Все новости
Политика
11 Августа 2005, 15:28

Нынешняя система распределения трансфертов регионам не способствует эффективному экономическому развитию

Когда в стране всего четыре региона-донора - это не может быть признано нормальным. Таков один из основных тезисов комментариев в российских СМИ, которые были вызваны обсуждением параметров межбюджетных отношений на следующий год. В нем участвовали представители правительства и обеих палат Федерального Собрания страны. В итоге...

Когда в стране всего четыре региона-донора - это не может быть признано нормальным.
Таков один из основных тезисов комментариев в российских СМИ, которые были вызваны обсуждением параметров межбюджетных отношений на следующий год. В нем участвовали представители правительства и обеих палат Федерального Собрания страны. В итоге объем бюджетных трансфертов регионам был утвержден в сумме 426 миллиардов рублей. По оценкам финансистов, поддержка субъектов Российской Федерации в будущем году возрастет на 38 процентов по сравнению с нынешним годом. Увеличится финансирование практически всех фондов, через которые финансовые потоки идут в регионы, в том числе, - Фонда софинансирования социальных расходов - на 27 процентов, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов - примерно на 812 миллионов рублей, Фонда компенсаций - примерно на 36 миллиардов. Фонд регионального развития составит в 2006 году 2,7 миллиарда рублей. Его средства планируется направлять на софинансирование программ и объектов, которые приняты субъектами Федерации.
Цифры впечатляют, но не вызывают особого воодушевления по простой причине - методика распределения этих средств давно уже не создает стимула для эффективного экономического развития. Нынешняя система распределения трансфертов стимулирует слабые регионы оставаться слабыми (в соответствии с ней, например, в этом году в число получателей средств были включены регионы, доля первоочередных расходов которых составила более 60 процентов доходной части бюджета) и приучает их и дальше рассчитывать на богатые пожертвования из Центра. Причем эта методика будет зафиксирована и в бюджете 2006 года.
Не случайно количество дотационных регионов растет, а регионов-доноров становится все меньше. Нынеший показатель, озвученный в СМИ, - четыре региона-донора, своеобразный "рекорд" последних лет и практический результат системы межбюджетных отношений, при которой Центр замыкает максимум финансовых потоков на себя. Порочность такой системы очевидна, поэтому разговоры о необходимости реформирования межбюджетных отношений уже ведут федеральные чиновники самого высокого уровня. Практические же результаты этих разговоров пока выливаются не в изменение системы, а в поиск дополнительных рычагов, направленных на ее "усовершенствование".
Представители Минэкономразвития сегодня говорят о "множестве инструментов", которыми субъекты Российской Федерации могут воспользоваться для получения средств из Москвы. Это и участие в конкурсах на право размещения на своей территории особых экономических зон, и участие в конкурсах различных инвестиционных проектов. Они называют эти новшества "новой стадией взаимоотношений между федеральным центром и регионами, дающей значительно больше возможностей". Что это означает на практике? Теперь, говорит Герман Греф, правительство предлагает регионам участвовать в конкурсе на право финансирования со стороны федерального центра. Например, если регион выиграл конкурс на размещение на своей территории "свободной экономической зоны (промышленно-производственной или высокотехнологогичной), он получает на эту программу средства. На эту новую программу в федеральном бюджете следующего года выделено 8 миллиардов рублей. Другое направление - участие регионов в инвестиционном фонде. Здесь, по словам министра все зависит "от важности бизнес-плана, предложенного регионом". На реализацию этой программы, впервые предусмотренной в бюджете России, на 2006 год выделено 2,5 миллиарда рублей. Теперь, говорят высокие чины из Минэкономразвития, руководителям регионов не нужно сидеть у дверей федеральных ведомств, а надо на своей территории разрабатывать высокоэффективные экономические проекты, выигрывать конкурс и получать на их реализацию достаточные средства.
Эти новшества можно расценить как шанс для ускорения экономического развития регионов, но аналитики напоминают о таком незыблемом факторе, как мощное сопротивление центральной бюрократии, которая вовсе не заинтересована в потере своего влияния. Изначальная роль рефери - рычаг, который и в этой ситуации поможет ей сохранить контроль над финансовыми потоками. Автор: Марина Шумилова
Читайте нас: