81.5
-2.8
«Пандемия коронавируса способствовала ослаблению активности отдельных депутатов разного уровня, сократилось число очных приемов граждан, встреч с населением, но все это никак не может служить оправданием, – прокомментировал Рустам Ишмухаметов. – К сожалению, мы вынуждены констатировать, что жители республики зачастую не осведомлены о действующей нормативно-правовой базе и ее изменениях. Информационный вакуум, отсутствие у значительной части граждан понимания того, что делается руководством республики для улучшения жизни населения, в каком направлении развивается регион, порождает у людей вполне объяснимые вопросы. И основная причина, как правило, в отсутствии коммуникации между гражданами и властью на местах. Кто должен отвечать за эту коммуникацию, если не депутат? Председателем Государственного Собрания Константином Толкачевым дано поручение республиканским парламентариям усилить прямую работу с населением. Депутатов муниципального уровня это также касается. Они – первичное звено, наиболее близкое к населению. Порой к депутату регионального, а иногда и федерального уровня приходят на прием граждане с просьбой решить какой-то частный вопрос, например – уборка территории. Разумеется, мы сделаем все, чтобы помочь людям, но такое ручное управление несерьезно. Подобные вопросы должны решаться на местах».В качестве примера отсутствия коммуникации между депутатами и населением Рустам Ишмухаметов привел ситуацию с проектом закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан», которым предполагается перераспределение полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. На заседании Совета руководителей фракций этот вопрос также был рассмотрен с приглашением представителей Министерства земельных и имущественных отношений.
«Все, что связано с землей, всегда волновало и будет волновать людей, – считает Рустам Ишмухаметов. – Непонимание того, что же происходит и что именно будет меняться вызвало прогнозируемо негативную реакцию. В Государственное Собрание было представлено 12 тысяч подписей против данного законопроекта. Мы провели в парламенте встречу с представителями общественности, выступающими против, услышали друг друга. Вопрос обсужден с Советом муниципальных образований. Законопроект претерпит ряд поправок ко второму чтению. Остроту дискуссии вокруг данной темы удалось снять. Но ее и вовсе могло бы не быть, если бы с людьми на местах велась работа и сигналы от граждан транслировались бы через муниципальных депутатов на республиканский уровень. У многих депутатов Государственного Собрания по два района. Мы просто физически не можем провести встречи в каждом населенном пункте. Для этого существуют муниципальные депутаты, на помощь которых мы, в общем-то, вправе рассчитывать».Говоря о предлагаемых изменениях в сфере земельного законодательства, председатель Совета руководителей фракций обратил внимание на основные преимущества предусмотренных новаций – удобство получения участков для граждан по принципу единого окна и снижение коррупционных рисков.
«Нередко случается так, что под те или иные цели выделяются участки, которые под них выделяться не должны, – рассказал Рустам Ишмухаметов. – А потом проблемы, созданные в муниципалитете, решать приходится на уровне республики. Это в первую очередь обманутые дольщики и точечная застройка. Наиболее яркими примерами могут служить «Миловский парк» и ситуация на улице Шота Руставели в Уфе. С принятием закона подобные проблемы должны уйти, поскольку будет вестись координация работы с землями единым оператором. Кроме того, упростится и ускорится получение участков. Сегодня в муниципалитетах по непонятным причинам, в числе которых, можно предположить, определенные субъективные факторы, люди нередко испытывают проблемы с получением участков под строительство дома, ведение предпринимательской деятельности. Возникает парадокс: земли много, но она не используется. Необходимо, чтобы у земли появились хозяева, чтобы у людей была возможность решать проблемы с жильем, бизнесом, а бюджет получал новые налоговые поступления».Председатель Совета руководителей фракций обозначил также и возможные минусы централизации в сфере земельных отношений. Предоставление участка через региональный центр может не учитывать особенности положения дел на местах. Вопрос об этом ставился на встрече депутатов республиканского парламента с общественными активистами. Для решения проблемы в законопроект будут внесены изменения – выделение участка Минземом будет согласовываться в муниципалитете.
«То есть будет действовать принцип двойного ключа, – пояснил Рустам Ишмухаметов. – Это необходимо для снятия возможных конфликтных ситуаций. К примеру, выделяется участок, а на нем уже находится какое-то строение. Города и районы будут регулировать эти вопросы. Совершенно справедливое требование, донесенное до нас избирателями. Но хочется спросить: почему эта инициатива поступает не от городского или районного совета, а от обычных граждан, которые не нашли, к кому обратиться в том же Баймакском районе, и вынуждены были приехать в Уфу?».Ситуация с земельным законопроектом, по мнению Рустама Ишмухаметова, лишь частый случай, свидетельствующий о том, что Совету руководителей фракций «Единой России» требуется перезагрузка.
«Единая Россия» – ключевая политическая сила в стране и республике, – сказал Рустам Ишмухаметов. – Подобного коллегиального межфракционного органа нет больше ни у одной партии. Но на деле достаточно эффективного взаимодействия между фракциями мы не наблюдаем. Более того, в ряде случаев нет достаточно эффективного взаимодействия фракций с избирателями. Нужно выходить в люди, общаться не только в социальных сетях, хотя и этот инструмент необходим, но в первую очередь на очных встречах. Особенно актуально это для сельской местности. Избиратель должен регулярно видеть своего депутата, иметь возможность связаться с ним в любое время. А задача депутата – быть компетентным не только в вопросах, касающихся конкретного муниципалитета, но и вопросах республиканского, федерального законодательства, быть готовым давать разъяснения».Рустам Ишмухаметов подчеркнул, что повышенные требования к фракциям «Единой России» в городских и районных советах будут носить двусторонний характер.
«Ставя задачу усилить работу с избирателями, мы не намерены бросать муниципальных депутатов одних, – сказал Рустам Ишмухаметов. – Понятно, что многим из них потребуется как минимум консультационная поддержка. Тем более что среди руководителей фракций много впервые избранных депутатов. Задача республиканского парламента - оказывать им необходимую помощь. Мы обсуждали данный вопрос с Председателем Государственного Собрания Константином Толкачевым. В соответствии с его поручением члены нашей фракции в республиканском парламенте получат установку помогать коллегам в муниципалитетах и со своей стороны также активнее работать с населением. Кроме того, мы планируем провести обучающий семинар для фракций, в первую очередь для молодых депутатов. Публичная работа с людьми требует определенных навыков. Не все ими обладают. Мы понимаем это и готовы обучать».По мнению Рустама Ишмухаметова, у муниципальных депутатов также должна быть реальная возможность влиять на формирование законодательства в республике:
«Речь идет не только о необходимости более активного использования права законодательной инициативы советами городов и районов, но и о возможности влияния на все законопроекты, которые принимаются республиканским парламентом. Мы намерены последовать примеру Госдумы и ввести практику отзывов муниципалитетов на наши законопроекты. Таким образом, законы будут приниматься с учетом мнения всех территорий республики. Кроме того, мы рассчитываем через фракции в муниципалитетах усилить контроль за исполнением законодательства. К примеру, если есть случаи несоблюдения земельного или экологического законодательства, нужно своевременно информировать об этом парламент. Необходимо действовать консолидировано, тем более по резонансным темам».