Стало известно, как в Башкирии строили дороги и кто это финансировал
Книжная палата РБ
УФА, 16 май 2017. /ИА «Башинформ», Галина Пантюхина/. Как в Башкирии строили дороги и кто это финансировал? Прошлому и настоящему дорожного строительства в республике посвящена публикация газеты «Красная Башкирия» в мае 1927 года. Агентство «Башинформ» продолжает знакомить читателей с материалами из Архива печати республики.
«Дорожное хозяйство, как и вообще хозяйство Башреспублики, за время гражданской войны пришло в расстройство», - констатировали в издании. До 1922 года никаких работ в этой части не производилось, не было средств, к тому же дороги находились в ведении разных учреждений. «Лишь с июля 1923 года дорожное хозяйство нашло своего руководителя в лице единой дорожной организации в АБССР, объединяющей дороги всех разрядов и оформившейся с 1924 года в Башмес». С этого момента в республике началась планомерная организация дорожного дела и постепенное восстановление дорог. В первую очередь предполагалось восстановить мосты, затем - полотно дорог. За четыре года дорожная сеть в республике увеличилась в два с лишним раза, соответственно возросли и расходы. Наибольшее внимание дорогам уделял госбюджет. Волостные дороги финансировались также из областного и кантонного бюджетов. В 1925-1926 годах капитально было отремонтировано 105 метров мостов. Расход на 1 км в 1925-26 годах составлял 13 копеек, в 1926-27 годах - уже 40 копеек, уточняется в публикации.
Газета приводит данные о состоянии дорог в республике к 1927 году. В целом из 6325 км дорог государственного, областного и кантонного значения исправны были 6,3 процента. Из 22 470 погонных метров мостов соответствовали нормам 48 процентов. Однако на дорогах волостного значения показатель исправности мостов составлял всего 0,3 процента. Сведения о дорогах специального значения вовсе отсутствовали. Бездорожье приносило хозяйствам громадные убытки, влияло на товарооборот и себестоимость продукта. В итоге било по карману и крестьянина, и горожанина. Чтобы восстановить дороги до нормального состояния, требовались огромные средства. «Ведомствам необходимо позаботиться о создании фонда на восстановление дорог специального значения и передаче его дорожной организации, - призывает газета. - Например, в Москве организовали Акционерное Общество по дорожному строительству. Что-либо в этом направлении мы могли бы сделать и у себя, хотя бы - отчислением возможной суммы». К примеру, Башнаркомтруд отпускал средства на дорожное строительство с целью ослабить безработицу. Таким образом, у каждого ведомства могла найтись своя цель по отношению к дорогам. «Попутные сборы с отправленных грузов по примеру довоенному следовало бы и теперь обратить по назначению, то есть на дорожное строительство», - предложили в издании.