем.
Но сейчас мы уже можем ставить и решать принципиально иные, чем раньше, задачи.
Задачи другого уровня, другого масштаба. Задачи качественного роста экономики
и улучшения, повышения благосостояния граждан нашей страны.
Недавний визит делегации Челябинской области в Республику Башкортостан
показал большие перспективы развития горизонтальных федеративных отношений.
Потенциал, заложенный в Договоре от 19 марта 1997 года "О дружбе и
сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Челябинской областью",
соглашениях от 20 марта 1997 года "О сотрудничестве в области здравоохранения"
и от 25 ноября 2003 года "О торгово-экономическом, научно-техническом,
социальном и культурном сотрудничестве между Правительством Челябинской
области и Правительством Республики Башкортостан", воплощается в реальных
делах на общее благо.
В развитии российского федерализма нельзя поставить точку. Как нельзя
подвести черту под движением страны вперед и стремлением людей к прогрессу.
И сегодня накопленный за десятилетие опыт применения Федеративного договора
нужен нам и для решения внутренних задач, и для эффективных ответов на новые
вызовы современности. Наш долг - уважать его, как уважаем свою страну, свою
историю, свои достижения.
Автор: