Когда в стране всего четыре региона-донора - это не может
быть признано нормальным.
Таков один из основных тезисов комментариев в российских СМИ,
которые были вызваны обсуждением параметров межбюджетных отношений
на следующий год. В нем участвовали представители правительства и
обеих палат Федерального Собрания страны. В итоге объем
бюджетных трансфертов регионам был утвержден в сумме 426 миллиардов
рублей. По оценкам финансистов, поддержка субъектов Российской Федерации
в будущем году возрастет на 38 процентов по сравнению с нынешним
годом. Увеличится финансирование практически всех фондов, через
которые финансовые потоки идут в регионы, в том числе, -
Фонда софинансирования социальных расходов - на 27 процентов,
Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов -
примерно на 812 миллионов рублей, Фонда компенсаций - примерно на
36 миллиардов. Фонд регионального развития составит в 2006 году
2,7 миллиарда рублей. Его средства планируется направлять на софинансирование
программ и объектов, которые приняты субъектами Федерации.
Цифры впечатляют, но не вызывают особого воодушевления по
простой причине - методика распределения этих средств давно уже
не создает стимула для эффективного экономического развития.
Нынешняя система распределения трансфертов стимулирует слабые
регионы оставаться слабыми (в соответствии с ней, например, в
этом году в число получателей средств были включены регионы,
доля первоочередных расходов которых составила более 60 процентов
доходной части бюджета) и приучает их и дальше рассчитывать на
богатые пожертвования из Центра. Причем эта методика будет
зафиксирована и в бюджете 2006 года.
Не случайно количество дотационных регионов растет, а
регионов-доноров становится все меньше. Нынеший показатель,
озвученный в СМИ, - четыре региона-донора, своеобразный "рекорд"
последних лет и практический результат системы межбюджетных отношений,
при которой Центр замыкает максимум финансовых потоков на себя.
Порочность такой системы очевидна, поэтому разговоры о необходимости
реформирования межбюджетных отношений уже ведут федеральные чиновники
самого высокого уровня. Практические же результаты этих разговоров
пока выливаются не в изменение системы, а в поиск дополнительных рычагов,
направленных на ее "усовершенствование".
Представители Минэкономразвития сегодня говорят о
"множестве инструментов", которыми субъекты Российской Федерации
могут воспользоваться для получения средств из Москвы. Это и участие
в конкурсах на право размещения на своей территории особых
экономических зон, и участие в конкурсах различных инвестиционных
проектов. Они называют эти новшества "новой стадией взаимоотношений
между федеральным центром и регионами, дающей значительно больше
возможностей". Что это означает на практике? Теперь, говорит Герман
Греф, правительство предлагает регионам участвовать в
конкурсе на право финансирования со стороны федерального центра.
Например, если регион выиграл конкурс на размещение на своей
территории "свободной экономической зоны (промышленно-производственной
или высокотехнологогичной), он получает на эту программу средства.
На эту новую программу в федеральном бюджете следующего года
выделено 8 миллиардов рублей. Другое направление - участие
регионов в инвестиционном фонде. Здесь, по словам министра все
зависит "от важности бизнес-плана, предложенного регионом".
На реализацию этой программы, впервые предусмотренной в бюджете
России, на 2006 год выделено 2,5 миллиарда рублей. Теперь,
говорят высокие чины из Минэкономразвития, руководителям регионов
не нужно сидеть у дверей федеральных ведомств, а надо на своей
территории разрабатывать высокоэффективные экономические
проекты, выигрывать конкурс и получать на их реализацию достаточные
средства.
Эти новшества можно расценить как шанс для ускорения
экономического развития регионов, но аналитики напоминают о
таком незыблемом факторе, как мощное сопротивление центральной
бюрократии, которая вовсе не заинтересована в потере своего влияния.
Изначальная роль рефери - рычаг, который и в этой ситуации поможет
ей сохранить контроль над финансовыми потоками.
Автор: Марина Шумилова