Новости Башкортостана и Уфы
Все новости

Боец батальона имени Шаймуратова: «Командиры в СВО всегда рядом с бойцами»

Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

Боец одной из штурмовых рот батальона имени Минигали Шаймуратова с позывным «Башкир» познакомил журналистов СМИ Башкирии в зоне специальной военной операции со своим боевым товарищем «Махмудом». Подробнее об этом можно прочитать в нашем прошлом репортаже. Воин отметил, что в башкирском батальоне служат грамотные, справедливые и надёжные командиры. Таковым он считает и замполита роты с позывным «Махмуд». По словам «Башкира», политрук никогда не сидит в штабе, он всегда на передовой.

«Да что это мы всё обо мне да обо мне. Вот рядом с вами сидит замполит „Махмуд“. Вчера только вышел из боя. Поговорите с ним, ему тоже есть о чём рассказать», — указывает «Башкир» на молчаливого воина, сидящего под ветками черешни. 

Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

«Махмуд» приехал в зону СВО из живописного Караидельского района. До войны работал в сфере строительства крановщиком, за его плечами не один возведённый дом. В первые дни службы, когда увидел разрушительные раны войны в городах Попасная, Северодонецк и некоторых других населённых пунктах, был поражён увиденным. В то же время искренне радовался Мелитополю, Мариуполю, Донецку, в которых начали подниматься новые дома. «Работы на Донбассе для строителей предстоит много, но и в этом деле мы не отступим — построим ещё лучше прежнего», — говорит «Махмуд».

В своё время караиделец после срочной службы в армии подписал контракт и отправился на Северный Кавказ, в горах которого в противостоянии с незаконными вооружёнными формированиями и приобрёл боевой опыт. С достаточно обширным перечнем военных навыков в феврале прошлого года вступил в ряды «шаймуратовцев».

Беседу с «Махмудом» прервал гул в небе. Над местом временной дислокации башкирского подразделения начал кружить беспилотник самолётного типа. Бойцы отреагировали стремительно, но уже привычно и спокойно.

Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

«Махмуд» попросил журналистов укрыться, навёл на БПЛА коллиматор автомата, произвёл несколько выстрелов по вражескому аппарату. «Разведчик летает. Далеко не уйдёт. Недалеко наши шаймуратовские зенитчики расположились — отработают «птичку“», — говорит «Махмуд», провожая взглядом «крыло» ВСУ. Тут же послышались методичные выстрелы ЗУ-23. «Ну всё, работает родная "ЗУшка"», — скупо улыбнулся «Махмуд».

Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

«На Кавказе в годы моей службы дронов не было, мы и не знали, что это такое, — говорит „Махмуд“. — Помню первое боевое задание в зоне СВО. Признаюсь, слегка было волнительно, потому что новоприбывшим рассказали об угрозе с неба. К тому моменту уже знал о „камикадзах“, „бабе яге“, но, когда впервые услышал их жужжание над собой, напрягся. Мандраж быстро прошёл, собрался, взял себя в руки. На войне не чувствую себя новичком, считаю, что пришёл в батальон подготовленным. Знаю, как двигаться, на что обращать внимание, чего делать нельзя. Однако только безрассудные люди говорят, что им незнаком страх. Мы все люди и страшиться — это нормально, в этом ничего постыдного. Главное, взять себя в руки в ответственный момент, не терять воли, самообладания и мужества. Солдат не один в бою, рядом товарищи. Мы слышим дыхание друг друга, шорох подошв наших ботинок, смену магазинов и передёргивание затвора. Это родные звуки, которые мобилизуют внутреннее состояние. Конечно, надо учитывать и то, что у каждого человека свой характер и он меняется после каждого боя. Внутренний дух может дать сбой. Что ж, и такое бывает, не скрою. Но наши бойцы крепкие мужчины, ни в ком не разочарован. Вечерами, вот как сейчас с вами, садимся рядом друг с другом, пьём чай. Кто-то молчит. Значит, воину есть о чём подумать, прежде чем присоединиться к разговору. Другие говорят, говорят, говорят. И это тоже нормально. Им надо выговориться, выплеснуть эмоции. Но никто и никогда не пожаловался, не показал слабину. Мы очень благодарны нашим командирам, которые всегда рядом с нами, слушают нас, находят правильные слова, спиной к нам не поворачиваются».

Одной из рот в батальоне командовал и двоюродный брат «Махмуда» с позывным «Оборона». «Махмуд» встретил свой первый бой рядом с «Обороной», который, кроме контроля боевой обстановки, следил за младшим братом. Политрук отметил, что Ринат — так звали брата — сильно повлиял на формирование его характера. Старший брат был учителем для «Махмуда» — и в детстве, и юности, многому научил и в зоне СВО.

Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

«Ринат работал в ОМОНе, был самым ответственным в нашем роду. Брат изучал военную историю, активно занимался спортом, обладал хорошей физической формой. Всегда направлял меня по правильному пути, помогал избегать ошибок, советовал, как поступить в сложной ситуации, — говорит „Махмуд“. — Когда брат стал „шаймуратовцем“, учил быть терпеливым, выносливым, упорным. Мой первый боевой выход совершил с Ринатом. Это было в сентябре прошлого года. В голове в тот момент была лишь одна мысль: „Я снова рядом с братом“. В тот день „Оборону“ „затрёхсотило“. Я эвакуировал его и сразу вернулся в бой. Когда вернулся на ротацию, брат был ещё жив. Он умер в госпитале, доктора не смогли спасти, слишком тяжёлое было ранение».

Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

Рассказал «Махмуд» также и о погибшем на его глазах в октябре 2023 года комроты с позывным «Султан». Он вспоминает своего командира отважным, несгибаемым воином. Кадровый офицер из Татышлинского района пал в бою, прикрывая собой бойцов. «Султана» бойцы не бросили, хотя и лежало тело на открытом, простреливаемом месте. На эвакуацию ушло двое суток, но башкирские воины не оставили своего командира. «Своих не бросаем» — это не абстрактный девиз для «шаймуратовцев», а чёткое кредо, которого они придерживаются:  даже с риском для жизни не оставлять врагу тела своих павших боевых товарищей.

«Важным для меня на СВО стало сохранение крепости духа. Мы здесь не для того, чтобы унывать. Мы — „шаймуратовцы“. Воины из Башкирии никогда не отступят и мы пришли на Донбасс, чтобы очистить от фашистской нечисти эту землю, политую в 1943 году кровью конников 112-й Башкавдивизии. Нацисты ответят за гибель не только моего брата, но и всех остальных пацанов, которые умирали за Донбасс, вспоминая свой родной край», — сказал «Махмуд».

Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

После беседы с нами к «Махмуду» подошёл боец с позывным «Шарип». «Шаймуратовец» взял себе такой позывной в честь родной деревни Шариповка Благовещенского района. Оказывается, «Шарип» внимательно слушал, что рассказывал «Махмуд». Воин немногословен, но он добавил: «На войне многое воспринимается по-другому. Но голова работает так, что забывает плохие детали. Это важно для человека».

Затем «Махмуд» и «Шарип» начали осматривать гранатомёт. Мужчины проверили оружие, внимательно осмотрели каждую его деталь.

Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

В это время сослуживцы «Шарипа» рассказали нам, что он в начале 2000-х годов служил на Северном Кавказе связистом, воевал под селом Ведено Чеченской Республики. После службы много лет работал в службе безопасности «Щит», в обязанности «Шарипа» входил контроль пропускного режима в концертно-спортивном комплексе «Уфа-Арена». Когда в стране была объявлена специальная военная операция, «Шарип» не мог остаться в стороне и в числе первых вступил в ряды башкирского батальона имени Минигали Шаймуратова.

Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

Во время одного из боёв «Шарип» собственными глазами видел, как выходил с боевой позиции штурмовик с позывным «Арс». Дело в том, что он оказался в зоне газовой атаки ВСУ и три дня не мог выбраться из обстреливаемой противниками зоны. Наши бойцы уже не чаяли увидеть живым своего товарища. У «Арса» в «сухарке» с собой были два батончика «Сникерс», воды — в обрез. Но «шаймуратовец» выжил вопреки всему. «Арс» отрезал от пауэрбанка проводки и с их помощью смог заставить работать рацию, по которой вышел на связь.

Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

Сейчас «Арс» проходит лечение в госпитале после отравления газом и группе журналистов Башкирии не удалось увидеться с отважным героем.

Однако делегация «Башинформа» привезла с собой в командировку в зону СВО пауэрбанки с фирменным логотипом информагентства. После такой чудесной истории со счастливым концом мы не могли не передать для «Арса» один из заряжающих устройств. Подарок «Арсу» обещал передать «Шарип». Кстати, в этот же день «Шарипа» наградили медалью «Участник специальной военной операции».

Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

Напомним, репортёры информагентства «Башинформ» и стерлитамакской газеты «Ашкадар» отработали в зоне специальной военной операции при содействии агентства по печати и средствам массовой информации республики. Творческая бригада приехала в рабочую командировку на Донбасс со своей боевой задачей: донести до своей читающей аудитории подробности службы земляков на фронте, показать их быт, передать настроение бойцов.

Автор:Эдуард Кускарбеков
Читайте нас: