Все новости
Политика
20 Октября 2008, 12:42

Мустай Карим: слово и век великого поэта

Свою первую книгу - сборник стихов "Отряд тронулся" - он выпустил в 19 лет. Это было в 1938-ом. До начала Великой Отечественной молодой поэт успеет выпустить вторую книгу, закончить факультет языка и литературы Башгоспединститута, а с первых дней войны и до ее победного завершения будет на фронте...

Свою первую книгу - сборник стихов "Отряд тронулся" - он выпустил в 19 лет. Это было в 1938-ом. До начала Великой Отечественной молодой поэт успеет выпустить вторую книгу, закончить факультет языка и литературы Башгоспединститута, а с первых дней войны и до ее победного завершения будет на фронте. Он воевал в должности начальника штаба артдивизиона, был тяжело ранен, по излечении вернулся в действующую армию, но уже корреспондентом фронтовых газет.
Мустай Карим. Его собратья по перу, люди разных национальностей, высоко ценили в нем не только выдающийся поэтический дар, редкостный талант драматурга, но и замечательные душевные качества, магию его обаяния как личности, дорожили дружбой с ним. Известно, какие тесные узы связывали Мустая Карима с Расулом Гамзатовым, Чингизом Айтматовым, ленинградским поэтом Михаилом Дудиным, с узбекской поэтессой Зульфией, которая называла его своим братом. Мустафа Сафич в одном из своих интервью подчеркнул, что дружба поэтов испокон веков была высочайшим явлением в общении людей и народов. Развивая эту тему, он сказал, что со многими писателями страны он связан не просто человеческой дружбой и творчеством, а судьбой. И вспомнил историю выхода своей первой книги на русском языке. Сколько человек принимали участие в ее издании! Михаил Дудин... С ним он встретился в 1947 году на первом всесоюзном совещании молодых писателей в Москве. Мустай Карим был тогда очень болен. Дудин знал об этом. Он срочно начал переводить его стихи на русский. Потом он признается автору этих стихов: "Я старался, чтобы ты увидел свою первую книгу на русском языке, я тогда боялся за твою жизнь". Рукопись этой книги попала в руки Константина Симонова, и он порекомендовал ее к публикации издательству "Молодая гвардия".
"Весной 1949 года я вышел из больницы, моя книга "Цветы на камне" - из печати, - рассказывает далее Мустай Карим. - А чуть раньше, в один из погожих дней, в мою палату через окно влез Расул Гамзатов. В дверь его не впустили, был тихий час. Но ждать он не мог, потому что очень уж ему хотелось сообщить, что моя книга на выходе".
При жизни Мустая Карима вышло более 100 его сборников поэзии, прозы и публицистики, полтора десятка драматургических произведений, вошедших в золотой фонд многонациональной литературы России.
Свое стихотворение "Европа-Азия", давшее название его знаменитому поэтическому циклу (в него вошло и самое известное стихотворение "Я - россиянин"), опубликованному более полувека тому назад, он начинает с вопросов:
Кто на Европу и на Азию
Пространство суши
Разделил?
"Бела Европа,
Азия желта", - решил?
"Тучна Европа,
Азия худа", - решил?
И тут же поэт с присущей ему предельной сопричастностью к
тому, о чем пишет, решительно заявляет:
И в самом деле,
Если есть
Черта такая где-нибудь,
Она,
Мне сердце надвое деля,
Через мою проходит грудь:
Ведь на пути ее крутом
Лежит Урал,
Моя земля.
Пусть рвут на части
Сердце...
Все равно -
И разделенное чертой,
Оно одно,
Оно одно.
Нет, не зря кем-то из мудрых замечено, что настоящий поэт - это человек без кожи, и любая песчинка может убить его. Что, если мир треснет, то эта трещина пройдет через сердце поэта. Ведь он воспринимает мир и время, себя в этом мире и времени намного острее нас, обычных людей. Вот Пушкин, которого Мустай Карим боготворил. При всех его страстях, увлечениях и кипучем африканском темпераменте, при всей безоглядной любви к жизни он постоянно думал о том неизбежном дне, когда придется с ней расстаться, и пытался предугадать сроки прихода этого дня. Поэт написал об этом пронзительно щемящие строки. И у Мустафы Сафича не раз звучит эта тема:
Ты говоришь, чтоб я себя берег
Для нашей жизни. Ты всегда в тревоге,
Но я всю жизнь, как конь, не чуя ног,
Скакал на скачках по степной дороге.
А смерть придет - я смерть не обвиню.
Не первый я, и некуда мне деться.
Вот мне тогда упасть бы, как коню
На состязаньях, от разрыва сердца...
Нельзя без душевного волнения читать и такие его строки:
Долгая жизнь и короткая старость...
Думалось, этого хватит вполне.
...Ведать не ведаю, сколько осталось -
Дольше, чем нужно, не надобно мне.
Мера важна. И бессмыслен избыток,
Коль через край наливаешь вино:
В землю уйдет он, желанный напиток,
В землю уйдет, пропадет все равно...
Жизнь через край... Нет, дожить до мгновенья
Я не хочу, и на этом стою,
Чтоб от своей же шарахаться тени,
Чтобы о тень спотыкаться свою...
Есть у Мустая Карима стихотворение "Век", написанное им в год обрушившихся на страну черных перемен, творцы которых - самозваные, безнравственные и безответственные "демократы" - назвали свои деяния либеральными реформами, призванными осчастливить народ. А поэт увидел это время таким, когда:
...Солнце топчется на месте,
И вхолостую кружится Земля.
Нет века, года, дня... С безверьем вместе
Безвременье сегодня у руля:
Безверье, нагло выставляя локти,
Врата святые лихо мажет дегтем...
Мы в черноте погрязли... И едва ли
Нас в будущем сумеют обелить.
О, только бы наследники не стали
На нас - былых - свои грехи валить...
Думается, в ответ на эти пронизанные горечью стихи мы можем успокоить их автора, сказав ему, если он нас слышит, что мы, его современники, чутко внимали каждому его взволнованному и мудрому слову, оно помогает нам в жизни противостоять трудностям и превратностям судьбы, что нетленными дойдут строки его произведений и до многих поколений потомков, которые уж наверняка разберутся, кто есть кто в истории страны и в ее литературе, и кто что сделал для своего народа хорошего и плохого.
Сегодня мы отмечаем 89-й день рождения великого поэта. А накануне пришла добрая весть: в Уфе проведен конкурс на проектирование Музея имени Myстая Карима, который будет сооружен в его родном селе Кляшево Чишминского района. Его победителем стал авторский коллектив мастерской ЗАО "Творческая архитектурная фирма "Архпроект" во главе с ее руководителем, заслуженным архитектором РБ Дмитрием Винкельманом. Об этом нам сообщила Раушания Байгузина, которая, много лет возглавляя отдел культуры администрации Чишминского района, организовывала встречи Мустафы Сафича с земляками, проводила читательские конференции по его произведениям, юбилейные мероприятия. А, выйдя два года назад на пенсию, Раушания Ханифовна все свое время посвятила собиранию материалов о своем великом земляке - для будущего музея. Уже многое сделано в этом направлении. Отведен 15-гектарный участок земли на околице села под будущее сооружение. Кстати, именно на это место указал ей сам Мустай Карим в свой последний приезд в родной аул, заведя с ней доверительный разговор о том, что, если дело дойдет до увековечения его памяти, до создания какого-то мемориала, то он бы хотел, чтобы это сооружение было здесь.
На снимках: Мустай Карим и поэт Михаил Дудин. 1969 год; с украинским писателем Миколой Нагнибедой Мустафе Сафичу есть что обсудить; в перерыве собрания Союза писателей республики. Автор: Александр Зиновьев
Читайте нас: