У нас в стране пару лет назад появилась новая идеология -
формирование приоритетных национальных проектов. Их четыре: образование,
здравоохранение, развитие агропромышленного комплекса
и доступное жилье, о котором мы сегодня и поговорим. За это время уже
принято почти 30 законов, регулирующих жилищные вопросы - огромный пакет,
который по количеству норм можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса.
Квартирный вопрос никогда не сходил с повестки дня. В первые годы
после революции пытались решать жилищную проблему через экспроприацию
и создание коммунальной системы расселения. В советское время жилищную
тему по-крупному поднимали дважды - Хрущев (снимал напряженность
времянками-малогабаритками) и Горбачев (каждому обещал отдельную квартиру
к 2000 году).
Что же сейчас? Предполагается создать рыночные институты, с помощью
которых люди смогут улучшать жилищные условия. Но теперь не придется
рассчитывать на бюджетные деньги (которых все равно никогда не хватит)
и административно их распределять.
Государство взялось развивать один из рыночных механизмов - ипотечное
кредитование. Жилье - это товар длительного пользования, мы его "употребляем"
в течение очень многих лет, иногда этот период даже больше жизни одного-двух
поколений. Поэтому приобрести жилье за месячную или даже за годовую зарплату
невозможно просто по существу этого товара. Надо либо долго-долго копить
средства, либо наоборот - купить в кредит, а потом расплачиваться из
своих будущих доходов.
Есть формальный показатель, который используется в статистике для
сравнения стран и городов - он называется "индекс доступности жилья".
Этот показатель позволяет увидеть, как соотносятся цены на жилье и доходы
населения (при этом предполагается, что существуют все остальные инструменты:
накопительные и ипотечные программы, рынок жилья, жилищное строительство,
которое соответствует спросу). Считается индекс просто: берется цена стандартной
квартиры и делится на среднегодовой доход среднестатистической семьи - получаем,
сколько лет нужно семье не есть, не пить, ничего не покупать, а только копить
деньги, чтобы приобрести стандартную квартиру.
По этому показателю у нас динамика вполне благоприятна в стране, и
даже период накопления постепенно сокращается. В 2004 году на покупку
стандартной квартиры требовался доход средней семьи за период менее четырех
лет. По сравнению с другими странами Россия находится не на самом плохом месте:
хуже, чем в Штатах и чем в большинстве стран ЕС, но рядом с Великобританией,
даже лучше, чем в Токио, Амстердаме, Базеле.
В чем же дело? Почему у нас жилье-то недоступно тогда, если по этому
показателю ситуация совсем неплохая?
К сожалению, у нас даже при таком соотношении цен и доходов существует
масса других проблем.
Первая. Низкая платежеспособность населения: только пять процентов
населения способны приобрести за наличные средства то жилье, которое они
хотят. Еще где-то семь процентов граждан могут позволить себе купить жилье
с помощью кредита, то есть кредит по их доходам будет предоставлен. К тому
же у нас пока еще слабо развита система кредитования. Чтобы мы могли
приобрести жилье в долг и расплачиваться в течение длительного периода
времени, уже имея нормальные, человеческие жилищные условия, должна
появиться нормальная система жилищного кредитования и другие формы, повышающие
платежеспособный спрос населения по сравнению с их текущими доходами.
Вторая - это, конечно, высокие процентные ставки на кредиты, которые
в небольшом количестве, но все-таки существуют. Сегодня накопленный объем
предоставленных кредитов составляет у нас стране порядка 1 млрд. долларов,
причем ежегодно происходит прирост в 2-3 раза. Но как снизить размер процентных
ставок, если он детерминирован уровнем инфляции? Плюс связанных с этим
видом кредитования рисков очень много - их также закладывают процентные
пункты кредита.
Что такое ипотека? Это когда обеспечением по кредиту в виде залога
является недвижимое имущество, в данном случае квартира. Вы покупаете
квартиру, и она же является обеспечением по возврату этого кредита.
Если вы не сможете вернуть кредит, недвижимость продается, банку
отходит долг, а остаток возвращается заемщику, который не справился
с кредитом.
До недавнего времени нельзя было обратить взыскание на единственное
жилье: по сути, ипотека была вне закона. Гражданским процессуальным
кодексом было запрещено обращать взыскание на единственное жилье. Поэтому
у банка не оставалось ничего другого, как просто повышать процентную ставку
на тот случай, что часть заемщиков не смогут рассчитаться по кредиту, это
бывает примерно в одном случае из ста.
Третья проблема - это недостаточные объемы предложения жилья. У нас
темпы жилищного строительства растут, но все равно строим очень мало -
40 млн. кв. м в год, что абсолютно не удовлетворяет даже того низкого
платежеспособного спроса, который у нас есть. Жилье покупается даже
на стадии котлована.
Почему не строят больше жилья? В первую очередь, конечно, потому,
что у нас основной ресурс строительства - это земля, находящаяся в
государственной собственности. Застройщику для доступа к этой земле
нужно пообщаться с чиновником, который производит очень непрозрачные
процедуры - кому дать землю, кому не дать; кому разрешить строительство,
кому нет. В результате доступ на рынок получают только определенные структуры,
которые постепенно монополизируют его. Они не заинтересованы в увеличении
предложения жилья, а заинтересованы в повышении монопольной цены. Отсюда при
спросе, превышающем предложение, цена растет, а не увеличивается предложение.
Конкуренция в предоставлении земельных участков создала бы условия для
увеличения жилищного строительства.
Четвертая тема - это высокие трансакционные издержки на рынке.
Для покупки квартиры пройти систему регистрации - везде время и деньги.
До недавнего времени платили 1,5% стоимости квартиры нотариусу, не
имея при этом никаких дополнительных гарантий правомочности сделки.
Наконец, пятое препятствие - слабая система защиты прав на этом рынке.
Даже регистрация прав в "Едином государственном реестре прав" не гарантирует,
что у вас по законным основаниям не могут отобрать квартиру. Если вы
вкладываете деньги в строительство долевого жилья, никто не гарантирует,
что вы получите квартиру и не потеряете свои деньги и т.д. Новый Жилищный
кодекс внес определенные поправки в этом отношении, но далеко не все
вопросы урегулированы.
Однако Жилкодекс - лишь часть целого блока законопроектов, направленных,
говоря языком разработчиков, на "формирование рынка доступного жилья".
Собственно Жилищный кодекс - новая государственная жилищная политика.
Государство предоставляет бесплатное жилье малоимущим гражданам, которые в
нем нуждаются, а всем остальным предоставляет условия для приобретения,
строительства, аренды жилья на рынке.
Во-вторых, эти условия для самостоятельной инициативы
поддерживаются мерами по увеличению платежеспособности нашего
населения. Это - привлечение долгосрочных финансовых ресурсов
на рынок жилья в виде ипотечных ценных бумаг, страхование
ипотечных рисков, правовое регулирование жилищно-накопительных
программ.
В-третьих, приняты меры по увеличению жилищного строительства. К
этому сектору напрямую относится новый Градостроительный кодекс,
основной задачей которого является снижение административных
барьеров в строительстве, переход к "прозрачной" конкуренции
предоставления земельных участков для строительства на открытых
аукционах.
В-четвертых, снижение затрат и, соответственно, повышение
оборота на рынке жилья. Устраняются обязательные нотариальные
заверения ипотечной сделки, намечаются позитивные сдвиги в
государственной регистрации прав, закон о долевом участии в
строительстве. Он, кстати, поместил в правовой вакуум несколько
десятков фондов, спекулирующих на инвестиционных контрактах в
строящихся домах, и одновременно установил гарантии защиты прав
и имущества рядовых пайщиков.
И, в-пятых, оптимизация налогового законодательства. По старым
правилам при продаже старой квартиры с "дозой" ипотечного
кредита и покупке новой собственности подобная сделка облагалась
13% подоходного налога. А реализация жилья и земельных участков
облагалась 20% НДС. К чему это приводило? К "серым" сделкам.
Теперь эта преграда устранена.
Как скоро все эти нововведения воплотятся в конкретные квартиры?
Эксперты прогнозируют, что банки достаточно быстро среагируют
на изменения законодательных основ в сфере ипотечного кредитования.
И уже к 2007 году будут полностью удовлетворять спрос на ипотечные кредиты.
К 2010 году они в десять раз увеличат объем кредитования.
К сожалению, на расширяющийся спрос так же быстро не смогут
среагировать строители. И до 2010-го года в лучшем случае они
смогут удовлетворять спрос только процентов на 70.
Люди покупают жилье в любые времена, другое дело, что процессы эти
могут набирать ход или затухать. Пока ожидается затишье. Всем нужно время,
чтобы понять и научиться пользоваться новыми правилами игры.
Автор: Людмила Лесунова