Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Общество
19 Ноября 2010, 14:35

В Башкирии обнаружились современные сарматы

В ряде муниципальных образований Башкирии живут сарматы — такие предварительные данные были получены переписчиками в ходе проведения Всероссийской переписи населения 2010 года. Как известно, процедура проведения опроса предполагает, в том числе, и запись об этнической самоидентификации со слов самого опрашиваемого. Точное количество «новых сарматов», как и представителей других народов, будет выявлено только после подведения и обнародования официальных итогов ВПН-2010.
Сарматы — общее название ираноязычных племен, расселившихся в III веке до н.э. — IV веке н.э. в степях от Тобола на востоке и до Дуная на западе. Первая в череде раннесарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области. В профессиональной и популярной исторической литературе периодически возникают дискуссии о степени влияния сарматов на этногенез современных славянских и тюркских народов.
Одно из громких археологических открытий, связанных с сарматами, принадлежит известному уфимскому археологу Анатолию Пшеничнюку. Летом 1988 года экспедиция под его руководством раскопала Филипповский курганный могильник, принесший уникальные находки, — знаменитое «золото сарматов». Из двух тайников были извлечены сотни золотых предметов общим весом около 30 килограммов. Это были не грубые варварские поделки, а вещи, достойные быть отнесенными к произведениям искусства, — фигуры оленей, вырезанные из дерева и обжатые золотыми и серебряными листами, золотые украшения деревянной посуды, посуда из золота и серебра, золотые штампованные и литые накладки и нашивки, выполненные в так называемом зверином стиле, а также женские украшения, оружие и конское снаряжение. Теперь «золото сарматов» хранится в Уфе, в Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН, оно стало одним из брендов Башкирии, сделавшим популярным и название древнего народа, проживавшего на территории республики.
Вот как оценивает Анатолий Пшеничнюк появление «современных сарматов» на территории Башкортостана сегодня:
— Я думаю, что это своеобразное эхо того археологического открытия, — сказал агентству «Башинформ» ученый. — Что касается открытия золота сарматов, то сегодня я склонен называть те археологические находки «золотом ранних кочевников». В археологии есть своя, более точная терминология, характеризующая особенности материальной культуры древних народов. Есть, так называемая, ананьинская культура, бахмутинская культура, поэтому и племена, которым принадлежала эта культура, можно называть ананьинцами, бахмутинцами, есть раннесарматская, прохоровская культура. Сегодня становится модным относить себя к потомкам древних родов, древних народов. В обществе сложился достаточно устойчивый стереотип — чем народ древнее, тем мудрее, цивилизованнее. Этим, видимо, и объясняется феномен появления сарматов в наши дни.
— Ничего удивительного в этом нет, хотя сарматы давно растворились в ныне живущих народах: тюркских, славянских, отчасти финно-угорских,— прокомментировал новость о появлении современных сарматов на территории Башкирии антрополог Ринат Юсупов, заведующий отделом этнологии Института истории, языка и литературы УНЦ РАН. — До сих пор в прессе обсуждаются сенсационные результаты раскопок Филипповского кургана, просачиваются также отголоски научных работ. Отсюда, наверное, и появился у людей интерес к истории. Сарматы, конечно, самые древние из известных общих этносов-предков народов Поволжья.
Мне, например, удалось научно установить генетическую связь между сарматами и южными башкирами так называемого понтийского типа: это смуглые брюнеты с выступающим носом и выразительным разрезом глаз. А вот уральский тип, к которому относятся марийцы, чуваши и удмурты, наоборот, имеет вогнутую спинку носа, светлые кожу, глаза и волосы.
Сарматы были индоиранцами, и две тысячи лет назад на территории Башкирии звучала иранская речь. С тех пор остались многие топонимы: например, Ирандык (драгоценная гора), названия рек — Яик и Уршак. С пришествием гуннов в 4-м веке сюда пришла и тюркская речь. В общем, люди склонны героизировать прошлое, они хотят таким образом прикоснуться к древности.
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Иршат Фахритдинов позитивно оценивает сообщение о появлении новых башкирских сарматов:
— Замечательно, что современные жители республики начали называть себя сарматами. Сарматы — один из самых храбрых, трудолюбивых и развитых народов Евразии того времени. Многие учёные считают и убедительно доказывают, что сарматы были предками и башкир, и русских, и татар — народов, которые составляют основную часть населения нашей многонациональной республики. У нас у всех есть общие корни, объединяющее начало. То, что происхождение и древняя история народов Башкортостана были плотно связаны с сарматами, даёт нам основание говорить, что все жители республики — одна большая и дружная семья.
Читайте нас: