Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
СВОих не бросаем
23 Августа , 17:28

«Если честно, путь не простой». Волонтёры Башкирии рассказали о поездках на СВО

Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

Вечер. На месте ротации первого башкирского батальона имени Минигали Шаймуратова течёт условно размеренная жизнь. На территории временной дислокации бойцы чистят оружие, вскрывают цинки, заряжают «рожки» автоматов и «улитки» гранатомётов. Кто-то приводит в порядок снаряжение и экипировку, посечённую накануне осколками, другие отстирывают с одежды копоть боевой техники и следы гари от выстрелов. Словом, привычное завершение непростого дня.

Вдруг раздаётся радостный голос: «Гуманитарка на подходе. Встречаем!». И буквально через несколько минут слышим шум двигателя заезжающей «Нивы» с башкирскими номерами. Из пропылённого автомобиля выходят уставшие, но улыбающиеся «Бугор» и «Грейдер»: «Здорово, пацаны!». Гуманитарный груз воинам привезли Венер Якупов и Алексей Рябоконь.

Очевидцами происходящего журналисты «Башинформа» стали во время одной из командировок в зону специальной военной операции в мае этого года. Тогда творческой группе информагентства удалось перекинуться буквально несколькими словами с Якуповым и Рябоконем, поскольку репортёры уже собирались уезжать в место временной дислокации одного из подразделений мотострелкового полка «Башкортостан».

В тот вечер Венер Якупов и Алексей Рябоконь привезли в расположение «шаймуратовцев» спецоборудование военного назначения. Это — коптеры, средства радиоэлектронной борьбы, антидроновые ружья, а также маскировочные сети, автозапчасти, хобы (коврик-сидушка), медикаменты, постельное и нательное бельё для госпиталя в Донецке. Груз собран членами регионального отделения «Боевого братства», ветеранами боевых действий и неравнодушными гражданами республики.

Бойцы споро разгрузили «Ниву» и прицеп. Дело привычное и не занимает много времени. Уже через полчаса всё имущество заняло место на импровизированном складе. Между делом воины интересовались у Алексея и Венера, как они добрались, и сами вкратце рассказывали последние новости с передовой. Основной разговор состоялся во время сытного ужина, перед этим мужчины попарились в жарко натопленной бане на колёсах. Они узнали, кто получил ранения, кто отбыл в краткосрочный отпуск, что необходимо привезти в другой раз. В такие моменты башкирские воины, как они отмечают, соприкасаются с родным краем, ощущают его заботу и внимание.

Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

После ужина Алексей Рябоконь и Венер Якупов уделили пять минут времени и журналистам. Во время короткой беседы мы узнали, что Якупов — ветеран боевых действий на Северном Кавказе, работает заместителем руководителя Зилаирского отделения «Боевого братства». Рябоконь член правления первичного отделения «Боевое братство» Калининского района Уфы. Больше о них сообщил командир взвода обеспечения батальона с позывным «Певец».

«„Бугор» и «Грейдер» с нами с первых дней спецоперации. Есть фанаты, которые ездят по гастрольным маршрутам за своими кумирами. Так же и Венер с Алексеем — куда батальон, туда и они, — улыбается «Певец». — Даже на левый берег Днепра в Херсон умудрились добраться, куда по мосту ездят только военизированные колонны. Они единственные, кто решается на такие опасные поездки, сопряжённые с риском для жизни».

Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

«Задача тыла, волонтёров помогать нашим воинам всеми силами. Кто-то готовит гуманитарку дома и формирует её. А кто-то привозит на передовую. Все задействованы и выполняют свою задачу. Приезжали, приезжаем и будем приезжать — с самого начала и до конца. Своих мы не бросим». — успели сказать репортёрам Алексей и Венер.

Со времени того разговора прошло чуть больше двух месяцев. Следующая встреча с Венером Якуповым и Алексеем Рябоконем состоялась в «Башинформе». Мужчины как раз были заняты подготовкой к очередной гуманитарной миссии, но нашли время для беседы. Они рассказали, как начиналась их волонтёрская деятельность, какие опасности их подстерегают в пути и что очень требуется участникам специальной военной операции.

Эдуард Кускарбеков
Эдуард Кускарбеков
Фото:Эдуард Кускарбеков

Весной 2022 года Глава Башкирии Радий Хабиров выступил с инициативой создания добровольческого батальона имени Героя России Минигали Шаймуратова. Жители Башкирии живо откликнулись на призыв руководителя республики и за считанное время подразделение было полностью укомплектовано бойцами. Они прошли медосмотр, другие необходимые проверки. Торжественные проводы первого башкирского батальона состоялись на территории военно-патриотического парка «Патриот» имени Героя России Максима Серафимова, откуда «шаймуратовцы» отправились на боевое слаживание в Оренбургскую область.

Ещё до подготовки мужчин к боевым действиям на Донбассе стало понятно, что, несмотря на их полное обеспечение, всё же требуются дополнительные вещи. Об этом Венер Якупов узнал, когда позвонил своим друзьям, вступившим в ряды батальона. По словам Якупова, воины хотели бы утеплиться. 

«В мае 2022 года созвонился с ребятами и между делом выяснилось, что им нужны жилеты, которые можно носить под одеждой. Пробежался по военторгам. Нашёл, причём уставные. Купил пять комплектов, — вспоминает Венер Якупов. — Во время следующего звонка меня попросили помочь найти башкирский национальный головной убор с лисьим хвостом — колаксын. Конечно, сначала опешил — неужели настолько холодно. Но затем понял, что малахай будет очень уместен в среде наших военнослужащих. Почему бы и нет, подумал я. Воины родились и выросли в Башкирии, служат в башкирском подразделении, и они истинные патриоты своей Родины, чьи предки всегда стояли на страже Отчизны. Можно найти гравюры и рисунки 19 века с изображением башкирских конников с колаксыном на голове. Вот он — символ первого башкирского батальона».

из личного архива Венера Якупова
Фото:из личного архива Венера Якупова

В то время Венер Якупов вёл гуманитарную деятельность один. Как он сам признаётся, он и не думал, что со временем желание помочь товарищам выльется в большую работу. Говорит, что друзья просили привезти то, в чём нуждались, и он по мере своих сил и возможностей старался удовлетворить просьбы.

После первого этапа слаживания на территории Башкирии батальон перебросили в Оренбургскую область. В соседнем регионе башкирские воины приступили к учениям, максимально приближенным к боевым.

«Постоянно был с друзьями на связи, звонки от них поступали регулярно. Во время одного из разговоров выяснилось, что нужна ещё и обувь. Бойцы проходили конкретную подготовку — учились стрелять, штурмовать, перемещаться бесшумно, оказывать первую помощь раненым, но мало кто представлял себе, какой климат на Донбассе, в каких условиях будут вестись боевые действия. На Северном Кавказе военнослужащие надевали кроссовки, в них удобно перемещаться и по горам, и в степях. Ребята использовали в основном берцы. Посоветовал перейти на лёгкую спортивную обувь, но в степях Оренбуржья среди окопов и блиндажей нет обувных магазинов. Пришлось опять с товарищами из „Боевого братства“ пробежаться по магазинам. Купили соответствующую обувь, в дополнение на оставшиеся деньги сладости и другие угощения», — говорит Венер Якупов.

Когда необходимый груз уже был сформирован и готов к отправке, Венер познакомился с Ильдаром Хамитовым, который в 2022 году работал главврачом Зилаирской ЦРБ. Он сказал, что тоже хотел бы съездить к землякам, повидаться с друзьями и узнать, как здоровье его бывших пациентов. Якупов не стал возражать.

из личного архива Венера Якупова
Фото:из личного архива Венера Якупова

Ильдар Хамитов с коллегами собрал коробку с перевязочными материалами, антисептиками и с жаропонижающими лекарствами. В степи по ночам холодно, мужчины простывали, что и было учтено перед поездкой к «шаймуратовцам» в Оренбургскую область. Это было в середине августа 2022 года. Спецоперация набрала обороты. До захода за ленточку воинам из Башкирии оставались считанные дни.

Когда батальон приступил к выполнению боевых задач в зоне СВО, связь с воинами пропала. На исходе сентября до Венера Якупова дошла информация, что «шаймуратовцы» приняли первый бой и понесли потери ранеными и убитыми. Во время ротации товарищи Якупова дозвонились до него из госпиталя и сказали: «Всё, брат, мы прошли боевое крещение. Служба началась». Так Венер понял, что теперь его гуманитарная помощь превращается в важную и планомерную работу, в которую он погрузится с головой.

из личного архива Венера Якупова
Фото:из личного архива Венера Якупова

На Венера Якупова обрушился новый поток информации — что и в каком объёме везти на фронт. Воинам были нужны спальные мешки и коврики, которые в лесах Донбасса методично уничтожала «армия» мышей. Требовались инструменты, гвозди, скобы и другие метизы для строительства укрытий и блиндажей. Тогда же впервые прозвучали просьбы в тепловизорах, приборах ночного видения, ночных прицелах и другом спецоборудовании.

Жители Башкирии оперативно откликались на призыв о сборе денег для приобретения того или иного имущества. По словам Якупова, на спецсчёт поступали даже по 50-100 рублей. Он говорит, что за неделю сумма собранных средств доходила до 300-400 тысяч рублей.

«Перед первой поездкой в зону СВО пришло понимание о силе нашего общества и отзывчивости жителей Башкортостана. Вместе со мной нашим воинам помогали не только товарищи из „Боевого братства“, но и активисты, предприниматели и простые граждане. К кому бы ни обращался, никто не отказывал в помощи. В общем, закупили для шаймуратовского батальона всё, что надо, — продолжает рассказ Венер Якупов. — Союз охотников республики добавил и тушёнку, которую просили бойцы. Охотники подготовили консервы из лосятины, кабанятины, оленины, отдельно делали халяльное мясо — всего около 200 банок. В итоге умеренный объём груза перерос до огромного. Как и на чём везти гуманитарку? Нужна полноприводная машина и желательно с прицепом. Начал искать среди знакомых тех, кто мог бы со мной довезти набранный груз до передовой. Кто-то соглашался, но в последний момент у них случался форс-мажор. Был готов даже в аренду взять машину, но ничего не срасталось до тех пор, пока не появился Алексей Рябоконь. Вспомнил про него, когда возвращался домой с работы. Позвонил, объяснил ситуацию, но предупредил, что поездка на СВО не будет лёгкой. Алексей согласился без колебаний. Он отчаянный и смелый мужчина, за его плечами горы и уральская тайга. Так и сформировался наш гуманитарный дуэт».

Кроме обеспечения автомобилем, в который Алексей Рябоконь в своё время вложил немало денег (до СВО мужчина покорял на своём железном коне самые труднопроходимые места России), он отвечает за мониторинг рынка квадрокоптеров и их покупку. В своё время мужчина увлекался съёмками природы с высоты птичьего полёта, поэтому разбирается в характеристиках гражданских дронов, которые сейчас активно используются в зоне боевых действий. К тому же он окончил курсы операторов БПЛА.

«Коптеры по просьбам воинов начали возить примерно в начале весны 2023 года. Бойцы просили и антидроновые ружья. Средств радиоэлектронной борьбы в то время ещё особо не было, — присоединился к разговору Алексей Рябоконь. - С нашим первым гуманитарным рейсом отвёз свой личный „Мавик-1“. Но, как показала практика, модель была уязвима перед ветрами. Поняли, что требуются более совершенные виды коптеров. С тех пор наша с Венером команда начала специализироваться исключительно на спецоборудовании. Всё остальное берём в довесок по просьбе общественных организаций и активистов».

Мужчины рассказали о первом рейсе. Самое тяжёлое — дороги. Федеральные трассы позволяют добраться по заданному графику, но на территории новых регионов скорость зависит не от предупреждающих знаков, а от качества дорожного полотна.

из личного архива Венера Якупова
из личного архива Венера Якупова
из личного архива Венера Якупова
из личного архива Венера Якупова
из личного архива Венера Якупова
из личного архива Венера Якупова
из личного архива Венера Якупова
из личного архива Венера Якупова
Фото:из личного архива Венера Якупова

«До границы едем сутки-полторы. За это время успеваем переночевать, поесть. С Венером сменяем друг друга за рулём. До многостороннего автомобильного пункта пропуска Донбасса добираемся без проблем. К нему подъезжаем ближе к ночи. После досмотра отдыхаем, никуда не двигаемся, поскольку существует комендантский час. А уже рано утром следующего дня начинаем работу, — рассказывает Алексей. – В первый раз пришлось попросить ребят показать нам дорогу. Они возвращались на передовую после лечения по ранению. Встретились с бойцами в Джанкое и дальше ехали вместе. Далее мы присоединились к «Уралу» с военнослужащими. С ними ехал замполит нашего батальона. У них были пропуски, бээрки (боевое распоряжение — документ, предписывающий подразделениям выполнение боевой задачи или кратко повторяющий содержание приказа). Так и добрались».

Рябоконь рассказал, что во время первых рейсов они могли относительно спокойно перемещаться мимо Каховской ГЭС, в районе которой стояли подразделения башкирского батальона. Но следующие поездки по дамбе стали очень опасными.

«Днём по „каховке“ нельзя ехать, только ночью, на низкой скорости и с выключенными фарами. Протяжённость участка около полутора километров, а может и больше. Дорога вся в воронках, нашпигована стабилизаторами фугасов, везде валяются использованные тубусы от противотанковых ракетных комплексов. Приходилось ехать „на ощупь“ — моргнём ближним светом фар, этого хватает, чтобы запомнить дорогу, и дальше едем в кромешной темноте метров 15-20. Затем заново повторяем. Добрались до противоположного берега Днепра по дамбе, но надо же и обратно возвращаться. Помню, начались активные боевые действия и пришлось задержаться на два дня. Наши „Панцири“ (зенитный ракетно-пушечный комплекс) подверглись массированной атаке ВСУ. Когда восстановили переправу и дали „добро“ на выезд, я был за рулём. Еду и краем глаза замечаю пролетающую ракету врага. Конечно же, страшно. Затем на небе раскрылась „розочка“. Ага, значит наша ПВО поймала объект. Но потом мысль — а вдруг это не последняя ракета ВСУ, их же выпускают по две-три. В такие моменты в голове всегда есть мысли о конечности жизни. Они занимают прочное место в голове, но их не стоит отгонять, надо сжиться с ними. Спокойно выполнять свою работу и думать о том, что нас ждут — с одной стороны, батальон, с другой — семья. Нашим родным мы не говорили о том, что добираемся до линии огня. Им достаточно знать, что доезжаем до границы и там разгружаемся. Теперь уже с этим проще, понимают нас», — говорит Алексей Рябоконь.

За более чем два года работы на борт напарникам просились желающие ехать с ними на Донбасс. Но мужчины уже привыкли работать вдвоём. Сменяя друг друга за рулём, они вспоминают молодые годы, рассуждают о мировой обстановке, травят анекдоты или просто молчат, каждый погрузившись в свои мысли.

«Те, кто хотел искренне помогать бойцам, давно проторили свои маршруты. И дай Бог, чтобы они благополучно добрались на передний край и смогли вернуться домой за новым грузом. Основное, что надо воинам сейчас — коптеры и средства их подавления», — говорит Венер Якупов.

Сегодня Венер и Алексей снова собираются в путь. Автомобиль прошёл ТО, основной акцент на ходовую часть. Запчасти они с собой не берут, если и случаются мелкие поломки, на трассе всегда можно заехать в автомобильную мастерскую. Главное, не забыть аптечку со жгутами, индивидуальными перевязочными пакетами, обезболивающими средствами. Впереди фронт, а значит надо быть готовым ко всему, чтобы на финише прозвучали заветные слова: «Здорово, пацаны. Мы приехали».

из личного архива Венера Якупова
из личного архива Венера Якупова
Эдуард Кускарбеков
Фото:из личного архива Венера Якупова
Автор:Эдуард Кускарбеков
Читайте нас: