Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Политика
19 Января 2010, 10:19

Раиль Сарбаев: "Кризисные явления должны ускорить наше движение к намеченным целям"

В семинаре глав администраций муниципальных районов и городских округов республики принял участие Премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев. Ниже приводим текст его выступления.
"В 2009 году Республика Башкортостан в числе других регионов страны испытала серьезное влияние последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Накопленный экономический потенциал, осуществленные ранее структурные преобразования по диверсификации и модернизации экономики, а также своевременно принятые антикризисные меры позволили значительно смягчить последствия влияния кризисных явлений, и к концу 2009 года выйти на более позитивную динамику.
В течение всего года наша республика по большинству макроэкономических показателей имела значения, превышающие среднероссийский уровень и уровень Приволжского федерального округа.
По предварительной оценке, в декабре минувшего года индекс промышленного производства составит 107,7% – это самое высокое значение с начала года. Напомню, среднемесячный уровень индекса промышленного производства составлял в первом квартале - 87,9%, во втором и третьем кварталах – 94,1%. В целом в 2009 году индекс промышленного производства составит не менее 96,4%.
Оборот организаций превысит уровень 1,4 трлн.руб., это более 80% от уровня прошлого года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности по полному кругу предприятий превысит сумму 880 млрд. руб., что соответствует уровню 87% к соответствующему периоду прошлого года.
Как и в прежние годы, около 40% республиканского объема отгруженной продукции обеспечили предприятия и организации городского округа г.Уфа.
По итогам 11 месяцев 2009 года высокие темпы роста объемов отгруженной продукции достигнуты в Балтачевском (147,3%), Бураевском (137,9%), Зианчуринском (139,4%), Кушнаренковском (136,3%), Нуримановском (124,7%) муниципальных районах.
В строительной сфере, сильно зависимой от объемов и условий инвестирования, в истекшем периоде снижение объема выполненных работ составит более 20%. Несмотря на неблагоприятную ситуацию, в 2009 году введено в действие жилья общей площадью 2352 тыс.кв.м, это 100% к уровню 2008 года.
Наиболее высокие значения объема ввода жилья достигнуты в городских округах Уфа − 564,4 тыс.кв.м, Салават − 56,7 тыс.кв.м, Нефтекамск − 98,9 тыс.кв.м и муниципальном районе Уфимский район − 288,2 тыс.кв.м.
Хорошие показатели введенного жилья в расчете на 1 тыс.человек населения отмечены в Уфимском (4947 кв.м общей площади), Иглинском (1105 кв.м) и Стерлитамакском (1020) муниципальных районах.
Положительная динамика объемов ввода жилья наблюдалась в большинстве территорий республики, за исключением Белебеевского (94,7%), Кигинского (93,2%), Янаульского (86,3%) муниципальных районов и городских округов г.Уфа (69,7%), г.Агидель (70,3%), г.Сибай (50,3%), г.Стерлитамак (38,5%).
За 11 месяцев 2009 года сальдированный финансовый результат предприятий и организаций муниципальных районов и городских округов республики составил более 40 млрд.рублей, при этом полученная прибыль предприятий составила 54,3 млрд.рублей, убыток – 13,6 млрд.рублей.
Доля убыточных крупных и средних предприятий и организаций в январе-ноябре составила 19,8% (234 из 1183 предприятий) против 12,1% в январе-октябре 2008г.
Положительный сальдированный финансовый результат за отмеченный период достигнут в 42 муниципальных районах и 5 городских округах.
Сальдированный финансовый результат предприятий муниципального сектора экономики составил 71,7 млн.рублей, в том числе прибыль рентабельных муниципальных предприятий – 289 млн.рублей, убыток нерентабельных – 217 млн.рублей.
Численность граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, составила на 1 января 2010 года 43,9 тыс.человек, это на 3500 человек больше, чем на 1 декабря 2009 года. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,1% экономически активного населения, что находится в пределах параметров Программы дополнительных мер (2,31%).
По сравнению с уровнем зарегистрированной безработицы на 1 ноября 2008 года рост показателя отмечается в большинстве муниципальных образований республики за исключением Дюртюлинского, Илишевского, Кугарчинского, Куюргазинского, Салаватского, Стерлибашевского, Чекмагушевского муниципальных районов и городского округа г.Сибай.
Наиболее высокий уровень безработицы зарегистрирован в городском округе г.Агидель (7,69%), ЗАТО Межгорье (4,78%) и в муниципальном районе Белокатайский (4,07%). Наименьший уровень безработицы отмечается в Ермекеевском, Аургазинском, Миякинском, Дюртюлинском, Туймазинском муниципальных районах. И это не случайно. Уровень занятости населения определяется, как видим, состоянием производства.
Самые низкие темпы промышленного производства отмечены в городских округах г.Агидель (55,3%), г.Нефтекамск (67,6%), муниципальных районах Чишминский (70,1%) и Белебеевский (76,5%), Илишевский (70,4%), Стерлитамакский (78,6%), а это в основном - территории с моноструктурной организацией хозяйства.
По установленным критериям монопрофильными в республике являются 12 территорий, где проживает 652 тыс. человек, или 16% общей численности населения республики.
Правительством республики реализуется Комплексная программа антикризисных мер, один из разделов которой направлен на решение проблем территорий с моноструктурной экономикой.
Разработаны комплексные программы социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований, в том числе – инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики и развитие альтернативных видов деятельности.
В республике разработана и утверждена постановлением Правительства Концепция развития монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан.
Для каждого муниципального образования с монопрофильной структурой разработан отдельный сценарий развития по обеспечению диверсификации структуры их хозяйственных комплексов.
Могу сообщить, что в рамках действующей правительственной программы городской округ г.Кумертау прошел предварительный этап отбора для участия в федеральной программе поддержки монопрофильных муниципальных образований.
Если говорить в целом о ситуации в инвестиционной сфере, в 2009 году объем инвестиций в новые производства составил по республике 47,4 млрд. рублей, что позволило создать более 6 тысяч новых рабочих мест. В настоящее время на территории республики идет подготовка и осуществляется реализация 78 мегапроектов на сумму около 600 млрд. рублей, ориентированных на создание около 60 тысяч новых рабочих мест. На территории муниципалитетов осуществляется около 500 инвестиционных проектов на сумму более 75 млрд. рублей, которые обеспечат занятость более 20 тысяч человек. Формат нашего сегодняшнего мероприятия не требует чрезмерной детализации процессов, происходящих в социально-экономической сфере в 2009 году. Более подробно об итогах года мы поговорим позже, имея на руках анализ и отчетные данные по каждому муниципальному району и городскому округу.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года определены приоритетные направления развития реального сектора экономики и социальной сферы. Наиболее важные среди них: модернизация экономики, направленная на повышение эффективности и конкурентоспособности, рост инновационной составляющей экономики, увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, стимулирование развития новых технологий, улучшение условий жизни граждан и качества социальной среды. Должен подчеркнуть, что кризисные явления не только не должны нас сбить с этого курса, но и ускорить наше движение к намеченным целям.
Такие отрасли экономики, как химия и нефтехимия, агропромышленный комплекс, машиностроение и металлообработка, строительство будут способствовать дальнейшему развитию конкурентных преимуществ республики. Производство нефтепродуктов, которое сконцентрировано в г.Уфе и г.Салават, сохраняет лидирующую роль в экономике республики. Отрасль располагает реальными резервами для роста объемов переработки нефти, обеспечения выпуска нефтепродуктов, отвечающих современным требованиям внутреннего и внешнего рынка. Прогнозируемый экспертами рост потребления высокооктанового бензина потребует изменения структуры производства основных нефтепродуктов.
На долю химического производства приходится около 15% общего объема отгруженной продукции обрабатывающих производств республики. Этот вид деятельности объединяет более двадцати крупных и средних предприятий, расположенных в городах Уфа, Стерлитамак, Салават, Благовещенск, Ишимбай, Мелеуз и Туймазы, где сосредоточено около 6% объема производства всего химического комплекса Российской Федерации, а по отдельным позициям более 50% выпускаемой продукции. Основным целевым ориентиром развития химического комплекса является укрепление конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках, опирающееся на научно-технический потенциал отрасли.
Следующим приоритетом государственной политики является агропромышленный комплекс. Мы должны понимать, что материально-техническая база предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности позволяет не только обеспечить своевременную переработку ресурсов сельскохозяйственного сырья и удовлетворять платежеспособный спрос населения в основных видах продовольствия, но и поставлять продукцию за пределы республики.
Основными целевыми ориентирами развития агропромышленного комплекса остается модернизация производственно-технологической базы, в первую очередь, в крупнотоварном сельскохозяйственном производстве, обеспечивающем не только производство, но и глубокую переработку исходного сырья, выпуск конкурентоспособных пищевых продуктов питания.
Стратегической целью развития машиностроительного комплекса является повышение конкурентоспособности продукции и производств, техническое и технологическое обновление предприятий на основе освоения производства наукоемкой продукции специального и гражданского назначения, эффективная реализация имеющегося потенциала.
Строительная отрасль имеет определяющее значение для создания основных фондов всех отраслей экономики, обеспечения благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий проживания.
В качестве антикризисной меры начата реализация республиканской целевой программы «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан «Свой дом».
В 2009 году осваивались три строительные площадки: это д. Шамонино, д. Жуково и д. Доронино. В 2010 году запланировано начать работы по застройке вблизи поселков Юматово, Зубово и Мармылево.
Программа предусматривает строительство малоэтажного жилья эконом-класса стоимостью 1 кв.метра от 11 до 14 тыс.рублей. Подрядные организации совместно с Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление малоэтажным строительством» предлагают дома площадью 54, 72 и 90 квадратных метров в 15 вариантах исполнения. Самый дешевый дом - бревенчатый площадью 54 квадратных метра стоит 450 тысяч рублей. Самый дорогой обойдется участникам программы в 1,2 млн. рублей. Средняя цена домов составляет 600-800 тысяч рублей.
Решен вопрос выдачи займов работникам бюджетной и социальной сферы через ГУП «ФЖС РБ» под 8% годовых, сроком возврата 5 лет.
В дальнейшем мы планируем распространить опыт организации массовой малоэтажной застройки на всей территории республики. Всего за пять лет предполагается сдать в эксплуатацию более 10 тысяч домов с готовой инженерной инфраструктурой, введенной за счет бюджета Республики Башкортостан. В 2009 году на эти цели было выделено 756 млн. рублей.
Существенным резервом повышения конкурентоспособности нашей экономики выступает энергосбережение. Постановлением Правительства республики от 26 декабря 2008 года № 464 одобрена Комплексная программа "Энергосбережение на 2008-2012 годы", основная цель которой – обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики за счет рационального использования энергетических ресурсов и перевода экономики на энергосберегающий путь развития.
Целевые ориентиры снижения энергопотребления, потребления теплоэнергии, топлива, газа по видам экономической деятельности, предусмотренные программой, позволят обеспечить к 2012 году снижение удельных показателей энергоемкости валового регионального продукта на 23% по сравнению с 2006 годом.
На сегодняшний день министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан разработаны и реализуются Программы энергосбережения.
В связи с утверждением Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008-2012 годы" претерпит изменения. Работа по внесению изменений в программу "Энергосбережение на 2008-2012 годы" будет строиться на основании плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 1830-р. В соответствии с вышеназванным федеральным законом, начиная с 1 января 2010 года, бюджетные учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от фактически потребленного уровня в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением потребления не менее чем на три процента.
В соответствии с частью 3 статьи 48 закона региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.
Показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности будут утверждаться в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
И распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2009 года №1518-р соответствующие изменения уже внесены в показатели оценки эффективности деятельности муниципальных образований. В республике последовательно реализуется Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 апреля 2009 года №135 муниципальные районы и городские округа ежеквартально распределяются по местам в зависимости от достигнутых значений показателей результативности деятельности органов местного самоуправления.
Итоги оценки территорий по итогам ежеквартального мониторинга в 2009 году позволяют выделить три группы: «Стабильно позитивные территории», «Территории, характеризующиеся неопределенностью» и «Территории, занимающие стабильно низкие позиции». К первой группе «Стабильно позитивные территории» можно отнести: Стерлитамакский, Караидельский, Илишевский, Уфимский, Чекмагушевский, Чишминский, Татышлинский, Балтачевский, Кармаскалинский, Зилаирский, Буздякский, Федоровский, Бакалинский, Бураевский, Миякинский, Зианчуринский, Бурзянский муниципальные районы. «Территории, характеризующиеся неопределенностью» следующие: Аургазинский, Альшеевский, Краснокамский, Кушнаренковский, Кугарчинский, Калтасинский, Благоварский, Гафурийский, Хайбуллинский, Иглинский, Шаранский муниципальные районы.
И, наконец, «Территории, занимающие стабильно низкие позиции», это: Мишкинский, Нуримановский, Мечетлинский, Белокатайский, Архангельский, Абзелиловский, Кигинский, Куюргазинский, Салаватский, муниципальные районы.
В 2009 году вступил в полную силу Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Для обеспечения высоких темпов социально-экономического развития требуются разработка и последующая реализация комплексных программ социально-экономического развития территорий, эффективное использование имеющегося трудового, производственного, природно-сырьевого и рекреационного потенциалов, поскольку срок действия нынешних программ истекает в 2010 году.
Совершенно очевидно, что комплексные программы должны затрагивать те виды экономической деятельности, которые могут оказать определяющее воздействие на положительную динамику социально-экономического развития территорий. В сфере промышленного производства стоит задача формирования современного высокотехнологичного промышленного комплекса, обеспечивающего производство востребованной продукции, стабильные налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повышение уровня жизни населения.
В агропромышленном секторе мероприятия должны быть направлены на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие различных форм хозяйствования, включая личные подсобные хозяйства, и обеспечение продовольственной безопасности за счет: создания предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и улучшения жилищных условий в сельской местности, кадрового и информационного обеспечения отрасли; обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе увеличения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья и удельного веса площади, засеваемой элитными семенами. Правительство республики обращает особое внимание на поддержку развития личных подсобных хозяйств. На их долю приходится около 60% от объема производства сельскохозяйственной продукции. В личных подворьях производится более 94% картофеля и шерсти, 85% - меда, 73% - овощей, 71% - скота и птицы, 69% - молока.
В ближайшее время (в феврале) будет принята республиканская программа развития личных подсобных хозяйств. Ее цели – обеспечение роста производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, организация закупа в личных подворьях сельскохозяйственной продукции и обеспечение сырьем предприятий по переработке молока, мяса, кожевенного сырья, шерсти и другой сельскохозяйственной продукции, создание условий для занятости и самозанятости сельского населения. Из бюджета республики предусматривается выделить средства на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования для последующий передачи гражданам в лизинг сроком на 5-10 лет. При этом авансовый платеж не будет превышать 10%. В районах также необходимо разработать комплекс мер по поддержке личных подсобных хозяйств. С этого года распоряжением Правительства республики в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района дополнительно введен новый показатель – закуп молока от населения в расчете на 1 корову. Прошу это учесть.
Условием развития инвестиционно-строительной деятельности является повышение эффективности капитального строительства на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие наряду с высокой рентабельностью возведенных объектов получить лучшие социальные результаты. Первоочередные мероприятия здесь должны быть направлены на финансовое оздоровление строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и проектно-изыскательских организаций. Необходимо дальнейшее наращивание объемов жилищного строительства, ориентированного на удовлетворение платежеспособного спроса населения с одновременным осуществлением комплекса мер по снижению себестоимости жилья. В социальной сфере преобразования должны быть направлены на достижение эффективной защиты социально уязвимых граждан, на оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; для трудоспособного населения – на создание условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения. Для динамичного развития социальной инфраструктуры муниципальных районов и городских округов необходимо предусматривать мероприятия по активизации процессов ремонта, модернизации и строительства объектов коммунального хозяйства, социально-бытового назначения, управления местным хозяйством. Особое внимание требуется уделить развитию сети детских спортивных клубов, повышению эффективности использования имеющихся спортивных залов и сооружений.
В условиях дефицита финансовых возможностей важно максимально использовать имеющийся потенциал предприятий, ориентироваться на развитие малого предпринимательства, особенно в сферах деятельности, дающих быстрый оборот капитала, повышать занятость населения и его социальную защищенность. Необходимо перевести в плоскость практического решения проблему формирования и становления финансовой самодостаточности муниципальных образований. Более подробно об этом выступит первый заместитель Премьер-министра Правительства – министр финансов республики Гаскаров Айрат Рафикович.
Муниципальные образования представляют собой базовый уровень экономики и социальной сферы. Именно администрации городов и районов, населенных пунктов работают с конкретными жителями, руководителями и трудовыми коллективами предприятий. Надеюсь, вы четко понимаете и осознаете, что дальнейшее устойчивое социально-экономическое развитие республики зависит от слаженной, эффективной работы государственных и муниципальных органов власти, то есть от нас с вами".
Читайте нас: