Сегодня исполняется 50 лет старшему тренеру уфимского СК имени Г.Кадырова Раису Мустафину. Более 30 лет он отдал мотоспорту, пройдя все этапы – от новичка до мастера спорта СССР международного класса, а затем тренера сильнейших команд России и мира по мотогонкам на льду. Четверть века назад он вошел в когорту сильнейших мотогонщиков мира, неоднократно выигрывал этапы чемпионата мира по гонкам на льду и становился их призером, был в центре борьбы за титул чемпиона мира, а в этом году под его руководством сборная России стала чемпионом мира.
Выступая за сборную Башкирской АССР, Раис Мустафин дважды становился чемпионом Советского Союза в командных гонках, а теперь под его руководством в качестве старшего тренера команда «Башкортостан» семь раз стала чемпионом России.
В спортклуб имени Г. Кадырова он пришел вскоре после его создания, и в том, что сейчас этот клуб признан лучшим клубом мира в гонках на льду, есть несомненно и его вклад. Имя Раиса Мустафина вписано в историю отечественного и мирового мотоспорта, он пользуется авторитетом и заслуженным уважением как среди профессионалов, так и среди любителей мотоспорта.
Раис Петрович Мустафин родился в Уфе 2 апреля 1960 года, мотоспортом (а конкретно – мотокроссом) стал заниматься в 1978 году в Республиканском СТК ДОСААФ, находившемся неподалеку от его дома. Первым тренером был Владимир Загурский, который несколько месяцев не хотел брать в клуб худого рыжего паренька, мотивируя отказ отсутствием техники. Но упорство Раиса Мустафина взяло верх, и своими результатами он превзошел всех своих учителей из РСТК. Гонками на льду начал заниматься довольно поздно – в 21 год, после службы в армии, под руководством Владимира Николаева. Выступал в гонках по ипподрому, провел несколько тренировок и в спидвее.
Стремительный взлет Раиса Мустафина начался с того дня, когда его стал тренировать Владимир Чапало, с именем которого связаны успехи башкирских гонщиков на льду в 80-е и 90-е годы. В конце января 1984 года Раис занял 15-е место в финале личного чемпионата России, куда пробился впервые, а уже в марте в Воркуте, вместе с Николаем Корневым, завоевывал для Башкирии серебро командного чемпионата СССР.
Мустафина включили в сборную СССР. В 1985 году он, будучи дебютантом личного чемпионата мира, занял второе место в отборочном соревновании в Ленинграде, всего одно очко уступив двукратному чемпиону мира Анатолию Бондаренко из Тольятти. В стокгольмском полуфинале Мустафин оказался четвертым, уступив в дополнительном заезде действующему чемпиону мира шведу Стенлунду. Но в финал не попал из-за правила об ограничении представительства одной страны: впереди шведа оказались два советских гонщика, а Раис стал «третьим – лишним». Еще более весомое четвертое место Мустафин занял в финале чемпионата России (Устинов), а финал личного чемпионата Союза (Нижний Тагил) едва не закончил на пьедестале: в первый день с 12 очками был третьим, но падение и травма в первом же заезде второго дня не позволили продолжить гонку. И все-таки в этом сезоне на груди Раиса Мустафина заблестела золотая медаль чемпиона СССР - в Воркуте на своем любимом стадионе «Юбилейный», опять вместе с Николаем Корневым, он стал чемпионом страны в командных гонках.
1986 год принес Мустафину третье место и путевку в полуфинал на мировом отборе в Гроннингене (Нидерланды). Через неделю в Чебоксарах, на финале России он стал победителем первого дня гонок – 14 очков (поражение лишь от Корнева); второй день также начал с победы. Во второй серии финишировал вторым, в острой дуэли выиграв у неоднократного чемпиона мира Сергея Казакова из Уссурийска, что позволило оставаться лидером. Однако уже после финиша мотоцикл Казакова, освободившись от седока, в пылу борьбы ударившегося о стойку стартовых ворот, врезался в уфимца. Результат – перелом руки и досрочное завершение сезона.
1987 год принес Раису Мустафину наибольшую славу. С 30 очками он выиграл отбор личного чемпионата мира в Эйндховене (Нидерланды), с 27 очками первенствовал в полуфинале в Ассене (также Нидерланды), и расценивался как один из главных претендентов на титул чемпиона. В финале, проходившем в Западном Берлине, после трех серий Раис имел девять очков и был единоличным лидером; у действующего чемпиона мира Юрия Иванова было на одно очко меньше. Совместная встреча, состоявшаяся в 14-м заезде и проходившая в острейшей борьбе, завершилась падением Мустафина. Атакуя имевшего меньшую скорость, но закрывавшего все лазейки для обгона Иванова и пытаясь пролезть в узкую щель между ним и ограждением трека, Мустафин наткнулся на вылезший на дорожку на выходе из поворота соломенный тюк. Пролетев несколько десятков метров вместе с мотоциклом, он врезался в барьер, находящийся на ледовом поле внутри дорожки. Повреждение рамы сказалось на его выступлении в завершающем заезде дня. А во второй день, когда он ездил столь же великолепно, дважды подвел мотор, который ему, как и другим членам сборной, подготовил знаменитый в те годы немецкий тюнер Эрих Байер. Возможно, повреждения возникли в результате злополучного падения – этого так никто и не узнал. Но мотор вел себя загадочно: со старта работал, как и накануне, а после пары кругов терял мощность.
В итоге Раис Мустафин занял в финале только девятое место, но на многие годы остался для немецких фанатов одним из любимейших гонщиков. Ведущий европейский журнал по трековым гонкам «Баншпорт актуэль» (ФРГ) писал о нем после финала: «...Езда Мустафина была загляденьем и легко вскружила голову даже самым невозмутимым болельщикам...».
Остается добавить, что поспорить за титул чемпиона России в том сезоне Мустафину не довелось: руководство сборной страны освободило участников мирового чемпионата от выступлений даже в российском полуфинале. Пропуск же в финал чемпионата СССР был для них не через российский финал, а через мировой. Раис его получил, и в Ижевске также боролся за медали. После первого дня был четвертым, отставая от лидера Сергея Иванова всего на два очка. Второй день завершил с 19 очками на шестом месте, при этом серебряному призеру уступил всего четыре очка. Это случилось перед мировым финалом, а после него, все в той же Воркуте вместе с Николаем Корневым и Сергеем Соколовым Раис одержал убедительную победу в командном чемпионате СССР.
1988 год принес ему второе серебро командного чемпионата Союза, четвертое место в отборе мирового чемпионата в итальянской Мадонне де Кампильо и второе – в полуфинале в Ассене. Без коллизий прошел финал в голландском Эйндховене, зато более высоким оказался результат – шестое место.
Казалось, то, чего не удалось сделать сразу, придет постепенно. Но в начале сезона 1989 года во время сборов на «Медео» в Алма-Ате погиб член сборной СССР Василий Копташкин. Психологическая травма, хотя и не сразу, сказалась на выступлениях Мустафина: в мировом отборе – в Западном Берлине он был третьим, но в полуфинале в голландском Девентере оказался только десятым и в финал не вышел, а затем отказался и от выступления в финале чемпионата России.
Возвращение в лидеры состоялось почти через четыре года. Мустафин завоевал бронзу открытого чемпионата Казахстана, был третьим в тольяттинском полуфинале чемпионата России, делил третье место с Наилем Галиакберовым после первого дня проходившего в Ижевске финала, уступая идущему первым Александру Московке три очка. Но злой рок словно преследовал его: снова падение во второй серии второго дня – и восьмое место в конечной классификации.
На этом завершилась спортивная карьера Раиса Мустафина. Он стал в истории мотоспорта одним из тех, кто составляет «свиту короля», без кого короли теряют свой блеск и величие. Закон спорта: даже если все равны по силам, чемпионом может быть только один, оказался написанным для него. На чемпионатах мира Раис Мустафин не смог стать «этим одним», хотя был равным «сильным мира сего».