Укрупнение регионов, о котором так много говорилось в последние годы,
становится реальностью сегодняшней политической жизни в стране.
Первой ласточкой стало объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого
автономного округа, которое прошло на удивление гладко и осталось
практически незамеченным. Референдум, проведенный в эти регионах, показал,
что идею слияния абсолютное большинство голосовавших поддержали.
Такая покладистость граждан подвигла продолжить работу в этом направлении.
Следующими на очереди оказались три региона, которые во времена СССР
входили в Красноярский край - Таймырский и Эвенкийский автономные округа и
собственно Красноярский край. Первым этот вопрос поднял губернатор
Александр Лебедь. Депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации
рассмотрели данный вопрос и дали негативную оценку идее объединения
(происходило это в 2002 году). Одной из причин подобного подхода
стало то обстоятельство, что в предложении губернатора
не предполагалось включение в состав нового региона Республики
Хакасия, которая в прежние времена также находилась в составе края.
Сегодня стало известно, что идея объединения трех регионов получила
законодательную поддержку. Если депутаты эвенкийского суглана
(парламента) единодушно одобрили это предложение еще 11 октября,
то члены Таймырского и Красноярского законодательных собраний пришли
к подобному решению только 15 октября, и, что показательно, голосование
проходило так же единодушно. Против не было подано ни одного голоса
при двух воздержавшихся. Решено, что референдум во всех трех регионах
будет проведен 17 апреля 2005 года, а реально создание укрупненного
Красноярского края должно быть завершено к 1 января 2007 года.
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, обращаясь к депутатам
Законодательного Собрания, заверил их, что из федерального центра
получены гарантии, что в течение трех лет автономным округам будут
сохранены дотации, а также поступят инвестиции под пять-шесть масштабных
проектов, которые в перспективе позволят Красноярскому краю жить нормально.
Известно, что Минэкономразвития еще в 2003 году
подготовило экономическое обоснование укрупнения регионов, но
сдержанность в комментариях по этому поводу представителей
Администрации Президента не позволяет
даже известным экспертам хотя бы приблизительно уточнить, к каким
цифрам стремится Кремль. Депутат Олег Морозов, к примеру, полагает,
что количество регионов сократится до 8-11, отдельные горячие головы
предлагают разделить Россию на семь регионов - по количеству федеральных
округов. По мнению же министра по национальной политике Владимира
Яковлева, объединять надо не менее 25 регионов, которые
"явно не самодостаточны".
Самым негативным последствием начатого переустройства Федерации
может стать не что иное, как полная ликвидация национальных республик.
Еще в 2001 году Владимир Жириновский, которого власти
всегда используют для озвучивания наиболее скандальных политических
проектов, говорил, что одной из целей ЛДПР является ликвидация
национальных республик и сокращение количества регионов с 89 до 30.
Уже сегодня в Удмуртии местные журналисты на полном серьезе
анализируют вероятность вхождения республики в состав Пермского края.
Как сообщает удмуртское информационное агентство "День", объединение
территорий будет происходить вокруг региона-лидера, который должен
выполнять роль экономического локомотива. На севере Приволжского округа
в социально-экономическом плане лидирует Пермская область. Если
укрупнение регионов станет реальностью, Удмуртия может войти в состав
Пермского края. Причем в пользу такого "преобразования" приводятся
следующие доводы: национальной республикой Удмуртия, оказывается,
считается номинально, поскольку среди населения превалируют русские
(60 процентов), коренное население в значительной мере деморализовано и
деполитизировано, а его немногочисленные представители в составе
правящей элиты занимают второстепенные роли. В этих условиях, мол,
Удмуртия сможет избавиться от территориального суверенитета
без обострения национального вопроса. Прогнозируют, что
кроме нее в состав Пермской области, скорее всего, войдет и Кировская
область, которая по многим показателям характеризуется в Приволжском
округе как аутсайдер. Вот так - экономическая целесообразность и ничего
более. Главные доводы в пользу укрупнения регионов, которые высказывают
сегодня многие политики и высокие чиновники - это простота в управлении,
прозрачность в отчетности, и, конечно, резкое сокращение армии
управленцев. Ну и, несомненно, - укрепление "вертикали власти".
Это теоретический расклад. А на практике? Российская Федерация -
сложнейший государственный механизм, среди 89 субъектов которого
шесть видов разностатусных регионов - республика, край, область,
автономный округ, автономная область и два города федерального подчинения -
Москва и Санкт-Петербург, не сливающиеся (и даже порой не одноименные) с
окружающей их областью. Изменение административно-территориального
деления страны означает принципиальную даже не перенастройку, а ломку
этого государственного механизма с последствиями, которые по-настоящему
никто не просчитал. Потому что, если последствия были действительно
просчитаны, навряд ли делались бы заявления, подобные вчерашнему
демаршу лидера партии "Родина" Дмитрия Рогозина, который теперь
наряду с Владимиром Жириновским озвучивает потенциальные новации
Кремля, будируя общественное мнение. Вчера на встрече с журналистами
в Санкт-Петербурге Дмитрий Рогозин заявил, что после 1 января 2006 года
полпреды президента в федеральных округах займутся укрупнением и
объединением российских регионов. По его мнению, в конечном итоге,
в Российской Федерации останется 30-40 субъектов, и после объединения
регионов Россия "избавится от националистических республик".
Более того, Рогозин подчеркнул, что существование Федерации, в
которой есть регионы, где одна нация ставит себя выше других, является
недопустимым. Вот вам самый короткий путь к решению национального
вопроса. Вот таких депутатов мы выбираем. Правда, во время думской
избирательной кампании лидер блока "Родина" не отличался такой
радикальностью взглядов на федеративное устройство страны.
Между тем эксперты предрекают неизбежные трудности в
укрупнении регионов. И среди них они выделяют, прежде всего, две стороны
"медали". Во-первых, любой регион может заявить свои права как
суверенное государство, и мы будем иметь повторение "парада суверенитетов",
который имели в 90-е годы прошлого века, но еще в большем масштабе и
с уже непредсказуемыми последствиями. И, похоже, что подобное развитие
событий и вправду весьма вероятно. По их мнению, такие крупные
национальные республики, как Татарстан или Башкортостан вряд ли
согласятся с идеей укрупнить их, скажем, в Приволжский федеральный округ.
Во-вторых, укрупнение регионов неизбежно приведет к формированию
самодостаточных суперрегионов. В сочетании с неизбежным в такой ситуации
ростом регионального самосознания - это, по сути, формирование
протогосударств, которые вполне могут стать государствами,
как только на федеральном уровне произойдет какой-либо серьезный кризис.
Автор: Марина Шумилова