Восстание под руководством Салавата Юлаева - яркая страница в
истории башкирского народа, и интерес к ней не иссякает, а возрастает,
несмотря на то, что нас отделяет уже более двух столетий от тех
героических и трагических событий. Уходящая в глубь веков любовь к
Салавату Юлаеву народов, населяющих земли современного Башкортостана:
башкир, татар, русских, марийцев, представителей других национальностей,
выразилась в том, что, когда после его ареста и вынесения приговора о вечной
ссылке именем "Салават" запрещено было нарекать родившихся младенцев,
несмотря на этот запрет среди 12 тысяч имен, встречающихся в башкирских
родословных, имя национального героя встречается неоднократно, хотя
проступок этот карался сурово. А имя "Салават" арабского
происхождения и переводится как "молитва к богу".
Какие слова найти, чтобы коротко и верно выразить сущность
исторической личности Салавата Юлаева? Национальный герой башкирского
народа, который, возглавляя многонациональные повстанческие отряды,
отстаивая интересы родного башкирского народа, уважительно относился
к чаяниям разноязычных народов Урала и Приуралья, воин-полководец,
вождь восставших башкир и один из крупнейших предводителей Крестьянской
войны 1773-1775 годов. Пламенный поэт - "не только
боевая призывная публицистика, но и его лирические стихи о красоте
родного края, о ночной неге, о любви служили той же главной идее -
говорили о том, ради чего и во имя чего идти в бой" (Мустай Карим).
Заботливый сын, верный сыновнему долгу не только на воле, но и в
жесточайших условиях каторги, длившейся почти 25 лет. Муж и отец,
трагедия которого заключалась в том, что, сам находясь под следствием
после ареста, не мог помочь своим жене и сыну, схваченным и привезенным
в Уфу в качестве заложников. Историческая личность, оказавшая огромное
влияние на формирование национального самосознания и культурное развитие
башкирского народа. Инга Гвоздикова, историк, которая свои научные труды
посвятила изучению жизни Салавата Юлаева, пожалуй, точнее всех выразила
главные черты этой личности: "Как человек свободный духом, он считал
свободу всеобщим достоянием и потому встал во главе восставших народных
масс, в упорной и драматической борьбе отстаивавших свое человеческое
достоинство, свои социальные, национальные и религиозные интересы".
Свободный дух, свобода - главные ключевые черты характера, которые
определяют сущность личности Салавата, черты, возвысившие его над
массами, сделавшие его вождем своего народа. Что же нам сегодня известно
о жизни этого человека?
Салават родился в 1754 году, не ранее марта и не позднее октября,
как указывает Инга Гвоздикова (более точной даты рождения документы не
сохранили), в семье старшины Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги
Юлая Азналина, которому в этом году исполнилось бы 275 лет. На следствии
Салават показал, что он уроженец деревни Тикеево Уфимского уезда, а
проживал в деревне Юлаево. Историки отмечают, что Юлая Азналина, отца
Салавата, нельзя отнести к богатым старшинам, накапливавшим свое
состояние за счет рядовых общинников. Он вел борьбу с представителями
губернской администрации, которые склоняли башкир к продаже
принадлежащих им вотчинных земель, сознательно нарушали закон о покупке
или аренде земли, чтобы на выгодных условиях строить на ней
железоделательные заводы. Личность отца, участвовавшего в 1772
году в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного
в Польшу в помощь русской армии, ведущей бои с польскими конфедератами,
оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и
образованием: он мог писать на языке тюрки, видимо, владел и русским
языком, косвенным доказательством чему служат переговоры с солдатом
Чудиновым и то, что он не испытывал трудностей в командовании
многонациональными повстанческими отрядами. У Салавата была собственная
семья: как разрешалось мусульманскими обычаями, было три жены, были
дети. 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского
карательного корпуса Салават добровольно перешел на сторону
повстанцев. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года, т.е. всего
1 год и 15 дней он находился в центре событий всенародной Крестьянской
войны, потрясшей основы монархической власти Российской империи. За год
с небольшим Крестьянской войны он участвовал в 28 сражениях, 11 из них
он провел самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна
Пугачева. Назир Кулбахтин, башкирский ученый, доктор исторических наук,
в одной из своих работ, посвященных полководческому таланту Салавата
Юлаева, указывает, что не все 11 самостоятельных сражений с карателями
завершились победой Салавата. Были и поражения. Но, в отличие от других
предводителей Крестьянской войны, Салават ни разу не допустил полного
разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы
войска, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать
в сражениях. 11 ноября 1774 года, когда Салават в Бердской крепости
предстал перед Пугачевым, ему было 19 лет. В течение 2-3 недель юный
башкирский воин своей отвагой и полководческим талантом завоевал доверие
и любовь "мужицкого царя" и стал самым молодым полковником повстанческой
армии.
25 ноября 1774 Салават Юлаев был арестован и до 2 октября 1775
года находился в руках следственно-карательных органов. Поведение
Салавата во время следствия рисует его личностью с сильным характером.
Чтобы уберечь отца от расправы властей, Салават в своих показаниях ни
разу не упомянул об участии Юлая в Пугачевском движении. Салават
старался не повредить своими показаниями и бывшим соратникам, о судьбе
которых ему не было известно. Он называл имена только тех, кто погиб
или скрылся от преследования карателей. В течение многих месяцев
следствия Салават последовательно держался тактики признания только
тех фактов его участия в Пугачевском движении, которые отрицать было
невозможно, и по большинству заданных ему вопросов давал либо поверхностные,
либо уклончивые ответы. 29 ноября 1775 года Салавата Юлаева и его отца
доставили на берег Балтийского моря, в крепость Рогервик. Было ему 21
год от роду, и началась новая, каторжная пора жизни Салавата, которая
оказалась самой продолжительной: 24 года и 9 месяцев. Больше половины
своей жизни он томился на каторге, делая все возможное, чтобы поддержать
отца. И этот трагический период жизни Салавата высветил самые сильные
черты его характера: силу духа, свободолюбие, верность своему долгу.
Автор: Надежда Фартыгина