81.5
-2.8
«Недавно прошло публичное обсуждение стратегии развития города. Документ разрабатывается в жестких временных рамках. Он в декабре должен быть принят, и архитектурное сообщество согласно с этим. Далее идет разработка генплана, программ – они последуют после принятия стратегии. Цель нашего круглого стола в том, чтобы архитектурное сообщество более активно привлекалось к работам. У нас есть градостроители с именем, которые очень хорошо знают историю и пути развития города, те или иные направления, которые принимались либо были отвергнуты на каком-то этапе. Архитектурное сообщество несет в себе пласт знаний, и неправильно будет дистанцировать сообщество, которое хочет и может помочь городу, — сказал агентству «Башинформ» председатель Союза архитекторов РБ Ильдар Ягудин. — Важно, чтобы на дальнейших этапах претворения стратегии в жизнь учитывалось мнение архитекторов, особенно, при разработке генплана».Участники встречи поделились мнениями и предложениями, и задали вопросы главному архитектору города.
«Между заявленной сегодня стратегией и генпланом, который уже анонсирован как реализация этой стратегии, я считаю, должен появиться мастер-план. Он должен решить одну важную задачу, которая в стратегии в силу ограниченности сроков не решена. Это вопрос об активном вовлечении населения в процесс формирования программы городского развития. Люди сегодня — это новая нефть, то есть мы переходим всей страной в постиндустриальную стадию развития. Есть города-лидеры, типа Москвы, в которых эти процессы давно идут — они показывают уникальные результаты. Уфа сегодня находится на грани этого перехода», — поделился он.По мнению Донгузова, мастер-план соберет существующую картинку по запросам развития Уфы со всех социальных групп и сообществ города, включая профессиональные. Таким образом, население будет вовлечено в процесс развития города.
«За последние 15-20 лет сложилась ситуация, что градостроительную политику Уфы в большинстве и в основном осуществляют не городские власти, а крупные застройщики и девелоперы. Видимо, это из-за того, что город предоставил им много возможностей, и в связи с тем, что городские территории распределяются среди застройщиков на ранних этапах — с голой земли под дальнейшее освоение, — отметил архитектор. — Это приводит к переуплотнениям, к точечной застройке, к несбалансированному общему виду города. Чтобы решить эту проблему, в стратегию важно включить тезис о том, что городские власти должны принимать более деятельное участие в развитии города. Какими средствами? Важно ужесточить требования правил землепользования и застройки, ввести объемно-пространственный регламент».Второй момент, на который обратил внимание Мазин, это работа с историческим наследием. Не на все объекты культурного наследия разрабатываются объективные и правильные зоны регулирования застройки.
«Уфа - город с многовековой историей. И что бы кто не говорил, еще остается у нас большой исторический потенциал, который необходимо развивать и воссоздавать. Иначе мы превратимся в один из сотен других безликих российских городов. Город должен инициировать и поддерживать процессы комплексного регулирования территорий – это либо механизм создания исторического поселения в центральной части Уфы, либо комплексное регулирование зон застройки вокруг всех объектов культурного наследия. Но отдавать это на откуп частным капиталам – неправильное решение», — сказал архитектор.
«Мы должны подвергнуть все магистрали строгой оценке и ревизии путем математического моделирования. Подвергнуть критике или анализу развитие дорожных сетей с тем, чтобы в стратегии мы получили реальную картину, что развивать», — сказал он.Преподаватель УГНТУ, профессор Рамиль Баймуратов также обратил внимание на развитие транспортной инфраструктуры.
«Современный город — это инфраструктура и мобильность населения. Эти показатели характеризуют, будет ли Уфа развиваться или останется в четвертом технологическом укладе, в котором мы находимся», — сказал он.Архитектор Семен Кучеров считает, что в стратегию обязательно нужно включить такое понятие, как приоритет безопасности дорожного движения для пешехода.
«Есть правило, человек должен перейти дорогу за один светофорный цикл. Если вы это не можете обеспечить любому человеку, то нужно либо сужать проезжую часть либо делать островок безопасности», — пояснил Кучеров.
«Ключевой вопрос, который у меня возник: «Где же те самые приоритеты, в которые город и частные инвесторы совместными усилиями будут инвестировать, и направлять всю свою активность?». В стратегии сейчас заявлен очень объемный набор мероприятий и неясно, что будет первоочередным, что станет толчком к развитию, — обратилась Катасонова к представителям администрации города. — Если стратегия станет основой генплана, то официальный разработчик может понять ее дословно. Не получим ли мы документ, который не удастся дальше эффективно реализовать?».
«Представим себе человека, который к вам придет и скажет: «Дайте мне ваши красивые вещички, я их выставлю в музей». А потом вы обнаруживаете их на Avito. Вот сейчас у нас приблизительно такой подход, потому что стратегию делают люди, которые не прислушиваются ни к горожанам, ни к активным людям, которые живут в нашем городе. Любезная дама (Александра Катасонова — прим. автора) сказала, что горожане пообсуждали какой-то текст и сказали, что они тоже причастны. Но это только иллюзия причастности, потому что на самом деле никто не собирается учитывать мнение горожан. Но ведь не учитывается мнение и архитекторов, Союза архитекторов, — высказался главный редактор газеты «Истоки» писатель и поэт Айдар Хусаинов. — Для того, чтобы вас услышали, нужно собираться вместе. Я думал, что здесь (на круглом столе — прим. автора) будут представители самых разных сообществ, которых очень много, начиная от филателистов, заканчивая велосипедистами. Это люди, у которых есть интересы, которые хотят жить хорошо».
«История жизни уфимца — это упущенные возможности и растраченный впустую творческий человеческий потенциал», — подытожил писатель.
«В каждом генплане прибавляются мосты: было пять, стало семь. Это утопия. Но с другой стороны, под эту утопию мы должны получить деньги, как я понимаю. Если мы напишем один мост, надеюсь, что до 2030 года мы один мост построим – это реально, то под него маленькие деньги пойдут. Наверно, в стратегию надо закладывать необходимые вещи и более реально смотреть на тот же генплан», — сказал градостроитель.
«Все нормальные города в своей стратегии сами распоряжаются сетями и говорят ресурсоснабжающим организациям, куда и сколько подвести. Всё ресурсоснабжение городов и республик надо свести на единые порталы. Но наши ресурсоснабжающие организации очень активно изображают деятельность и хотят эту вотчину оставить себе. Проблема в том, что сейчас к каждому сетевику приходится идти на поклон отдельно. К каждому из них нужно иметь определенный подход. Гораздо проще было бы, если бы эти люди просто поставляли ресурсы, сдав возможные точки подключения и объемы ресурсов в открытый доступ, — отметил Ильин. — Сейчас все к этому и идет. Эта работа делается на федеральном уровне. Хотелось бы, чтобы эта история вошла и в развитие нашего города, чтобы город мог распоряжаться этими сетями и модерировать их».
«Ту мысль, которую мы хотели донести до главного архитектора, до муниципального образования мы в своих выступлениях высказали. Олег Анатольевич, мы не враги вам, а ваши помощники. Мы готовы сотрудничать и помогать», — подытожил председатель Союза архитекторов Башкирии Ильдар Ягудин.