Новости Башкортостана и Уфы
Все новости

Трюк «обрыв» и гимнасты на мачтах: Чем запомнились гастроли венгерского цирка в Уфе

Национальный архив РБ
Национальный архив РБ
УФА, 30 дек 2019. /ИА «Башинформ»/. Единственный и никем не исполняемый трюк «обрыв», гимнасты на мачтах и «цементирующие» программу клоуны. Как в Уфе проходили гастроли венгеро-советской цирковой труппы, рассказала газета «Вечерняя Уфа» в 1969 году. «Башинформ» продолжает знакомить читателей с материалами из Национального архива РБ.
«В Уфимском цирке – премьера! Совместная программа венгерского и советского цирков», – информировало издание 5 ноября 1969 года. Плавным полетом под куполом Уфимского цирка открыли программу воздушные гимнасты Галина и Леонид Пересторонины. «На длинном бамбуке легко и красиво они совмещают целый каскад головокружительных трюков. А финальный рекордный двойной отрыв со спины вызывает дружные аплодисменты», - делится увиденным корреспондент газеты.
Гимнасты на мачтах Гримузинские в очень быстром темпе легко и непринужденно демонстрировали рекордную трюковую комбинацию: «когда один партнер в оттяжке на мачте удерживает стоящую у него на груди партнершу и висящего под ним в переднем бланше партнера».
В новой программе в Уфе были представлены почти все жанры циркового искусства. Художественная ценность номера «Акробаты с батутом» заключалась в использовании талантливыми мастерами трюка как главного выразительного средства. Номер был участником VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве, артистам рукоплескали зрители разных стран, пишут в газете.
В номере венгерских артистов с подкидной доской особенно был ощутим девиз цирка – сила, молодость, красота. «В этом номере они выступают с упоительным темпераментом и задором, умеют взбудоражить зал, увлечь его своим искусством, - описывает автор публикации. - Зрелищно построен номер венгерских акробатов Лакс. Соединение в одном номере труднейших акробатических элементов с эксцентрическим танцем придает их выступлению свежесть и оригинальность», - говорится в публикации.
Венгерские артисты оригинального жанра при минимальном количестве реквизитов сочетали высокое мастерство жонглирования с мимической эксцентриадой. Как отмечают в газете, «удача эксцентриков лишний раз напоминает о том, какими незаурядными актерскими силами обладают артисты венгерского цирка».
Великолепное впечатление оставлял клоунский дуэт Ивана Тряпицына и Василия Орлова, заслуженных артистов Удмуртской АССР. «Они смешны и очень симпатичны. Цирковые умельцы, мастера на все руки – клоуны прочно цементируют всю программу», - рассказывают в издании.
В конце программы на арену Уфимского цирка вихрем вылетели всадники и всадницы. Началась джигитовка! Под руководством народного артиста Узбекской ССР Хакима Зарипова храбрецы на полном скаку запрыгивали в седло, пролезали под брюхом коня, делали стойки и кульбиты. В газете отмечают, что с именем Хакима Зарипова связаны самые высокие достижения в джигитовке, а «его трюк-обрыв – единственный и никем не исполняемый».
Добавим, во время исполнения трюка «обрыв» наездники, зацепившись ступнёй правой ноги за кожаную петлю на подпруге седла, повисали вниз головой с левого бока скачущего коня. Различались «короткий» и «длинный» «обрыв». Повиснув в «коротком» «обрыве», наездник поднимал руками с манежа различные предметы. При исполнении «длинного» «обрыва» руки джигита волочились по манежу около задних ног скачущего коня.
Материалы предоставлены Национальным архивом РБ.
Читайте нас: