Все новости
Политика
3 Апреля 2010, 13:00

Президент Башкортостана видит свое предназначение в том, чтобы у каждого человека была уверенность в завтрашнем дне

4 апреля исполняется 20 лет со дня избрания Муртазы Губайдулловича Рахимова на пост Председателя Верховного Совета БАССР. По сути, именно с этого в нашей республике начался принципиально новый этап развития, итоги которого мы осмысливаем в Год Республики.
Если взглянуть ретроспективно на этот период, то можно убедиться, что такого исключительного по динамике этапа в истории Башкортостана еще не было. Фактически он начался с выборов народных депутатов Башкирской АССР, состоявшихся в марте 1990 года. Тогда кипели митинговые страсти вокруг экологических, национальных проблем, вопросов межнациональных отношений. Большая дискуссия велась по поводу ущемленности политических и социально-экономических прав республики. Уход обкома партии с политической арены привел к заметному ослаблению власти. Избирательная кампания по выборам Верховного Совета отличалась особой остротой. Впервые в истории они проходили на альтернативной основе - в результате три четверти депутатов Верховного Совета республики оказались в его составе впервые.
4 апреля 1990 года состоялись выборы Председателя Верховного Совета БАССР. На пост спикера республиканского парламента претендовали восемь человек. Возглавить высший представительный орган власти депутаты большинством голосов доверили Муртазе Рахимову - директору Уфимского нефтеперерабатывающего завода имени XXII съезда КПСС, который, кстати, раньше ни разу не избирался в Верховный Совет республики. Выход Муртазы Рахимова на политическую арену состоялся годом раньше, когда он был избран народным депутатом СССР и вошел в состав Верховного Совета страны.
Как вспоминал позже в одном из интервью Муртаза Рахимов, «крайне тяжелым был 90-й год. В это время и в республике, и в стране каждый день могло произойти все, что угодно. Ситуация начала выходить из-под контроля государства. Так случилось, что именно в этот год мне пришлось возглавить республику. Я не стремился к власти, но и отказываться было не в моих правилах, потому что я всегда был и останусь государственным человеком и патриотом. Мне небезразлично, что происходит в республике и стране». Надо отдать должное новому Председателю Верховного Совета, крупный хозяйственник и опытный организатор, прошедший трудовой путь от оператора до директора крупнейшего предприятия, он сумел объединить достаточно разнородный депутатский корпус для решения стратегических задач. Верховный Совет взял ситуацию в республике под свой контроль, не позволив эмоциям перерасти в опасные конфликты и предотвратив возможную конфронтацию в обществе.
Главной своей целью Верховный Совет провозгласил расширение политических прав республики и укрепление ее экономической самостоятельности. Необходимость такой стратегии объяснялась убедительно. Башкирия, входя в первую десятку регионов Российской Федерации по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, десятилетиями оставалась на 50-70 местах в стране по выпуску потребительских товаров, по развитию сферы услуг, по важнейшим социальным параметрам. Для изменения сложившейся ситуации нужны были принципиальные перемены.
Важным стратегическим шагом руководства Башкортостана стало принятие Декларации о государственном суверенитете республики 11 октября 1990 года, провозгласившей основные принципы государственного и общественно-политического устройства. Земля, недра, природные богатства и ресурсы, экономический и научно-технический потенциал объявлялись собственностью многонационального народа республики. Был определен договорный характер ее отношений с Российской Федерацией. Но это отнюдь не означало, что республика взяла сепаратистский курс (тогда много было спекуляций на эту тему, в том числе в российских СМИ). Руководство Башкортостана принимало самое деятельное участие в Новоогаревском процессе по обновлению СССР. Но августовские события 1991 года прервали его. Распад Советского Союза подтолкнул центробежные процессы и в России, по сути своей федеративной только формально.
В той ситуации спас государство российское от развала Федеративный договор, сформулировавший принципы построения действительно федеративного государства. Вообще у этого документа оказалась нелегкая судьба: его значимость сегодня откровенно затушевывается, и тогда в 1992-м, отношение к договору было весьма неоднозначным. В том числе и в Башкортостане. Находились такие деятели, которые призывали проигнорировать его из-за несоответствия Декларации о государственном суверенитете республики. То есть последовать примеру Чечни и Татарстана, как известно, не подписавшим тогда этот документ. Такая крайняя позиция могла дестабилизировать обстановку в республике. Поэтому был найден компромиссный вариант - Федеративный договор был подписан со специальным Приложением, отразившим основные положения Декларации. На республиканском референдуме, состоявшемся 25 апреля 1993 года, подавляющее большинство башкортостанцев поддержало курс на укрепление государственных основ и экономической самостоятельности республики.
1993 год стал своеобразным водоразделом в истории страны и Башкортостана. Разгон российского парламента во время печально известного октябрьского политического кризиса, когда столкнулись две ветви российской власти - законодательная и исполнительная, роспуск представительных органов власти на местах создали в стране беспрецедентную обстановку, грозящую политическим хаосом. В тот критический момент Муртаза Рахимов и Руслан Аушев встречались с главой правительства Виктором Черномырдиным и его коллегами, пытаясь не допустить кровопролития.
Изменившаяся ситуация в стране привела к принципиальным коррективам в политической системе Башкортостана. Установление твердой власти тогда стало вопросом номер один для республики. Тем более что в Москве всерьез рассматривался вариант назначения главы республики. Такая перспектива вызвала откровенно негативную реакцию. Верховный Совет принял решение ввести в республике институт президентства в соответствии с законом, принятым еще в октябре 1991 года.
12 декабря 1993 года в Башкортостане впервые прошли президентские выборы. 64 процента избирателей, принявших в них участие, проголосовали за Муртазу Рахимова. Введение института президентства открыло новый политический этап, главной отличительной чертой которого стал качественно новый статус республики, реализовавшийся в достаточно самостоятельном курсе, давшем за прошедшие годы весьма ощутимые результаты. Уход от ограничительных рамок автономии окончательно закрепила новая Конституция Башкортостана, принятая через две недели после российской - 24 декабря 1993 года. А Договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Башкортостаном, заключенный 3 августа 1994 года, уточнив компетенции федеральных и республиканских властей, позволил более гибко управлять развитием республики, сочетая государственное реформирование с рыночными механизмами.
В основу социально-экономической стратегии Башкортостана, со временем названной "башкортостанской моделью" реформирования, были положены два принципа: во-первых, не разрушение, а обдуманная трансформация планово-распределительной экономики в рыночную. Во-вторых, сохранение определенных социальных гарантий для населения. Отказ от шоковой терапии, обвальной приватизации, "мягкое вхождение" в рынок помогли сохранить производство от развала и создать условия для экономического подъема. Характерная особенность башкортостанской экономической модели - активная координирующая и организующая роль государства, причем не только в производственной, но и в социальной сфере. Такой патерналистский стиль управления оправдывает себя на переходном этапе, который переживает наше общество. И, надо заметить, Башкортостан демонстрирует это достаточно наглядно.
Темпы экономического роста в республике выше среднероссийских. По объему валового регионального продукта и основным макроэкономическим показателям Башкортостан входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, а по производству продукции сельского хозяйства - стабильно в первой тройке. Активная социальная политика в республике значительно нейтрализовала для населения потери переходного времени. Особую значимость имеют политические итоги прошедших двух десятилетий. Стабильная общественно-политическая ситуация, межнациональное и межконфессиональное согласие - наше особое достояние. А ведь спокойствие и гражданский мир во многом определяются целенаправленной государственной политикой. Эпоха перемен, которую переживает наша страна, научила нас особенно ценить эти качества жизни.
Конечно, проблем в нашей действительности еще хватает, уровень жизни оставляет желать лучшего, и наступивший экономический кризис только усугубляет эту ситуацию. Муртаза Рахимов не из тех, кто легковесно бросает обещания, потому что знает не понаслышке эти проблемы. Все последние годы в республике предпринимались конкретные шаги по поддержке малообеспеченных жителей, не менее половины средств республиканского бюджета направляется на решение социальных задач. Много сделано, но впереди предстоит еще больше работы. И поблажек Президент Башкортостана себе не дает, его рабочий день продолжается по 10-12 часов, да и в районах он бывает практически еженедельно. Ответственность перед земляками за все, что происходит в республике, за ее будущее - главный жизненный принцип Муртазы Рахимова. Не случайно, жители республики трижды поддержали своего Президента на выборах. Высокий профессионализм, деловые и личные качества Муртазы Рахимова высоко ценят и в Кремле, не раз высокую оценку его деятельности давали Президент России и Председатель Правительства страны.
Эффективно руководить два десятилетия крупнейшим регионом страны – не каждому по плечу. За эти годы в региональных элитах народу сменилось - не перечесть. Муртаза Рахимов - из политических тяжеловесов, которых единицы в стране. Когда его спрашивают о секретах «профессионального мастерства», он никого не пытается поразить оригинальностью. Как-то в интервью агентству «Башинформ» Муртаза Рахимов сказал: «Волею судьбы когда-то я стал руководителем республики. С тех пор моя работа - решать проблемы людей. А меня с детства учили, что свою работу нужно делать хорошо. Сложностей у людей, конечно же, хватает. И запросы у всех очень разные - одному нужно много, другой довольствуется малым, на всех, конечно, не угодишь. Свое предназначение я вижу в том, чтобы у каждого человека была работа, зарплата, позволяющая нормально жить, мир и согласие в республике, одним словом - уверенность в завтрашнем дне». Что тут добавить?
Читайте нас: