III Международный фестиваль «Платок символ Мира», проводимый на юге Башкортостана в селе Ермолаево, по благословению Преосвященнейшего Николая епископа Салаватского и Кумертауского и при содействии Союза мусульманских женщин Куюргазинского района, продолжает своё творческое путешествие по России.
Сегодня мы в гостях у казахской культуры в Оренбургской области.
Посёлок Краснооктябрьский – один из многонациональных населённых пунктов Октябрьского района Оренбургской области образовался в 1920-22 годах. Когда-то в этом посёлке выращивали грубошёрстных овец, а в 60-70 годах визитной карточкой посёлка был баран с густой шерстью. Здесь проводились районные, областные, союзные конкурсы и семинары. Для обмена опытом в племзавод приезжали овцеводы из Монголии, Португалии, Чили и других стран.
В племзавод съехались работать люди разных национальностей - русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, мордва, азербайджанцы и многие другие. Они укоренились в Краснооктябрьском и до сих пор проживают дружной единой семьёй.
Для участия в международном фестивале «Платок символ Мира» заявилась казахская вокальная группа «Гульдер» сельского дома культуры посёлка Краснооктябрьский.
Участники группы представили казахские национальные обряды «Келiн тусиру" (Встреча невесты в доме жениха) и "Салемдеме" (Весточка от замужней дочери).
«Свадьба для казахов — это не просто заключение брака в ЗАГСе. Есть свадебные ритуалы, которые имеют символическое, культурное и мировоззренческое значение для нации, поэтому их чтят, им следуют современные казахи. Главное предсвадебное действие — сватовство («куда тусу»). При сватовстве нечётное число мужчин - сваты ехали к родителям невесты договариваться о свадьбе. Во время сватовства родители жениха договариваются о материальном подтверждении серьёзности намерений, с этой целью принято было выплачивать калым за невесту («калын мал»). На калым давали – лошадь или корову, сейчас калым вносят в денежном эквиваленте. Сватьям дарили роскошные подарки - ковры, костюмы.
Приданое невесте («кыз жасау») начинали готовить при подготовке к свадьбе. В него входили ювелирные украшения, ковры, текеметы, одежда, посуда. В далёком прошлом размер приданного во многом определял популярность невесты. («кыз жасауы»). По казахской традиции родители начинают готовить приданое с рождением дочери. В приданое обычно готовили корпешки (сотканное из лоскутов одеяло, украшенное национальными орнаментами), 4 комплекта постели, 6 подушек, перину. Все укладывалось в сундук. Также в приданое давалась корова. Чем больше приданое, тем богаче невеста. По приходу невесты в дом жениха открывали сундук, всё выставляли напоказ, рассматривалось.
Свадебные традиции сохранились и на сегодняшний день. Когда невесту приводили в дом жениха, лицо у неё было закрыто, и никто не имел право на неё смотреть. Наступал следующий этап казахской свадьбы - «беташар». Музыкант-импровизатор на домбре открывал лицо невесты песнопением, то есть он озвучивал пожелания всем родственникам, а они в ответ должны были вложить в корзинку какой-то подарочек. После открытия лица, свекровь надевала белый платок снохе («килен»). Платок должен был быть обязательно белым, он означал женственность. Килен перед родителями жениха ни в коем случае не должна была показываться без платка. Женщина могла носить платки других цветом, но на празднике обязательно должна была выходить в белом платке», - рассказывает руководитель казахской вокальной группы «Гульдер» СДК п.Краснооктябрьский Талживек Жумагазиева.
«Певец - импровизатор («жыршы») под домбру перечислял всех родственников жениха от взрослых и заканчивая племянником, а невеста соответственно должна была делать поклон родственнику. А все перечисленные люди стараются отблагодарить невесту за поклон в виде денег. Затем следует вторая часть «беташар», где даются девушке слова напутствия как вести хозяйство, чтить обычаи и обряды семьи. После «беташар» с невесты музыкант кончиком домры по направлению спереди назад открывает лицо, снохи снимали головное покрытие «саукеле» и одевали платок. Замена головного убора платком означала, что теперь девушка теперь относится к группе замужних женщин. После этого невеста здоровается со всеми родственниками, затем начинается той-свадьба. А корзину с подарками и деньгами, которая собиралась, когда музыкант воспевал пожелания перед невестой, отдают музыканту», - пояснил артист местной самодеятельности Акнур Сарсымбаев.
Талживек Жумагазиева продолжает, что согласно традиции, невеста в течение года не должна была посещать родной дом.
«Невеста, конечно же, скучала по родителям. О сложившейся судьбе она любым способом старалась отправить весточку. Одной из весточек являлся вышитый платочек. В платочке была зашифрована информация о жизни невесты в доме мужа. Если дочь вышивала на платке классический орнамент «кошкармуйiз» - бараний рог очень тонкими, неровными линиями, то это означало, что с нею никто не считается и часто обижают. А если платок был богато расшит элементом «кусмурын» - птичий клюв, то это указывало на то, что её встретили, как родную дочь, любят и балуют. Тогда родители невесты собирали весь аул, резали барана и угощали всех. Сейчас, конечно, чуть-чуть по-другому. Но до сей поры, пока родители невесты не пригласят в гости сватьёв, невеста не должна приезжать в родной дом».
В сельском доме культуры нам показали старинные тканые натуральные вискозные платки с шёлковыми кистями, которым по 40-60 лет. Этими платками укрывали невесту. После того, как открывали её лицо, платок убирали в сундук для будущей дочери. Говорили, что мамин свадебный платок принесёт счастье дочери.
«Сегодня в нашем клубе успешно функционирует 9 коллективов, есть вокальные, драматические, танцевальные, инструментальные кружки. В показе казахского обряда «Встреча невесты в доме жениха» приняли участие вокально-казахская группа «Гульдер», а также дети драматического кружка «Маска». Мы постоянно участвуем в районных, областных и региональных мероприятиях, занимаем призовые места. Большое внимание уделяется сохранению самобытной истории и культуры казахского народа», - отметил директор СДК п.Краснооктябрьский Октябрьского района Оренбургской области Артем Костюченко.
Казахская национальная одежда — неотъемлемая часть многовековой культуры народа. Ранее предметы гардероба позволяли узнать примерный возраст, сословие и статус человека, который был в них облачён.
Традиционное облачение для женщин включало свободно скроенное платье, на которое сверху надевали камзол (приталенный пиджак, длина которого доходила до колен). Преимущественно костюмы шили из ситца или тонкого войлока. Состоятельным же женщинам были доступны бархат и шёлк.
О казахской национальной одежде
Дополнение к образу — головной убор казахов, который, как и у многих народов, рассказывал о семейном положении. Невесты и замужние женщины носили высокую шапку в форме конуса — «саукеле». Её надевали только в первое время после замужества, а затем украшали голову лишь во время больших праздников. Каркас головного убора выполняли из твёрдого белого войлока, а сверху обтягивали шёлком или велюром. Для бедных был более простой вариант — сатин и сукно. «Саукеле» обшивали золотыми монетами и кораллами.
Украшал головной убор пучок из перьев филина, а края шапки отделывался мехом. Для этих целей использовали лисицу, соболя и норку. В дополнение к шапке надевали длинные подвески под названием «жактау», которые располагались по бокам. Сверху на «саукеле» могли надевать платки из бархата или шёлка. Их украшали, например, вышивкой в виде сетки. Спустя год после замужества и после рождения первенца женщины начинали носить более удобный головной убор — «кимешек». Он представлял собой белый платок с вырезом для лица, закрывающий голову и верхнюю часть тела. Покрытие было принято украшать вышивкой, бисером, серебряными бляшками, жемчугом. Сверху на «кимешек» надевали белый высокий тюрбан.
Существовали и универсальные казахские головные уборы, которые носили и женщины, и мужчины. К таким предметам гардероба относятся «тюбетейка и борик». Их носили девушки, которые ещё не успели вступить в брак. Традиционно тюбетейку шили из разных тканей — плотных хлопчатобумажных или мягких и дорогих, например сукна или бархата. Девушки предпочитали тюбетейки, вышитые серебряной или золотой канителью. Вверху часто можно было увидели перья филина, края же инкрустировали камнями.
Национальная одежда казахов включает в себя и обувь. Её внешний вид — отражение кочевой жизни народа. Поскольку казахам часто приходилось менять места обитания, они предпочитали высокие сапоги. Обувь также отличается широким голенищем. Если сапоги предназначались для летнего периода, их могли сделать на каблуке. Носки традиционно шили загнутыми. Женщины предпочитали обувь с вышивками и аппликациями.