Все новости
Политика
25 Апреля 2006, 15:14

Олег Полстовалов считает, что изменения Конституции РБ делают ее рациональнее и не ущемят демократических прав граждан Башкортостана

В Республике Башкортостан продолжается обсуждение изменений Конституции РБ, принятых в первом чтении на 34-м заседании Госсобрания РБ. Свое видение процесса работы над Основным Законом и вносимых в него изменений в интервью корреспонденту агентства "Башинформ" и ГТРК "Башкортостан" изложил исполняющий обязанности директора Института права Башкирског...

В Республике Башкортостан продолжается обсуждение изменений Конституции РБ, принятых в первом чтении на 34-м заседании Госсобрания РБ. Свое видение процесса работы над Основным Законом и вносимых в него изменений в интервью корреспонденту агентства "Башинформ" и ГТРК "Башкортостан" изложил исполняющий обязанности директора Института права Башкирского государственного университета Олег Полстовалов.
- В чем, на ваш взгляд, суть принципиальных изменений Конституции республики, и как они могут повлиять на общественно-политическое положение внутри Башкортостана и на взаимоотношения нашей республики с федеральным центром?
- Я полагаю, что у общественности эти изменения вызовут определенный резонанс, что одобрение будет получено, поскольку Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан приняло единственно верное решение по вопросу внесения изменений и поправок в Конституцию РБ. Мы находимся в едином правовом пространстве, те реформы, которые были начаты по инициативе Президента России Владимира Путина, были поддержаны и одобрены Госсобранием РБ. И избрание высшего должностного лица республики теперь будет проходить в соответствии с Конституцией России и единым федеративным устройством.
Федерализм вообще предполагает реализацию ряда функций, одна из которых - рационализация. И вносимые поправки отчасти уже привели к тому, что устраняется ненужное дублирование. В соответствии с федеральными стандартами изменяется терминология, например, изменяется название должности Уполномоченный Республики Башкортостан по правам человека на Уполномоченный по правам человека Республики Башкортостан. Даже на этом маленьком примере видно, какая серьезная и кропотливая работа ведется в республике над изменением ее Основного Закона.
Разумеется, основные акценты сделаны на том, что высшее должностное лицо субъекта должно определяться на балансе определенных сил. Согласно международным стандартам, в законодательной практике ряда стран появилась такая функция, как легитимация. Она предполагает легитимное волеизъявление как народа России в целом, так и народа Республики Башкортостан.
Я думаю, что это все правильно и происходит в нужном и научном, и организационном формате, и в плане единой политики Российского государства.
- Как вы оцениваете другую точку зрения, которую отобразил в своем выступлении на заседании парламента республики один из его депутатов: народ Башкортостана в результате внесения изменений в Конституцию РБ лишается права самому выбирать себе президента.
- Я не думаю, что народ лишается этого права. Есть ведь различные формы демократии. Есть не только непосредственная демократия, например, референдум, плебисцит, но и опосредованная форма демократии. Поэтому представительные органы, которым делегируются полномочия выбирать высшее должностное лицо субъекта, - это тоже форма реализации демократии. В США, например, существует коллегия выборщиков, то есть никто не оговаривал необходимость исключительно непосредственной формы демократии.
Первая Государственная Дума, кстати, формировалась в 1906 году тоже через коллегию выборщиков. То есть, система представительной демократии - вполне оправданная и надежная система. И я не думаю, что права граждан в данном случае ущемляются, они просто делегированы тем, кто более грамотно и квалифицированно будет представлять их интересы.
- По мнению Председателя Конституционного суда РБ, вносимые изменения вызваны необходимостью укрепления вертикали власти, поэтому новый способ избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - явление временное. Что вы думаете по этому поводу?
Если говорить о практике существования зарубежных конституций, то, например, в конституции Мексики до сих пор в преамбуле сохраняется норма о запрете рабства, которого в стране нет уже давно в принципе; в конституции Японии запрещена регулярная армия. Понятно, что сепаратный мир, заключенный после Второй мировой войны, инициировал создание такой конституции. С одной стороны, такая косность не оправдана, изменения в конституцию должны вноситься. С другой стороны, это свидетельствует об уважении, которое проявляется в отношении к своим конституциям, о недопущении принятия скоропалительных решений в угоду складывающейся конъюнктуре.
Поэтому, если поправки к Конституции принимаются, то только после тщательной проработки и всесторонней проверки. Я думаю, мониторинг общественного мнения тоже будет произведен. И Госсобрание РБ, опираясь на мнение общественности, примет правильное, взвешенное решение. Автор: Николай Ермоленко
Читайте нас: