Все новости
Политика
24 Ноября 2007, 18:42

Красный паша Карим Хакимов и его заступник саудовский король

Этот человек многое успел в своей жизни, хотя была она не такой уж большой по количеству отпущенных ему лет. Но его молодые годы пришлись на переломную эпоху, когда время убыстряет свой ход и возносит людей на гребень событий, на котором, конечно же, очень нелегко удержаться. Кариму Хакимову это удавалось. В 25 лет он возглавляет комиссариат...

Этот человек многое успел в своей жизни, хотя была она не такой уж большой по количеству отпущенных ему лет. Но его молодые годы пришлись на переломную эпоху, когда время убыстряет свой ход и возносит людей на гребень событий, на котором, конечно же, очень нелегко удержаться. Кариму Хакимову это удавалось. В 25 лет он возглавляет комиссариат народного просвещения Оренбургской губернии, в 26 - командует батальоном интернационального полка I Приволжской татарской бригады. Еще через год мы видим его занимающим одновременно две должности - заместителя начальника политуправления Туркестанского фронта и секретаря Центрального комитета Компартии Туркестана. Движение Хакимова по карьерной лестнице после этого еще более ускоряется. Красного командира, проявившего себя к тому же грамотным и энергичным политическим и партийным работником, бросают на новое поприще, назначая сразу на высокий пост полномочного представителя РСФСР в Бухарской народной республике. Ему было тогда 28 лет. А в 30 он уже генеральный консул Советской России в иранском городе Мешхеде. Через два года в его дипломатической карьере уже новая страна - королевство Хиджаз. Затем были Саудовская Аравия, Йемен.
Карим Хакимов сумел установить дружественные отношения с лидерами ближневосточных стран. Благодаря чему мог вести переговоры с королями, наследными принцами и премьер-министрами наедине, с глазу на глаз, что не предусматривалось ни протоколом принимающей стороны, ни инструкциями Наркомата иностранных дел СССР. Его очень уважал и ценил король Саудовской Аравии Абдель Азиз, о чем свидетельствует такой факт: после отзыва нашего дипломата из Эр-Риада в Москву глава государства саудитов потребовал объяснений от советской стороны, заявив, что не примет другого консула. Отношения СССР с Саудовской Аравией после этого случая были приостановлены.
Карим Абдрауфович Хакимов. Как он, сын крестьянина из башкирской глубинки, смог стать дипломатом высокого ранга в очень непростое время, когда отношение к политике нашего государства и ее проводникам за рубежом было не самым лучшим? Об этом корреспондент агентства "Башинформ" побеседовал со старшим преподавателем кафедры новой и новейшей истории Башгосуниверситета, кандидатом исторических наук Русланом Хайретдиновым.
- Руслан Фанурович, жизнь и деятельность Карима Хакимова стала темой вашей диссертации, вы семь лет работали с документами той эпохи МИДа СССР, с материалами архивов Москвы, Уфы, Оренбурга. Каким вы увидели этого человека в итоге вашей исследовательской работы?
- Бесспорно, это очень крупный государственный и партийный деятель нашей республики, выдающийся дипломат. Личность яркая и далеко не однозначная. Он рос в семье зажиточного сельского жителя деревни Дюсяново Илькульминской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Бижбулякский район), которая владела немалыми площадями земли. Родители Хакимова постарались дать своим детям достойное образование. Будущий красный командир обучался в местной школе, где получил первоначальные навыки чтения и письма. Потом он делает попытку продолжить свое образование и поступает в передовое по тем временам учебное заведение медресе "Галия", где практиковали новые методы обучения. Закончить популярное медресе Кариму Хакимову не удалось.
После долгих скитаний по Туркестанскому краю молодой революционер в 1917 году прибыл в Оренбург. К этому времени амбициозный Хакимов имел на руках аттестат об окончании Томской мужской гимназии и достаточно ясное представление о политической обстановке в стране. Работая о Оренбурге на посту народного комиссара по просвещению, он занимает позицию ярого коммуниста- интернационалиста. Уже в период деятельности в Оренбурге Карим Абдрауфович налаживает связи с руководителями Туркестанского фронта. Участвует в формировании воинских частей из числа мусульманских народов России, является активистом пропагандистско-агитационной работы Туркестанского фронта. С конца 1919 года Карим Хакимов трудился на двух должностях одновременно.
В начале 1920 года красный командир отправляется в Ташкент вместе с Туркестанским фронтом. В апреле того же года назначается помощником начальника Политического Управления Туркестанского фронта. Основной задачей Карима Абдрауфовича была проверка руководящего состава фронта на предмет политической благонадежности, а также поиск и подготовка для него необходимых кадров. Начиная с лета 1920 года Карим Хакимов переключается на партийную работу в Туркестанской республике. Руководителями Туркестанского фронта и Туркомиссии проводится планомерная работа по изменению состава Центрального комитета Коммунистической партии Туркестана. Ко времени начала съезда коммунистической партии Туркестана поставленные задачи были выполнены, противников нового режима, которые могли бы открыто выступить на съезде, не осталось.
В декабре 1920 года Хакимов был назначен полномочным представителем РСФСР в Бухарской народной республике. Безусловно, это была его личная победа. На плечи нового полномочного представителя была возложена ответственная задача: установить порядок в партийно- политическом руководстве Бухарской республики. С самого начала Хакимов показал себя тонким дипломатом, который отлично ориентировался в многонациональной среде, методично проводил линию центрального правительства большевиков.
Советский полпред наряду с внутренними делами Бухарской республики отвечал и за внешнеторговые и внешнеполитические контакты. В этот период Бухара стала объектом наблюдения многих иностранных государств. Советское правительство пыталось "привязать" бухарских купцов к своим товарам, но эти попытки встречали сильное противодействие со стороны бухарцев. Издревле торговые круги Бухары были связаны со своими восточными соседями, а поддерживать торгово- экономические отношения с советской Россией было не только невыгодно, но и неудобно. Полпред Хакимов участвовал во многих переговорах с делегациями иностранных государств по политическим и экономическим вопросам. В это время была создана совместная советско-персидская пограничная комиссия, и Карим Хакимов был в ее составе.
Его дипломатическая деятельность в странах Ближнего Востока началась с должности полномочного представителя в Персии, где ситуация была особенно сложной. Советская Россия в Персии, наряду с Великобританией, преследовала далеко идущие цели. Еще в 1907 году между Великобританией и царской Россией был заключен договор о разделе сфер влияния в Иране. По рекомендации Валериана Куйбышева, который знал Хакимова по его службе в Туркестане, 15 сентября Карим Абдрауфович был назначен генеральным консулом в Мешхеде. Основной целью назначения являлось наблюдение за исполнением условий договора от 26 февраля 1921 года. В действительности советский консул должен был наладить связи с просоветски настроенными силами страны.
Кариму Хакимову, несмотря на определенные сложности, удалось отстоять позицию Советской России в Иране. Наше государство сумело сохранить здесь свое присутствие, даже оставить за собой некоторые экономические проекты, в виде рыбной концессии. Генеральное консульство РСФСР в Мешхеде встретило довольно ощутимое противоборство со стороны Англии и местных политических групп, ориентированных на Великобританию. В целом работу советской миссии под руководством Карима Абдрауфовича в Мешхеде можно назвать успешной. Руководитель отдела Ближнего Востока НКИД СССР Лев Карахан в своей оценке деятельности Хакимова на посту генерального консула в Мешхеде писал: "Наша дипломатическая миссия приобрела новый вид, уровень работы заметно вырос".
В начале двадцатых годов ХХ столетия советское правительство стало налаживать контакты с лидерами Аравии, где происходил процесс объединения. Для поддержания регулярных связей было решено отправить полномочного представителя в Хиджаз. В июле 1924 года Хакимов во главе советской миссии пребывает в Джидду, где в то время находились иностранные консульства. Советский генеральный консул в Джидде в короткий срок сумел наладить тесную взаимосвязь с королем Хиджаза Хусейном. В дальнейшем Карим Абдрауфович нашел точки соприкосновения с будущим королем всей Центральной Аравии Абдель Азизом Ибн Саудом. Консул Хакимов совершил в 1925 году умру (малый хадж), чем завоевал немалое уважение у правящей верхушки Аравии. Большое внимание советское консульство уделяло налаживанию торгово- экономических связей. После объединения Центральной Аравии советские товары начали поступать в больших объемах. В числе их были бензин и керосин, ибо тогда в этой стране добыча нефти не велась.
30 апреля 1929 года Карим Абдрауфович был назначен генеральным представителем Ближневостгосторга и направлен в Йемен для налаживания торгово-экономических связей.
На дипломатическом посту Карим Хакимов проработал чуть более десяти лет, но за это время была проделана огромная работа. Он достаточно успешно отстаивал позиции советского государства в Иране. Служба в Аравии является своеобразным апогеем в карьере красного командира. Во время пребывания Хакимова в Хиджазе и Йемене отношения советского государства с этими державами находились на достаточно высоком уровне. В целом, дипломатическую деятельность Карима Хакимова можно считать успешной, плодотворной.
- Как известно, Карим Абдрауфович в 1933-1935 годах учился в Институте красной профессуры, после окончания которого снова был назначен генеральным консулом в Саудовскую Аравию, но через год был отозван и репрессирован по обвинению в связях с английской разведкой. Король Саудовской Аравии выразил свой демарш по этому поводу, приостановив дипломатические отношения с СССР. Как долго эти отношения оставались в замороженном виде?
- Вплоть до распада СССР. И виновной в создании такой ситуации следует признать советскую сторону. Кстати, продолжая разговор об особых дружеских отношениях первого короля Саудовской Аравии и Карима Хакимова, стоит добавить, что не менее теплые чувства к "красному паше", как называли полномочного представителя СССР на Ближнем Востоке, питал и сын монарха - наследный принц Фейсал, будущий король-реформатор. Когда он совершал свой визит в Москву, то потребовал от советской стороны, чтобы его встречал и сопровождал по стране не протокольный чиновник наркомата иностранных дел, а только Карим Хакимов.
Карима Абдрауфовича не стало семьдесят лет назад, в год большого террора. 28 ноября исполняется 115 лет со дня его рождения. Автор: Александр Зиновьев
Теги:юбилеи
Читайте нас: