14 января крупнейшее предприятие города Туймазы - акционерное
общество "Туймазинский завод автобетоновозов" - отметит свое
25-летие.
Для машиностроительного предприятия четверть века - возраст
сравнительно небольшой, но за это время завод внес весомый вклад
в историю развития города, его продукция получила признание не
только в России, но и за рубежом.
А все началось в августе 1973 года, когда Правительство страны,
Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения
СССР приняли решение о возведении в городе Туймазы крупного предприятия
- завода автобетоновозов. Аргументов в пользу его строительства
было предостаточно, главный из них - непосредственная близость к
знаменитому поставщику шасси, каким являлся Камский автомобильный
завод в Набережных Челнах.
Строительство началось весной 1976 года. Генеральным подрядчиком
был определен трест "Туймазынефтестрой".
Строящийся завод возглавил молодой, энергичный директор Петр
Иванов, ранее работавший главным инженером на Туймазинском заводе
химического машиностроения. В то время ему было 33 года, но он
сумел объединить коллектив, направить его к достижению цели.
Петр Федотович бессменно руководил заводом почти 20 лет - до 1994 года.
Строительство завода велось стремительными темпами. Параллельно с
ним строился Туймазинский опытно-экспериментальный завод строительных
машин. 5 ноября 1977 года был выпущен первый опытный образец
автобетоновоза СБ-113. Через два года был досрочно введен в
эксплуатацию производственный блок основных цехов. 28 января 1980
года вышел приказ министерства о слиянии двух заводов. Эта дата
считается официальной точкой отсчета истории Туймазинского завода
автобетоновозов.
К моменту пуска предприятия коллектив в основном был сформирован,
была определена структура производства. Упор делался на серийный
выпуск техники. Только за первый год работы заводчане выпустили 81
автобетоносмеситель СБ-92, 15 автобетононасосов СБ-126, 166
авторастворовозов СБ-89.
В дальнейшем завод наращивал объемы производства и одновременно
расширял материальную базу. На предприятии стали изготавливаться
гидроцилиндры и коробки отбора мощностей, запущена гальваническая линия.
Рос и развивался экспериментальный цех, где рождались новые модели
машин. Бетонотранспортная техника поставлялась
уже во все уголки страны, а также в зарубежные государства:
Болгарию, Кубу, Анголу, Вьетнам, Сирию, Венгрию, Китай, Индию.
Продукцию завода не раз отмечали высокими наградами международных
выставок и ярмарок.
Серьезные испытания на прочность и надежность бетонотранспортная
техника прошла в 1986 году во время ликвидации последствий
Чернобыльской аварии. Автобетоносмесители и автобетононасосы прямо
с конвейера завода уходили в зону бедствия. Многие заводчане были
награждены тогда орденами и медалями.
В 1990 году завод практически достиг проектной мощности: годовой
выпуск автобетоносмесителей составлял 2 485 единиц, автобетононасосов
- 153, авторастворовозов - 252 единицы. Помимо основных видов изделий,
на предприятии выпускалась продукция для народного хозяйства и товары
для населения.
Коренные изменения на заводе произошли в начале 90-х годов,
с наступлением эпохи рыночной экономики. В этот сложный период,
как никогда, потребовались прозорливость руководителей, инициатива и
неординарное мышление конструкторов и технологов, высокая квалификация
рабочих. В структуре завода появилось новое подразделение - отдел
внешнеэкономических связей и фирменного обслуживания, чуть позднее
был создан отдел маркетинга.
В ноябре 1994 года завод был преобразован в открытое акционерное
общество. В этом же году сменилось и руководство завода. Петр Иванов
был назначен главой администрации города Туймазы, а генеральным
директором предприятия стал Валерий Хазов, прежде занимавший должность
главного инженера. Он уверенно продолжил дело, начатое Петром Федотовичем.
Сегодня ОАО "Туймазинский завод автобетоновозов" - крупное современное
высокотехнологичное предприятие. Его производственные площади
занимают более 80 тысяч квадратных метров. На заводе трудятся
1500 человек. Здесь выпускается полный спектр оборудования для
производства, доставки и подачи бетона: автобетоносмесители,
бетоносмесители на полуприцепе, автобетононасосы, стационарные
бетононасосы. Освоена продукция нового направления:
противопожарная техника, оборудование для доставки сухих смесей,
для сельского хозяйства. Это позволило предприятию не только укрепить
свои позиции на рынке строительной техники, но и занять новые ниши.
Решающую роль при этом играет качество. Все производственные процессы
осуществляются по принципу: "качество в деталях, надежность во всем".
Продукция завода успешно эксплуатируется в России, в странах СНГ
(Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Азербайджан) и Балтии
(Литва), а также в странах Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы.
С 2000 года экономические показатели завода неуклонно улучшаются.
Существенно возросли экспортные поставки: в общем объеме товарной
продукции доля экспорта увеличилась с 9,7 процента в 2002 году до
12,4 процента в 2003 году, а в минувшем году превысила 15 процентов.
Поэтому не случайно завод награжден Почетной грамотой Министерства
внешнеэкономических связей и торговли РБ и Торгово-промышленной
палаты республики "За вклад в развитие внешнеторговых связей
Республики Башкортостан, высокий профессионализм и достигнутые
успехи при осуществлении экспортных операций в 2003 году".
Словом, туймазинцы научились работать более гибко, эффективно
и качественно, что помогает им выдерживать конкуренцию в условиях
быстро меняющегося рынка.
Неоценим и вклад завода автобетоновозов в развитие города. За
четверть века были введены в действие 100 тысяч квадратных метров
жилья, два детских комбината, АТС на 10 тысяч номеров, типография на
15 миллионов изданий в год, котельная, баня-сауна. Завод построил
единственный в городе санаторий-профилакторий на 100 мест. Для
подготовки рабочих кадров построено СПТУ-128, которое нынче
приобрело статус лицея. Завод заботится о своем будущем, значит,
у него есть перспективы.
Автор: Любовь Колоколова