В Республике Башкортостан продолжается обсуждение изменений
Конституции РБ, принятых в первом чтении на 34-м заседании
Госсобрания РБ. Свое видение процесса работы над Основным
Законом и вносимых в него изменений в интервью корреспонденту
агентства "Башинформ" и ГТРК "Башкортостан" изложил исполняющий
обязанности директора Института права Башкирского
государственного университета Олег Полстовалов.
- В чем, на ваш взгляд, суть принципиальных изменений
Конституции республики, и как они могут повлиять на
общественно-политическое положение внутри Башкортостана и на взаимоотношения
нашей республики с федеральным центром?
- Я полагаю, что у общественности эти изменения вызовут
определенный резонанс, что одобрение будет получено, поскольку
Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан
приняло единственно верное решение по вопросу внесения изменений
и поправок в Конституцию РБ. Мы находимся в едином правовом
пространстве, те реформы, которые были начаты по инициативе
Президента России Владимира Путина, были поддержаны и одобрены
Госсобранием РБ. И избрание высшего должностного лица республики
теперь будет проходить в соответствии с Конституцией России и
единым федеративным устройством.
Федерализм вообще предполагает реализацию ряда функций,
одна из которых - рационализация. И вносимые поправки отчасти
уже привели к тому, что устраняется ненужное дублирование. В
соответствии с федеральными стандартами изменяется
терминология, например, изменяется название должности
Уполномоченный Республики Башкортостан по правам человека на
Уполномоченный по правам человека Республики Башкортостан. Даже
на этом маленьком примере видно, какая серьезная и кропотливая
работа ведется в республике над изменением ее Основного Закона.
Разумеется, основные акценты сделаны на том, что высшее
должностное лицо субъекта должно определяться на балансе
определенных сил. Согласно международным стандартам, в
законодательной практике ряда стран появилась такая функция, как
легитимация. Она предполагает легитимное волеизъявление как
народа России в целом, так и народа Республики Башкортостан.
Я думаю, что это все правильно и происходит в нужном и
научном, и организационном формате, и в плане единой политики
Российского государства.
- Как вы оцениваете другую точку зрения, которую отобразил
в своем выступлении на заседании парламента республики один из
его депутатов: народ Башкортостана в результате внесения
изменений в Конституцию РБ лишается права самому выбирать себе
президента.
- Я не думаю, что народ лишается этого права. Есть ведь
различные формы демократии. Есть не только непосредственная
демократия, например, референдум, плебисцит, но и опосредованная
форма демократии. Поэтому представительные органы, которым
делегируются полномочия выбирать высшее должностное лицо
субъекта, - это тоже форма реализации демократии. В США,
например, существует коллегия выборщиков, то есть никто не
оговаривал необходимость исключительно непосредственной формы
демократии.
Первая Государственная Дума, кстати, формировалась в 1906
году тоже через коллегию выборщиков. То есть, система
представительной демократии - вполне оправданная и надежная
система. И я не думаю, что права граждан в данном случае
ущемляются, они просто делегированы тем, кто более грамотно и
квалифицированно будет представлять их интересы.
- По мнению Председателя Конституционного суда РБ, вносимые
изменения вызваны необходимостью укрепления вертикали власти,
поэтому новый способ избрания высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации - явление временное. Что вы думаете по
этому поводу?
Если говорить о практике существования зарубежных
конституций, то, например, в конституции Мексики до сих пор в
преамбуле сохраняется норма о запрете рабства, которого в
стране нет уже давно в принципе; в конституции Японии запрещена
регулярная армия. Понятно, что сепаратный мир, заключенный после
Второй мировой войны, инициировал создание такой конституции. С
одной стороны, такая косность не оправдана, изменения в
конституцию должны вноситься. С другой стороны, это
свидетельствует об уважении, которое проявляется в отношении к
своим конституциям, о недопущении принятия скоропалительных
решений в угоду складывающейся конъюнктуре.
Поэтому, если поправки к Конституции принимаются, то только
после тщательной проработки и всесторонней проверки. Я думаю,
мониторинг общественного мнения тоже будет произведен. И Госсобрание
РБ, опираясь на мнение общественности, примет правильное,
взвешенное решение.
Автор: Николай Ермоленко