Все новости
10
Политика
26 Сентября 2006, 16:28

Профессор Ростислав Рыбаков: всероссийский съезд востоковедов в Уфе - историческое событие, которое должно способствовать восстановлению единого научного пространства в пределах СНГ

Председатель Совета координаторов Общества востоковедов Российской академии наук, директор Института востоковедения Российской академии наук, профессор Ростислав Рыбаков, первым из ученых-востоковедов выступивший на начавшемся в Уфе съезде, посвятил свой доклад трем глобальным вопросам: Востоку, востоковедению и востоковедам. На протяжении...

Председатель Совета координаторов Общества востоковедов Российской академии наук, директор Института востоковедения Российской академии наук, профессор Ростислав Рыбаков, первым из ученых-востоковедов выступивший на начавшемся в Уфе съезде, посвятил свой доклад трем глобальным вопросам: Востоку, востоковедению и востоковедам. На протяжении двух, максимум трех поколений они, по его словам, претерпели самые серьезные изменения.
"Восток за последние 100-150 лет перестал быть тем Востоком, о котором писали и ученые, и поэты того времени. Хотя многое и осталось, ведь как писал Роберт Рождественский: "Здесь то, что прошло, никуда не исчезло. Здесь то, что придет, не уйдет никуда". Тем не менее само положение Востока - внутреннее и внешнее - сильно изменилось. Восток перестал быть периферией мира. Процессы, которые протекали там внутри, раньше не становились достоянием мира. Сейчас Восток становится едва ли не важнейшей частью человеческой истории. То, что происходит в Азии (Африка пока отошла на второй план), определяет лицо завтрашнего мира. Не Соединенные Штаты со всем их замахом, в том числе на Восток. И в общем-то не Европа, несмотря на все попытки выстроить свою линию поведения. Китай, Индия - прежде всего, но и такие страны, как Южная Корея, ставшая очень важной в экономическом плане составляющей человечества.
Не только экономическая, по-прежнему важна культурная составляющая Востока, которая становится доступнее. Но доступна она в двух планах. Очень сильно в нашей стране развилась примитивизация восточной культуры. Издается масса книг, которые книгами называться не могут - это макулатура. Но в этом есть и вина ученых: там, где недорабатывают профессионалы, появляются шарлатаны.
В другом плане - действительное проникновение многих постулатов восточного миросозерцания, мировосприятия в мировую философию жизни. Они находят свой путь во многие западные системы, иногда даже без ссылок, откуда это пришло. Так называемый Восток становится все более важной частью человечества. А уж человеческую культуру и историю в целом без Востока воспринимать невозможно".
Востоковедение, по оценке Рыбакова, на протяжении последних 100 лет совершенно поменялось: поменялась его роль, поменялись его задачи. "Если когда-то востоковеды были либо чудаками, либо людьми при торговых компаниях Запада, при колонизаторах, либо краеведами, то есть людьми Востока, изучавшими свою культуру, приходившими к осмыслению своих собственных традиций, своих собственных корней. Но главной жилой того востоковедения были толмачи при купцах.
На следующем этапе востоковедение было на службе двух лагерей. Это было золотым веком востоковедения: тратились большие деньги, возлагались большие надежды, давались большие возможности. Шла борьба за Восток, а там в это время происходили тектонические сдвиги. Восток сбрасывал с себя колониализм, становился на новый путь".
Профессор Рыбаков привел в пример свой Институт востоковедения, когда его директором был Бабаджан Гафуров - "выдающийся политический деятель и крупный, известный ученый. В это время число сотрудников института достигло тысячи, не считая ленинградского филиала. В это время было создано свое издательство, которое публиковало буквально все, что мы писали. Как сказал один американский ученый, скорее антисоветчик, советская система науки была самой лучшей.
Сейчас востоковедение совершенно другое - отпала необходимость содержать огромное количество востоковедов как спецслужб двух лагерей. И вот пожалуйста: какие грандиозные ляпы допускает американское правительство в своей восточной политике... Служба коллективных советчиков правительства в Америке ушла явно, а у нас - не явно, но тоже ушла.
А ведь должно быть наоборот: раз роль Востока возрастает, значит должна возрастать и значимость востоковедения для национальных интересов страны. В этом плане востоковедение - наука стратегическая. Вообще-то это не наука - это синтез наук. И в этом слава российского востоковедения, к центрам которого относится и Уфа.
Перед современным востоковедением возникла масса новых проблем, в частности, тема Восток и Россия. Здесь Рыбаков согласился с мнением вице-премьера Правительства РБ Ильдуса Илишева, что Россия - это все-таки в основном страна восточная, азиатская. И в быте, и в восприятии окружающего, и во многих чисто философских вопросах.
Востоковедение, по мнению Рыбакова, должно становиться одной из важнейших дисциплин. Но вместо этого именно сейчас происходят вещи, уму не постижимые. "Так называемое Министерство науки и образования, - сообщил Рыбаков, - именно сейчас исключает профессию востоковедения из списка профессий, утверждаемых министерством. Пока это еще не указ, еще не закон. Но безумна сама идея исключения. Теперь вместо "востоковедения" будут "международные отношения". Замечательно! Как специалиста отдела индийских исследований, который занимается исследованиями каст в Индии, можно квалифицировать как специалиста по международным отношениям? Это же не проблема Вавилона - там еще можно сказать, что были международные отношения. Это не просто невежество, это - какие-то другие мозги", - считает Рыбаков.
Хотя это пока похоже на "утку", которая забрасывается, чтобы посмотреть, как на нее прореагируют. Если уж очень отрицательно, то заберут назад. Но, так или иначе, Рыбаков вместе с академиками Тихвинским и Титаренко собирается прореагировать по поводу этого "начинания" и выступить с письмом.
Перейдя к третьему вопросу - востоковедам, Рыбаков отметил, что тип востоковеда очень изменился. Сейчас уже не редкость увидеть востоковеда без знания восточного языка. Для старого поколения это - нонсенс. Другая проблема - разрыв поколений. У нас есть аксакалы, наработавшие огромный опыт, имеющие прекрасные библиотеки, и есть молодежь. У нас очень мало 40-летних - это очень серьезная проблема.
Много и других проблем, но одна проблема стоит уже 15 лет. Востоковеды плохо знают друг друга, востоковеды работают разобщенно. Востоковедные центры знают свою область, но не знают, чем занимаются в других. Для того, чтобы восстановить это единство, и проходит пятый съезд востоковедов России. Эти съезды были задуманы для обмена опытом, поэтому они называются научно-организационными. Они служат обмену опытом, восстановлению единого пространства.
Профессор напомнил историю съездов. Первым был съезд в Элисте, потом - в Казани, потом - в Петербурге. А потом правило "не проводить в Москве" было нарушено в связи с проведением в эти же дни 37-го Всемирного конгресса востоковедов. Но зато московский съезд принял историческое решение: допустить на всероссийские съезды востоковедов наших коллег из Содружества Независимых Государств.
"Я очень рад, что наш съезд в Уфе - первый съезд, когда восстанавливается научное пространство СНГ, - сказал в заключение Ростислав Рыбаков. - Уже в этом - его огромное значение. От него зависит, как будет работать наша отрасль в ближайшее время. Особую изюминку придает съезду то, что он проходит в канун большого события для Башкортостана и всей России - 450-летия вхождения. Поэтому наш съезд становится ступенькой в праздновании этой великой даты. И мы рады, что она войдет в историю съездов востоковедов".
Фото Олега Яровикова. Автор: Николай Ермоленко
Читайте нас: