Все новости
СВОих не бросаем
26 Января 2024, 14:55

Наставник башкирских батальонов Хамза-хазрат рассказал о силе единства

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

Сегодня, 26 января, на патриотическом концерте за многонациональный, единый Башкортостан, участников приветствовали духовные наставники башкирских батальонов Хамза-хазрат и отец Виктор. Священнослужители напомнили, что Башкирия всегда славилась своей многонациональностью и дружбой народов.

«Я благодарю Бога, что родился в Республике Башкортостан. Всё мое детство, юность, да и вся жизнь прошли в общении и дружбе с ребятами разных национальностей и вероисповеданий. Мы делили людей не по национальностям, а только на хороших и плохих. Старались всегда помогать друг другу и порицали предательство. Недавно один офицер сказал мне, что в окопах все молятся вместе: и православные, и мусульмане. Только так нужно стоять друг за друга. В единстве наша сила. Когда мы в одном кулаке сжаты, нас никто не победит», - сказал отец Виктор.

«Наша Родина ведет боевые действия против нацизма и фашизма, одним словом, против армии сатаны. Они несут нам грязь, разврат и нечисть. Для всех нас это огромное испытание. Но в Коране сказано: "Не объединяйтесь во лжи, греховности и вражде, а соревнуйтесь в благих деяниях". Пусть ваши молитвы дойдут до наших братьев, участвующих в СВО, и они вернутся домой живыми и здоровыми. Только объединившись, как один кулак, мы можем сохранить нашу Родину и ее многонациональный народ», - сказал Хамза-хазрат.

Как ранее писал «Башинформ», духовные наставники наших батальонов, отец Виктор и Хамза-хазрат с сентября 2022 года по собственному желанию находятся в зоне проведения специальной военной операции. Они на передовой, чтобы поддерживать настрой наших ребят. Изначально священнослужители прикомандировали к батальонам имени Шаймуратова и Доставалова. Но оказалось, что встречи с религиозными деятелями очень нужны другим бойцам, теперь батюшка и хазрат постоянно передвигаются по линии фронта.  Дома в отпуске бывают изредка. Поэтому пользуясь случаем, журналист агентства «Башинформ» сразу после концерта записал интервью с Хамзой-хазратом. Священнослужитель рассказал о силе единства бойцов и молитвы, о настроении военнослужащих и привезенных с фронта трофеях.  

- Какие мотивы подтолкнули вас поехать в зону специальной военной операции?

- Когда началась СВО, я тут же обратился к нашему верховному муфтию Талгату Таджуддину и сказал: «Отправьте меня в любую горячую точку, где идет военная операция. Потому что сидеть дома, «лайкать» через интернет и писать соболезнования - потери ведь были уже с первых дней, я не могу. Я, как священнослужитель, должен быть с нашими ребятами. Отправьте меня в любой батальон, в любой полк. Куда скажет Родина, куда повелевает Всевышний, там я и должен быть. Это мой долг». Хотя прекрасно понимаю, что в любой момент могу вернуться грузом-200.

- А вы служили в армии?

- Да, я отдавал долг Родине с 1980 по 1982 год. Войска, в которых я служил, сейчас переименовали в Росгвардию, а тогда они назывались внутренние войска. Служил в Красноярске, охранял военные объекты, сопровождал по всей стране, даже на острова, и в Арктику, и в Архангельск военные грузы, баллистические ракеты с дальностью до десяти тысяч километров.

- Не могу не отметить, что выглядите очень уставшим… Насколько вам и морально, и физически тяжело находиться там?

- Война – не санаторий, мы знали, что едем туда не отдыхать. Устал, конечно. Во-первых, это всегда некомфортные условия. Бывало, по две недели не было возможности помыться, не высыпались, не всегда успевали полноценно поесть. Но больше усталость моральная, конечно. Постоянно переживаю за наших ребят, за себя-то особо не беспокоюсь. Переживаю за наших бойцов, которые находятся на передовой, ведь жизнь их может прерваться в любой момент. Поэтому очень много молимся за них.

- Вижу, что пришли к нам не с пустыми руками, а с трофеями.

- Это гильза от крупнокалиберного оружия, от БМП, а это гильза от автомата Калашникова. На поле боя их много, я взял с собой несколько. Гильзу от автомата хочу оставить вам. А этот планирую отдать в музей, когда будут создавать экспозиции про СВО.

- Спасибо, морально тяжелый «сувенир»…

- Еще со мной самый знаменитый башкирский сушеный корот. Я при отъезде в зону СВО взял его с собой. Когда еще в Тоцком наши «шаймуратовцы» проходили «учебку», я советовал им, чтобы родственники высушили и отправляли им корот. Испокон веков наши башкирские воины держали его за пазухой, утоляли им голод и жажду. Этот сушеный кисломолочный продукт не портится, плесенью не покрывается, имеет лечебные свойства. Если положить под язык, хорошо утоляет чувство голода. Я старался угощать им наших ребят.

- То есть вы утоляли и физический голод, и духовный. На ваш взгляд, в чем значимость духовных наставников для бойцов?

- Тело человека нуждается в еде, а для души нужна духовная пища. Бойцам нужна моральная, психологическая поддержка. Именно поэтому мы рядом с ними находимся. И даже самый неверующий человек на поле начинает молиться и думать о Боге.

Знаете, нашей дружбой с отцом Виктором там многие восхищаются, порой даже удивляются, что мы вместе приезжаем. Мы не только ездим вместе, а с одного котла едим, бывает, ночуем в одной комнате и молимся одновременно.

И боевое крещение прошли вместе. В самом начале, как приехали, была передислокация. Было жутко, первые дни же в военных условиях. Ночью перемещаемся, днем отдыхаем. Во время обеда мы оба помолились. Я начал обуваться, на правую ногу успел натянуть ботинок, а на левую нет, началась бомбежка. Рамиль, «доставаловец», который сопровождал нас, кричит: «Это нас бомбят, ложитесь!». Я необутый бегу. А отец Виктор стоял в этот момент под деревом. Осколок от ракеты долетел до этого самого дерева, прошел через ветки. Батюшка успел прикрыть голову руками, поэтому черкануло шею и руки. Человек живой остался! Почему? Потому что мы только что молились, и он, и я. Бог нас всех спас. Мы, священнослужители, являемся примером единства двух разных религий, двух разных народов. Мы и ребятам постоянно говорим о том, что только вместе сможем одолеть врага.

- Раз уж заговорили о вашем боевом крещении. Давайте вспомним то время, когда вы только уехали за «ленточку». Насколько ваше представление о происходящем отличалось от того, что вы увидели в реальности?

- Этот вопрос мне задают многие люди. Да, сидеть смотреть по телевизору и видеть ситуацию своими глазами – это большая разница. Когда находишься с бойцами, уже начинаешь понимать, почему и для чего вообще началась СВО.

Опережая ваш вопрос «для чего», отвечу сам. Потому что НАТО расширяло свои границы и вплотную приближалось к нашим рубежам. Сегодняшняя Украина не та, которая была в советское время. Они сегодня превратили ее в нацистское, фашистское государство. Мы воюем не с народом Украины, мы воюем с альянсом НАТО, который ведет бой руками украинцев.

Там переписали историю для школьных учебников, мы нашли такие книги в одной из разрушенных школ, там искажены факты. В них написано, что Крымский мост построили украинцы, чуть ли не половина России – исконно украинские территории, называют нас москалями и врагами. Эта пропаганда против народов России велась там годами.

Они хотят уничтожить наши ценности. Там ведется пропаганда радикальных течений ислама, а про христианство и говорить нечего. Поэтому наше пребывание там значимо. Мы все объясняем, общаемся, в том числе и с местным населением. Я был на пятничной молитве в одной из местных мечетей, они нас там очень сторонятся и не хотят воспринимать информацию от нас. Потому что им годами твердили обратное.

- Что хотите пожелать нашим бойцам и их близким?

- Желаю, чтобы наши бойцы вернулись живыми и невредимыми к своим семьям, чтобы быстрее закончилась эта спецоперация. А всем жителям Башкирии в новом году желаю крепкого здоровья, чтобы небо над нами было мирным.

Автор:Ляйсан Закирова
Читайте нас: