"Мой друг, мой железный Спатар", - эти слова принадлежат
известному поэту, корифею башкирской литературы Мустаю Кариму.
Подписывая одну из вышедших книг, так он обратился к своему
товарищу - начальнику Башкирского отделения Куйбышевской
железной дороги Ивану Парфеновичу Спатару. В январе наступающего
года этому легендарному командиру железнодорожного транспорта
исполнилось бы 90 лет.
Иван Парфенович Спатар родился в 1919 году в селе Загнитково
Песчанского района Винницкой области в многодетной крестьянской
семье. В 14 лет начал трудиться в колхозе "Победа" Винницкой
области и одновременно учился в школе. В 1937 году поступил
в Харьковский институт железнодорожного транспорта.
С 1942 года работал заместителем начальника станций Кувандык,
Никель и Орск Оренбургской железной дороги. С 1945 по 1949
годы находился на освобожденной партийной работе, а затем
был назначен начальником Бузулукского отделения Куйбышевской
железной дороги.
В 1954-1956 годах Иван Спатар учился в Академии железнодорожного
транспорта МПС СССР. После окончания учебы возглавил Абдулинское
отделение КбшЖД, а затем работал главным инженером Куйбышевской
железной дороги. В 1963 году по просьбе Башкирского обкома КПСС
Иван Спатар назначается начальником Башкирского отделения дороги.
В этой должности он трудился 20 лет, вплоть до выхода на пенсию.
За выдающийся вклад в развитие железнодорожного транспорта
СССР награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской
Революции, орденом Трудового Красного Знамени и десятью
медалями, удостоен знака "Почетному железнодорожнику СССР". В
течение двух десятков лет избирался депутатом Верховного Совета
Башкирской АССР. Умер 29 декабря 1985 года.
В чудом сохранившемся музее небольшого украинского села
Загнитково и сегодня посетителям расскажут, что Спатары - это
древний род хлеборобов и воинов, а понятие "спатар, спатарий"
обозначает главного воина в римской фаланге - оруженосца первой
линии войска, на чью долю выпадает честь первым вступить в
схватку с врагом. В сельском музее обязательно вспомнят о
мальчике Ване Спатаре, который все время убегал из дома, чтобы
на далекой железнодорожной станции посмотреть на могучие
паровозы, товарные и пассажирские поезда, строгого начальника
станции в красной фуражке, управляющего всем этим сложным
хозяйством. Видимо, Ивану Спатару с детства была уготована
судьба железнодорожника.
В книге "Люди. Годы. Жизнь" бывший в те годы Председателем
Совета Министров БАССР Зекерия Акназаров очень тепло вспоминал о
своей совместной работе с Иваном Спатаром, называя его
авторитетным руководителем, очень добрым и порядочным
человеком. После ухода на пенсию до своей кончины Спатар
работал старшим референтом отдела транспорта
и связи Совмина.
Начальнику Башкирского отделения дороги не раз предлагали
более высокие должности. Например, долго уговаривали стать
начальником дирекции по строительству БАМа, но Иван Парфенович
остался верен родному отделению. При нем было сделано очень
много. Введена электрифицированная линия Белорецк - Карламан
протяженностью 203,5 километра, сооружен обход Уфимского
узла, электрифицированы участок Чишмы - Кандры, третий и
четвертый путь между Демой и Чишмами. Сотни стрелок оборудованы
электрической централизацией, более 200 километров оснащены
автоблокировкой. Проведена реконструкция локомотивного депо
"Дема", развивалась материальная база вагонных депо, путевых
машинных станций и дистанций пути. Вошли в строй новая
промывочно-пропарочная станция Аллагуват, участки сигнализации
и связи, другие объекты железнодорожной инфраструктуры.
Одно из значимых событий тех лет - возведение в Уфе
нового железнодорожного вокзала. Большим достижением был
также ввод 500 тысяч квадратных метров жилья для
железнодорожников. Именно тогда Башкирское отделение КбшЖД
стало осуществлять больше половины всех грузовых перевозок
дороги, стало одним из лучших отделений Куйбышевской
магистрали.
- Иван Парфенович очень любил работать с молодыми кадрами, лелеял их
и никогда не давал в обиду многочисленным комиссиям. За это
мы, молодые руководители, между собой называли его папой, -
как-то признался бывший начальник отдела Алексей Соколов.
И если на работе Иван Парфенович был человеком строгим и
принципиальным, то дома он был заботливым отцом, внимательным
мужем, любящим дедом. С ним было приятно общаться. Он знал
наизусть многие стихотворения Расула Гамзатова, прекрасно
владел английским, рисовал, замечательно исполнял украинские
песни. В редкие выходные любил повозиться в саду... Умер он
неожиданно: сердце не выдержало многолетних экстремальных
нагрузок. Холодным декабрьским днем 1985 года тысячи
железнодорожников и жителей Уфы провожали его в последний путь.
Иван Парфенович вместе с супругой Галиной Дмитриевной
вырастили сына и дочь, чья деятельность тоже оказалась связанной
с железной дорогой. Так, дочь Лариса Ивановна более 30 лет
работала в учреждениях здравоохранения Куйбышевской железной
дороги. Она удостоена знака "Почетному железнодорожнику СССР".
Известный в журналистских кругах Сергей Иванович Спатар много
лет проходил в погонах. Награжден семью медалями и ведомственными
знаками отличия. Неоднократно принимал участие в боевых
операциях. Выйдя в оставку в звании подполковника полиции,
с 2004 года работает в пресс-службе Башкирского отделения
Куйбышевской магистрали. Сейчас является пресс-секретарем.
Таким образом, дети Ивана Парфеновича Спатара достойно
продолжили дело своего знаменитого отца.
Автор: Любовь Колоколова