УФА, 15 май 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Сегодня отмечается 125 лет со дня рождения Шакира Хиялетдинова - одного из самых известных религиозных деятелей прошлых лет. В историю ислама он вошел как десятый муфтий и председатель Духовного Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Всю свою долгую и непростую жизнь Шакир-хазрет посвятил распространению духовных ценностей и лучших традиций ислама.
Шакир Шайхисламович Хиялетдинов родился 15 мая 1890 года в казачьей станице Звериноголовской Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне село Звериноголовское - районный центр Курганской области). Известно, что в июле 1891 года станицу посетил наследник престола, будущий российский император Николай II, объезжая восточные границы империи.
В 1909 году Шакир Хиялетдинов окончил знаменитое медресе «Расулия» в Троицке. Затем продолжил образование в медресе села Иж-Бобья Вятской губернии. С 1910 года, выполняя заветы своего духовного отца шейха Зайнуллы Расулева, преподает в мусульманских учебных заведениях уездных городов Кустанай Тургайской области и Кокчетав Акмолинской области, Джамбейта Уральской губернии.
С 1918 года Шакир Хиялетдинов являлся имамом-хатибом мечети города Атбасар. В 1930-1943 годы работал бухгалтером в Ташкенте и Петропавловске. С 1943 года исполнял обязанности председателя ревизионной комиссии Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте. С 1947 года был имамом-хатибом в мечетях городов Панфилов (ныне Джаркент) и Чимкент (ныне Шымкент) в Казахстане.
В марте 1951 года в качестве гостя Шакир Хиялетдинов прибыл в Уфу для участия в меджлисе Духовного управления Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Здесь он был предложен в качестве кандидатуры на пост муфтия и председателя Духовного управления и получил большинство голосов.
Руководителем ДУМЕС он работал более 23 лет, до самых последних дней жизни. Деятельность Шакира-хазрета выпала на нелегкое время, когда приверженцы религии испытывали притеснения со стороны коммунистических властей. Духовное управление испытывало кадровые трудности, было трудно найти достойных людей на должности имам-хатибов. Люди, получившие дореволюционное духовное образование, уже начали уходить из жизни, а молодые приверженцы ислама не имели возможности учиться. На всю огромную страну имелось лишь одно медресе в Средней Азии.
Так, за все послевоенное время до начала перестройки ДУМЕС смогло послать на учебу в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре, находящееся под юрисдикцией ДУМ Средней Азии и Казахстана, всего девять человек. Из-за отсутствия подготовленных кадров во многих мечетях не было постоянных имамов. Двукратная смена алфавита в татарском и башкирском языках (в 1926 году с арабской графики на латинскую и в 1936 году с латиницы на кириллицу) привела к утрате возможности читать богословскую литературу, изданную до революции. Усиливалась атеистическая пропаганда. Деятели мусульманской мысли, способные осуществить синтез исламской цивилизации с достижениями европейской культуры, подвергались гонениям.
Несмотря на проблемы и сложности, Шакир-хазрет делал все, чтобы улучшить жизнь мусульман. Много раз просил разрешения у властей на открытие медресе в Уфе или Казани, но ничего не смог добиться. Ему не удалось открыть при ДУМЕС даже краткосрочных курсов по подготовке имамов. В 1957 году по инициативе самого муфтия было получено около тысячи экземпляров Корана из Ташкента. В этот же год ему удалось решить вопрос с изданием своей книги «Ислам и поклонение» тиражом пятнадцать тысяч экземпляров.
Шакир-хазрет добивался увеличения квоты для направления в медресе «Мир-и-Араб» от ДУМЕС. Несмотря на противодействие, ему удалось на протяжении ряда лет направлять на учебу в Бухару молодых мусульман. Среди них был и нынешний муфтий ЦДУМ Талгат Таджуддин. Таким образом Шакир-хазрет смог подготовить кадровый резерв для будущих времен.
Муфтий Шакир Хиялетдинов для всех мусульман являлся образцом святости и набожности, пунктуального исполнения предписанных исламом канонов. Он хорошо изучил историю развития мусульманства в России и мире, мог легко и профессионально судить и комментировать самые сложные вопросы ислама, блестяще знал все тюркские языки (казахский, узбекский, турецкий, уйгурский и другие), читал и писал на арабском языке и фарси. Имел обширную переписку со многими высокими духовными лицами в России и за рубежом. Несколько раз совершал хадж в Мекку. Создал новые отделы ДУМЕС (организационный, международный, образования), при нем увеличилось число паломников в Мекку.
Муфтий активно занимался укреплением международного сотрудничества, много раз принимал в Уфе делегации зарубежных стран, всегда выступал за диалог между религиями. Активно участвовал в издании журнала «Мусульмане Советского Востока», который выпускался в Ташкенте. В 1955 году стал участником Всемирной ассамблеи миролюбивых сил в Хельсинки. Все это снискало ему высокий авторитет среди мусульман разных стран. Ему было присвоено высшее духовное звание шейх-уль-ислама.
В 1972 году Шакир-хазрет был награжден высокой наградой - международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами» с вручением диплома, золотой медали и денежной премии.
Скончался муфтий Шакир Хиялетдинов 15 июня 1974 года, на 85-м году жизни, и похоронен на мусульманском кладбище города Уфы.